Урок русского языка в 3-м классе по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"
Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).
Цели:
Закрепить знание с орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
воспитывать уважение к родному языку.
Ход урока
Организация начала урока.
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Актуализация знаний
Учитель:
За горами, за долами,
За дремучими лесами
Есть страна удивительная.
Правит этой страной
Существительное.
Существительное?
Что это такое?
Я хочу о нём узнать.
Кто из вас сейчас, ребята,
О нём может рассказать?
Д. (рассказывают правило о существительном).
Постановка проблемы.
- В русском языке много удивительного и таинственного. Раскрыть одну из тайн нам помогут такие пары слов (слайд 2):
рожь нож плащ глушь
вещь речь врач камыш овощ ночь
-Прочитайте и сравните их. Что общего в словах?
(Имена существительные, на конце шипящие)
- Что вас удивило?
(В одних словах есть ь на конце, а в других после этих же букв нет ь)
-Какой вопрос возник?
(Почему в одних случаях пишется ь, а в других - нет ?)
Проблемный вопрос появляется на слайде- Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?
Определение темы и целей урока.
- В чём затруднения?
(На конце слов в каждой паре шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем).
-Определите цели урока.
( Выяснить, в каких случаях после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, научиться правильно писать такие слова.)
-Определите тему урока.
(Тема урока – «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»)
- С какой целью изучается эта тема?
(Чтобы грамотно писать)
Предложить высказать свои предположения, в каком случае после шипящих нужно писать мягкий знак?
1 предположение: Это зависит от числа: если слово употреблено в единственном числе, то пишем ь.
2 предположение: Это зависит от рода: если слово женского рода, то будем употреблять ь.)Поиск решения («открытие знаний»).
-Разделите данные слова на 2 группы
-По какому признаку разделим на группы?
- Давайте проверим, как вы выполнили задание (проверка по слайду)
-Попробуйте сделать вывод.
-Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь?
(Мягкий знак пишется на конце имён существительных женского рода после шипящих)
-Сравните его с правилом в учебнике.
Чтение правила по учебнику.
(Вывод совпадает с правилом в учебнике)
Давайте составим алгоритм, схему, которые помогут правильно рассуждать и не допускать ошибок при письме.
Для составления алгоритма на слайд вывести слова:
Алгоритм
Прочитайте слово.
Определите часть речи.
Какие звуки слышатся на конце слова?
Определить род существительных .Меч(?)
Гореч(?)
Молодеж(?)Слайд
-Когда пишем ь знак на конце сущ. после шипящих?
-Какой признак является главным? слайд со схемой
Проверка первичного восприятия.
- Какое слово будет лишним?
-Лексическое значение слова меч. Слайд
Пословица: "Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет!" Слайд
-А вы знаете, кому принадлежат эти слова?
Слова принадлежат Александру Невскому Эти слова Александр Невский сказал в сражении со шведами на Неве и с рыцарями – крестоносцами на Чудском озере. Слайд
-Кто из вас может рассказать о Александре Невском.
На доске слова: ТУШ, ТУШЬ.
-Посмотрите на доску, почему в одном варианте есть мягкий знак, а во втором нет, что обозначают данные слова? Давайте найдем лексическое значение слов в словаре.
-Прослушайте мелодию.
- Скажите когда мы в наше время можем услышать туш?
Физминутка-Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем и поиграем.
(Играют 2 команды мальчиков и девочек. )-если cущ. ж.р.-встают девочки
м.р.-встают мальчики.
Ерш, полночь, клич, сыч, мышь, карандаш, чиж, дрожь, пейзаж, горяч, плач, грач, молодежь.Самостоятельная работа
Запишите слова которые вы видите на картинке слайд
Закрепление полученных знаний.
Учащимся предлагается задание для фронтальной работы, работа по интерактивной доске.
-Вставьте ь в словах, где он необходим:
доч., врач., калач.. помощ., лещ., мощ.. ноч.. сторож… этаж…… плащ…
ключ… малыш… вещ… брош… мяч… кирпич…
Работа по учебнику выполнение упр.53 с. 32
Запишите 1вариант 5 словосочетаний, с существительными женского рода, 2 вариант 5 словосочетаний, с существительными мужского рода.
Практическая работа
Индивидуальная работа.
Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луч…, дич…, лож…, глуш…, уж…
Самопроверка + самооценка.
Разгадывание кроссворда, работа по интерактивной доске
Загадки.
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож).
Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
Тест (самостоятельная работа), работа с пультами по интерактивной доске.
1. Мягкий знак может выполнять:
а) 3 работы;
б) 2 работы;
в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
б) пишется только на конце слова.
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется ь знак;
б) не пишется ь знак.
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) не пишется ь знак;
б) пишется ь знак.
5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на число;
б) на род существительных;
Домашнее задание. Упр54
Итог урока. Рефлексивно – оценочный этап.
-Какую цель ставили перед собой в начале урока?
-Что нового узнали?
Что было легко? Что было трудно?
Что понравилось?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- За что ты можешь похвалить себя, одноклассников?