Урок русского языка в 3 классе Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Предмет : Русский язык
Класс: 3
Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме урок №1
Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина 3 класс ; Москва «Просвещение», 2014 год (программа «Школа России»)
Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
Задачи:
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. Метапредметные:
а) познавательные УУД:
-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
- формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент.
-Готовность учащихся к уроку.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
Введение в урок.
-Мы изучаем большую тему «Имя существительное». Что узнали об этой части речи?
-Чем занимались на прошлом уроке? (Учились определять род имен существительных)
-Как определять род имен существительных?
Повторение и закрепление знаний, умений и навыков.
Проверка домашнего задания упр.№45.
-Назовите имена существительные мужского, женского, среднего рода.
Запись числа в тетрадь.
Минутка чистописания.
-Отгадайте загадку:
Эта буква-хитрый знак.
Не назвать её никак.
Она не произносится,
Но в слово часто просится.
-Эта буква-мягкий знак.
-Напишите строчку букв «Ь». (учитель показывает на доске)
Актуализация опорных знаний.
- Как думаете, стоит ли вам заниматься русским языком, ведь вы уже умеете читать, писать? Зачем нам русский язык, может быть, найдём дела поинтереснее? (Дети говорят о значении знаний в их жизни).
- Я согласна с вами. Прочитайте пословицы. (Слайд 1)
Век живи, век учись.
Ученье – путь к уменью.
- Так говорят русские пословицы, знание которых вы сейчас мне объясняли своими словами.
Запись в тетрадях второй пословицы. (Минутка чистописания).
- Посмотрите на все слова пословицы. Что общего в их написании? (ь знак)
- Какую работу выполняет ь? (Слайд 2 )1) ь – показатель мягкости согласного
2) ь – разделительный
- Сегодня на уроке мы узнаем ещё об одной работе ь знака. А что это за работа, вы мне сами скажите, но чуть позже.
Создание проблемной ситуации.
(Слайд 3 )Компьютер, тетрадь, дочь, учитель, воробьи, соловьи, корабль, мышь, пальто, мультфильм.
- Распределите слова в два столбика: 1 – ь показатель мягкости, 2 – ь разделительный.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Давайте проверим вашу работу. (Проблема: дочь, мышь – в какой столбик?)
- Какую роль выполняет ь в слове дочь? (Дети могут сказать – показатель мягкости. ) Зачем, если [ч] и так всегда мягкий?
- Зачем нужен ь в слове мышь, ведь [ж] не бывает мягким?
- Тогда куда же нужно было записать эти слова? (Никуда. )
Постановка учебной задачи.
- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая - то роль?
- Так какова же наша учебная задача на урок? (Узнать, какую ещё роль играет ь в словах. ) (Учебную задачу на доску. )
Ознакомление с употреблением ь после шипящих на конце имён существительных.(Слайд 4)
1) Работа в парах. Задание на карточках.
Алгоритм исследования:
Прочитай слова: мяч, ключ, ночь, уж, вещь, молодёжь, лещ, карандаш.
Определите часть речи.
Какой звук слышится на конце слова?
На какие группы можно разделить слова?
Запиши в столбики по группам.
Понаблюдай, в каких словах ь пишется, а в каких не пишется.
Сделай вывод.
2) К какому же выводу вы пришли в результате своего исследования?
3) Проверка. (Слайд 5)
Постановка темы урока.
- Кто догадался, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». (Слайд 6 ) Формулирование правила.
-Уверена, что теперь вы сможете сформулировать правило.(Слайд 7)
-Давайте проверим по учебнику с.
Физкультминутка.
-Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Первичное закрепление нового материала
1.Работа со словосочетаниями.(Слайд 8-12 )
новый гараж(?)
золотая рож (?)
серебристый ландыш (?)
тонкий камыш(?)
красивая брош(?)
-Запишите словосочетания, объясните орфограмму.
2. Игра «Четвёртый лишний»(Слайд 13 )
Плащ, плющ, помощь, лещ.
Мышь, тишь, ёрш, тушь.
Луч, дочь, мяч, грач.
Нож, багаж, сторож, глушь
3. Игра «Самый внимательный»
-Я буду называть имена существительные, если в слове есть мягкий знак, то вы поднимаете зелёный сигнал, если мягкого знака нет, то красный:
Шалаш, багаж, калач, речь, вещь, стриж, товарищ, морж, луч, мяч, врач.
4. Творческая работа (Слайд 14)
Наступила … . Только луна освещает лесную … . Вот и … вылетел на охоту. Испуганная … бежит в нору.
На доске карточки со словами, которые дети вставляют в текст (полночь, глушь, сыч, мышь).
– Это текст? Почему? Как озаглавите? Спишите его.
4. Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд 15 )-Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно. (Дети исправляют ошибки в карточках)
Кончается короткая ночь. Первый лучь солнца упал на ландышь. Потом луч заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тишь нарушала только наша реч.
5.Тест. 1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знакА)пишется Б)не пишется2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак А) пишется Б)не пишется3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные
А) мужского рода Б) женского рода4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь знак ? А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?) Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?) В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)5. В каких словах допущены ошибки? А) моржь Б) молодеж В) кирпич Г)брошь Д) чертежь Ответы: 1)-Б, 2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)- А Б Д (Слайд 16)
5. Разгадывание кроссворд. (Слайд 17)
Загадки.
1)Если хорошо заточен,Все легко он режет очень. (Нож).
2)Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
3)Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
4)Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
VII. Обобщение и систематизация знаний и умений.
- Какова была цель нашего урока?
(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Узнали?(Слайд 18 )
Чтобы знать, как писать,Надо род определять.Если женский род, то надоМягкий знак употреблять.И тогда мы пишем рожь,Мышь, печь, сушь и молодёжь.Если род мужской у слова - Нет тут знака никакого!И тогда пиши: калач,Врач, малыш, гараж и грач.
VIII. Задание на дом.(Слайд 19)
IX. Подведение итогов и результатов урока.
- Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Что понравилось?
Рефлексия.
- Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
3. Если не разобрались в теме – голубую.