Урок русского языка в 5 классе на тему: Правописание мягкого знака у существительных женского и мужского рода после шипящих
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание мягкого знака у существительных мужского и женского рода после шипящих»
Цели: отработка умений и навыков в правописании существительных мужского и женского рода с шипящей на конце;
коррекция и развитие логического мышления через упражнения в анализе и синтезе;
развитие самостоятельности учащихся; формирование мотивации к учению.
Ход урока:
Оргмомент.
Коррекционные упражнения:
Гимнастика для пальцев рук: «Молоточки били- били, в стенку гвоздики забили»;
Упражнение на развитие кратковременной памяти «Пары слов» (учащимся предлагается за 1 минуту запомнить пары слов, данные на доске на плакате; затем плакат закрывается, дети называют пары слов, которые запомнили):
ПТИЦА – ГНЕЗДО
КОШКА – МЫШКА
ЛЯГУШКА – БОЛОТО
КЛОУН – ЦИРК
РЫБА – РЕКА
Повторение изученного:
Беседа об имени существительном как части речи:
- К какой части речи относятся слова, которые вы запоминали? Докажите свой ответ. (К имени существительному, т.к. отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
- Что такое имя существительное?
- Вспомним грамматические признаки имени существительного, которые вы уже знаете.
2) Из слов, записанных на доске, выберите существительные, запишите их в тетрадь.
Слова на доске: Машенька, ёлка, серебро, снежный, олени, орехи, горят, Снегурочка, птицы, сказка, полночь.- Найдите среди слов, которые вы выписали, одушевлённые и неодушевлённые существительные;
- Найдите собственные и нарицательные существительные;
- Определите число существительных;
- Определите род существительных;
- Объясните правописание существительного полночь (все ответы учащиеся аргументируют, вспоминая правила)
VI. Тема урока:
Учащиеся повторяют правило правописания мягкого знака у существительных мужского и женского рода на шипящие;
Закрепление изученного:
а) Задание «По цепочке»: учитель диктует слова на изучаемое правило, учащиеся по цепочке объясняют правило правописания данных слов; слова записываются в тетрадь.
Слова: обруч, ландыш, горечь, шалаш, борщ, ночь, течь, усач, товарищ, глушь, пляж (объясняется значение слов течь, глушь). С данными словами учащиеся составляют устно предложения.
б) Задание «Найди пару!»: учащимся раздаются карточки с таблицей; слова, данные в таблице, надо соединить стрелочками в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением (работа с антонимами); правописание слов с шипящей на конце объяснить (указать род существительных, подчеркнуть шипящие буквы двумя чертами, мягкий знак – одной)
Правда
Корка
Бедность
Бедняк
Шум
Старики
слабость молодёжь
ложь
тишь
роскошь
мощь
мякиш
богач
V. Физкультминутка.Руки на пояс поставьте вначале,
Вправо и влево качните плечами.
Вы дотянитесь рукою до пятки.
Если сумели – всё в полном порядке!
в) Задание «Найдись пара!»: учащимся раздаются бумажные полоски, на каждой из которых написано по одному слову; дети читают слова и объединяются в пары так, чтобы в каждой паре были слова, близкие по значению (работа с синонимами); объясняется правописание слов с шипящей на конце; слова записываются в тетрадь.
Полоски со словами: неправда, ерунда, граница, трепет, соревнование, призыв, здоровяк, команда; экипаж, крепыш, клич, матч, дрожь, рубеж, чушь, ложь. г) «Занимательная пауза»
1. Печь
2. Ложь
3. Брешь (объясняется значение слова: «дыра, пробоина в чём-либо»)
4. Тишь
5. Душ
Задание: заменить выделенные буквы так, чтобы получились слова со значением:
Средство человеческого общения (речь)
Хлебное растение (рожь)
Женское украшение (брошь)
Краска для черчения, рисования, письма (тушь)
Торжественное музыкальное приветствие (туш)
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Стр.108 учебника, упр.273.
VII. Итоги урока. Проверка работ учителем, выставление оценок. Домашнее задание по индивидуальным карточкам.