Самоанализ открытого урока по русскому языку по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»


Самоанализ открытого урока

Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
В теме урок №1
Базовый учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык» в 4 частях, 2010 г.
Цель урока: формировать умения  обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Задачи:
1.     Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
         а) познавательные УУД:
-развитие внимания, критического мышления , зрительной памяти учащихся.
        б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
           в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Урок с применением ИКТ
Оборудование: учебник, рисунок корзины, сведения о существительных на отдельных листах (на доску), листы-помощники с заданиями для каждого ученика, карточки с разноуровневыми заданиями.

На уроке я использовала:
Технологии: личностно-ориентированный подход, технологию проблемного обучения, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование: мультимедийная презентация в программе Microsoft PowerPoint, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы) в программе OpenOffice.
По типу – это урок изучения нового материала.
По форме проведения - урок на основе электронной презентации.
Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Имя существительное» курса «Русский язык». Данный урок по теме «правописание имён сущестительных с шипящими на конце женского и мужского рода» тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение правописания имён существительных.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 3 «А» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.
Этапы урока:
Для активизации внимания и разнообразия форм работы в основе каждого этапа использовались игровые моменты. Все этапы логично связаны.
1 этап: Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.
Его цель - создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. Стихотворение способствовало эмоциональному настрою на урок.
2 этап: Актуализация знаний. Стадия вызова.
Данный этап был разделён на основные части: чистописание, повторение знаний об имени существительном (Корзина знаний), повторение знаний функциях ь знака в русском языке (Загадка и кроссворд).
Использование стихотворного текста в минутке чистописания, не только помогло учащимся совершенствовать свои калиграфические навыки, воспитывать аккуратность, настойчивость, усердие, но и развивать внимание, т. к. именно из стихотворения дети должны были выделить шипящие звуки, а также дать им артикуляционную характеристику.
На данном этапе проведена фронтальная работа (заполнение корзины знаний), которая способствовала актуализации знаний, связи данной темы урока с ранее изученным материалом и развитию монологической речи учащихся, применён метод работы в парах (разгадывание кроссворда). Для успешного выполения задания ученики должны были договориться между собой, вступали в диалог с учителем. Через подводящий диалог ребята подошли к самостоятельной формулировке темы урока и составлению девиза урока.
На данном этапе урока формировались следующие учебные действия:
регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Выполняя различные роли в парах, сотрудничать в совместном решении проблемы.
познавательные: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
3 этап: Работа над темой урока. Стадия осмысления.
Для создания проблемной ситуации учащимся был предложен тест на новый материал, чтобы возник разброс мнений. По окончанию работы учащиеся провели проверку и подошли к постановке учебной проблемы: «Какую функцию выполняет ь знак на конце имён существительных после шипящих». Осознание учащимися учебной проблемы автоматически повышает активность учеников на уроке, даёт возможность каждому ученику быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
На этапе решения учебной задачи детям были предложены группы слов. Учащиеся исследовали эти слова, наблюдали над из ролью в речи, и объединяли их по группам. Результатом данной работы стало выведение учащимися алгоритма написания имён существительных с шипящими на конце. Использование стихотворной «напоминалки» повысило познавательный интерес к данной теме, создало установку на плодотворную работу.
Данный этап урока способствовал формированию УУД: 1) Познавательных: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
2) коммуникативных: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; 3)регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Здоровьесберегающие технологии были применены на этапе «Физкультминутки», которая состояла из двух частей. Первая часть была проедена в виде игры, с целью развития внимания и усвоения полученых знаний. Учащиеся на слух дифференцировали существительные мужского и женского рода, выполняя при этом не сложные физические упражнения. Вторая половинка физкультминутки была направлена на коррекцию и восстановление зрительного органа.

5 этап. Закрепление пройденного. Развитие умений применения нового знания.
На этапе развития умений была организована творческая работа, которая состояла из двух этапов: работа по восстановлению деформированного текста и разноуровневые задания по карточкам. Для успешного выполнения данных заданий ребятам необходимо было использовать выработанный алгоритм действий. Разноуровневые задания, составленные с учётом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный климат. Удетей возникает чувство удовлетворённости после каждого верно решённого задания, что повышает их познавательную активность. У слабомотивированных учащихся появляется уверенность в своих силах, создаётся положительная мотивация к учению.
По окончанию работы ученики вновь пришли к выводу: как пишутся имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце, и какую роль в этих словах выполняет мягкий знак.
На данном этапе формировались УУД:
познавательные: находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.
6 этап. Подведение итогов. Стадия рефлексии.
На заключительном этапе урока вырабатывались умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы. На протяжении всего урока учащиеся были настроены на ситуацию успеха. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах урока использовала путешествие в сказку через яркую, красочную компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету, развивать их воображение, внимание, память.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Действия учителя и учеников были завершёнными. В ходе урока дети осознали новые для себя знания «Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце». Научились различать и правильно писать существительные женского и мужского рода.
Учащиеся работали на уроке как устно, так и письменно.
Работоспособность учащихся в течение всего урока была высокой. Этому способствовали активные методы обучения, нестандартная форма урока, хорошее владение учащимися теоретическими знаниями.
Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками - демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.
Цели в течение урока были достигнуты.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания.
Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, так как учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
Труд детей был оценён, были выставлены положительные отметки.
Недочёты в работе:
У большинства учащихся класса уровень развития связной речи ниже возрастной нормы, для работы над восстановлением деформированного текста потребовалось гораздо больше времени, чем обычно. Поэтому регламент урока не выдержан. Удаление какого-либо из этапов или перенос на следующий урок сочла не целесообразным, т. к. они были необходимы для качественного усвоения материала.