Урок русского языка 4 класс Правописание мягкого знака после шипящих букв в конце имён существительных

Урок русского языка 4 класс
Правописание мягкого знака после шипящих букв в конце имён существительных
Матишева Татьяна Андреевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №37»

УМК Образовательной системы «Школа 2100», русский язык
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих букв в конце имён существительных
Цель урока: создание условий для овладения обучающимися правописания мягкого знака после шипящих букв в конце имён существительных
Задачи урока:
Совместно с учащимися выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; формировать умение различать собственные знания и незнания на примере существительных с шипящими на конце.
Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Средства обучения: учебник, карточки слов, ИКТ /компьютер, проектор/,листы ватмана для групповой работы, оценочные листы групп, бланк правила работы в группе, карточки заданий для групповой работы, карточки для составления алгоритма.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
Оргмомент. (2 мин)
- На уроке нам предстоит открыть новые знания. Это нелёгкий путь. Помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается успех»
Актуализация знаний (7 мин.)
1. Чистописание
Эта буква – хитрый знак, не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится. (Ь)
- Чем необычна эта буква? (нет звука)
Образец написания буквы «ь», коррекция каллиграфических ошибок учащихся в написании буквы и в соединениях её с другими буквами.
Оценка каллиграфических умений. Проверка задания (фронтально). Оценка работы класса.
2. Прочитайте слова.Слайд 1 (профиль, пальмовый, брать, ателье, серьёзный, судья, беречь, стеречь, испечь) Что общего у этих слов?
- Какова роль «ь» знака в словах? (мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределенную форму глагола – выполняет грамматическую функцию). Слайд 2
3. Подтвердите свои знания о роли мягкого знака. Запишите слова в три столбика по группам.
Фронтальная проверка задания. Оценка работы класса. Что помогло вам успешно справиться с заданием? (умение определять роль «ь» знака на письме)
Открытие «нового» знания учащимися (20 мин)
1.Обозначение разрыва. Проблемная ситуация.
Задание:
(Ученик выполняет работу у доски, остальные в тетради)
Прочитайте и замените одним словом. Слайды 3 – 7
Часть суток с вечера до утра? (ночь), Приспособление, с помощью которого открывают замок. (ключ), Сооружение из кирпича для отопления дома? (печь), Суп ср свеклой и другими овощами. (борщ), Человек, лечащий больных (врач), Бывает и устная и письменная (речь).
(Ученики могут написать с ошибками, так как правило написания данных слов они еще не знают).
- Посмотрите на запись слов. У кого также написано, а может у кого-то по-другому?
- Сколько мнений в классе? (Примем побуждения к осознанию противоречия).
Ученики: Два разных мнения. (Осознание противоречия)
- Давайте проверим, как надо правильно писать эти слова. (Открываются слова, ученики проверяют, исправляют ошибки).
Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
-Что общего у всех этих слов? (На конце шипящий звук)
- Назовите их. Обозначьте графическое название всех этих слов в виде опоры для дальнейшей работы. (ч,щ,ш, ж – сущ. Ь)
- В каком месте в слове допущена ошибка? Почему? (мягкий знак на конце слова.Не знаем правила).
- Давайте выясним причину такого написания имен существительных.
- Какой вопрос возник? Кто хочет получить ответ на вопрос? (предполагаемые вопросы учеников:Почему у имен существительных после шипящих на конце в одних случаях пишется мягкий знак на конце слова, а в других нет?)
Учебная задача: в каких случаях после шипящих в конце имен существительных на конце пишется мягкий знак, какой способ существует в русском языке для определения написания мягкого знака у существительных с шипящим на конце.
Поиск решения учебной задачи
Групповая работа
Задание. Хотите сами открыть, когда же пишется у существительных на конце мягкий знак? Объединились в группы.После выполнения задания вам нужно оценить работу вашей группы в оценочном листе, который у вас на столе.
- Что мы должны помнить, работая в группе? (В группе должен быть ответственный; работать должен каждый; один говорит, другие слушают; своё несогласие высказывай вежливо; если не понял, переспроси). Каждой группе даны слова.
Сделайте вывод, когда пишется у существительных мягкий знак. Свое решение подготовьтесь защищать. Признаки, по которым будете наблюдать за словами:
Слайд 8 часть речи:
что общего у этих слов:
чем они различаются:
вывод: от чего зависит написание
мягкого знака в конце имен существительных:
Распределение действий между членами группы: 1 ученик рассматривает слова с опорой на первый признак (часть речи); 2 ученик – с опорой на второй признак (что общего); 3 ученик – с опорой на третий признак (чем различаются); 4 ученик – записывает выводы каждого. Совместно обсуждаете вывод, и 5 учени
·к докладывает решение группы.
Проверка и оценка групповой работы. (В конце существительных после шипящих букв Ж.р. мягкий знак пишется, а М.Р. – не пишется). Выступают две группы, а другие участники групп дополняют, уточняют, задают «умные вопросы».
Оценка групповой работы. Оцените работу каждого ученика вашей группы.
Таблица №1Оценочный лист группы



Имя ученика
Критерии самооценки / «да» +, «нет» – /



Активно работали в группе
Опора на первый признак:
часть речи
Опора на второй признак: сходства
Опора на третий признак: различия
Вывод: формулировка правила написания Ь

1







2







3







4







5








Вывод: Какое открытие о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных сделали на уроке?
4. Первичное воспроизведение нового знания. Составление алгоритма правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук.
- Где мы можем проверить, правильно ли мы сформулировали правило? (В учебнике)
Работа над текстом правила. Фронтальная работа.
Чтение правила и сравнение с теми формулировками, которые ученики дали сами.
-Можно ли написание после букв шипящих в конце имен существительных считать орфограммой? Докажите.
- Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук на конце)
-Что является главным в выборе написания «Ь» (Род имен существительного)
- Прочитайте первый вопрос на стр. 5 (Изобрази правило в виде схемы)
Составим алгоритм, удобный для запоминания. Продолжите фразу. Чтобы правильно написать слово с шипящим согласным на конце, нужно определить (часть речи)
-Если шипящий на конце слова (Если нет, то орфограммы нет, если есть, то определяем род существительного). Какие выполним действия, если есть орфограмма? (Если сущж.р. , то на конце слова пишу «Ь», если М.Р. – то «Ь» писать не буду).
На доске строится совместный выработанный алгоритм. Этот ваш «помощник».
- Проверьте по этому алгоритму, если изученная орфограмма в словах: меч, горечь, мель, ночью, рожь, помочь.
- Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм.
Самооценка выполнения.
Первичное закрепление. Развитие орфографических умений. (5мин)
Выполнение упражнения по учебнику. Стр. 6, упр 174 – развивается умение отличать орфограмму «Ь» после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с «Ь». У доски работают три ученика. Проверка коллективная.
Оценка учителем учеников у доски, остальные ученики после проверки выполняют самооценку работы.
Контроль за усвоением (7 мин)
Задача: установить степень усвоения правописания новой орфограммы.
Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой стр. 6, упр 175.
Индивидуальная оценка учащихся. Самооценка учащихся.
Рефлексивная оценка (3 мин)
- Что знали о правописании «Ь»? Изменились ли ваши знания?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о правописании «Ь»?
- Как вы будете действовать, если в конце существительного стоит шипящий? (обращение к алгоритму).
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
VII. Домашнее задание (1 мин)
Стр. 7, упр.176, уметь передавать содержание правила схемой.
Задание дополнительное: записать 5 -6 слов с шипящим на конце и выполнить транскрипцию.
Список литературы для учителя
Бунеев, Р.Н. Русский язык. 4 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 [Текст] : / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М.:Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева, Е.В. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. [Текст] : / Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева. – М. :Баллас, 2014. – 272 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Комисарова, А.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-ого класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособия для учащихся. [Текст] : /Л.Ю. Комисарова. Изд. 3-е., испр. – М.: Баласс: Издательство Школьный дом. 2012. – 96 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Как подготовить и провести аттестационный урок. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2003. – 111с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 41с.
Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Текст] : /Г.А. Цукерман. - Рига: Эксперимент, 2000 – 178 с.
Список литературы для учащихся
Бунеев, Р.Н. Русский язык. 4 класс : учеб.дляобщеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2 [Текст] : / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М. :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 144 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Комисарова, А.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-ого класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособия для учащихся. [Текст] : /Л.Ю. Комисарова. Изд. 3-е., испр. – М.: Баласс: Издательство Школьный дом. 2012. – 96 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
15