Конструкт урока русскогоязыка для 1 класса на тему «Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И»
Министерство общего профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока русскогоязыка для 1 класса на тему
«Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И»
Разработчик:
Марамзина А.А.,
студентка 3 «Б» группы,
Учитель:
Харитончук Ю.Н.________
Камышлов, 2016
Тема: «Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И»
Класс:1 «а»
УМК: «Перспектива»
Тип урока:изучение нового материала
Цель: усвоить представление о разделительном мягком знаке и его свойствах.
Задачи:
Личностные:
Формировать интерес к учебной деятельности;
Метапредметные:
Коммуникативные:
Формировать умение слушать и вступать в диалог;
Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Развить умение работать в паре;
Регулятивные:
Формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Развить умение прогнозировать предстоящую работу;
Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Познавательные:
Развить умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник;
Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний;
Предметные:
Формировать умения наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком;
КУМО: учебник «Русский язык», наглядный и раздаточный материал.
Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Ребята, меня зовут Альбина Алексеевна. Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами сотрудничать. Приветствуют учителя, садятся на свои места.
Л: интерес к учебной деятельности;
К: Готовность к сотрудничеству. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности - Для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе,
В мель, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай,
Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква - (мягкий знак)
- Правильно, ребята, урок будет посвящено ему - этому хитрому знаку.
- Ребята, послушайте внимательно сказку.
- Как- то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: «ля, ви, не, те, дю». Как они звучали: слитно или раздельно?
- А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему?
Но ему тоже хотелось подружиться с веселыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля, и получилось лья, потом с ви-вьи, не-нье, те-тье, дю-дью. Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак?
- Ребята, мягкий знак в этом случае выполняет 2 функции.
- Он не только смягчил согласный, но и отделил согласную букву от гласной.
Называется такой мягкий знак разделительным.
- Какова же тема сегодняшнего урока? О чем сказка?
Тема нашего урока «Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я» Слушают загадку
-мягкий знак
Слушают сказку.
- слитно
- Потому что он не обозначал звука.
- Раздельно, прерывисто;
- О разделительном мягком знаке. Л: Формировать интерес к учебной деятельности;
К: умение слушать и вступать в диалог;
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Р: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
П: умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;ориентироваться в своей системе знаний;
П: умения наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком;
Первичное усвоение новых знаний - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доске и прочитайте слова для себя. ___________, прочитай слова для всего класса, громко.
- Ребята, как вы думаете, почему я разделила эти слова на 2 столбика? Верно. Давайте же посмотрим, чем отличаются эти слова.
Для этого давайте составим с вами звуковую схему. Послушайте внимательно, как звучат слова СЕМЯ-СЕМЬЯ;
СЕМЯ, на какую букву падает ударение? Какой первый звук мы слышим? Произнеси его. Твердый это или мягкий звук? Какой последующий звук? На этот звук у нас падает ударение? Какой третий звук? Мягкий или твердый? Какой последний звук мы слышим?
- А теперь давайте посмотрим, как у нас изменится звуковая схема с появлением разделяющего мягкого знака.
СЕМЬЯ, на какую букву падает ударение? Какой первый звук мы слышим? Твердый это или мягкий звук? Какой последующий звук? Какой третий звук? Мягкий или твердый? Какой последний звук мы слышим? Остались ли еще звуки, которые мы не записали? Какой звук? На какой звук падает ударение?
- Ребята, посмотрите на эти 2 звуковые схемы. Как изменилась схема при появлении мягкого разделительного знака? Сколько звуков обозначает буква, когда стоит после Ь?
Разделительный мягкий знак показывает, что стоящая впереди него буква и стоящая позади него буква не обозначают слияния, то есть мягкий знак разделяет буквы.
- А сейчас давайте прочитаем некоторые сведения в рубрике «Узелки на память», откройте стр. _99_ в учебнике. __________, прочитай, пожалуйста, для всего класса, а остальные внимательно слушайте и следите.
Итак, что же вы можете сказать о том, что только прочитали? Какое главное правило вы узнали?
И конечно же буквы е,ё,и,ю,я, когда стоят после разделяющего мягкого знака обозначают 2 звука. Заметьте, что все эти гласные буквы второго ряда. Коля – колья(Толстая прямая палка с заостренным концом); Семя – семья;
- в первом столбике слова без «Ь», а во втором с «Ь»;
- Е;
[С’]
[Э]
- да
[М’]
[А]
- Я;
[C’]
[Э]
[М’]
[Й]
[А]
- 2;
Читают статью. К: умение слушать и вступать в диалог;
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Р: умение прогнозировать предстоящую работу;
П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;ориентироваться в своей системе знаний;
П: умения наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком;
Первичная проверка понимания - Ребята, сейчас я вам предлагаю открыть тетради, записать сегодняшнюю дату шестое мая и открыть учебник на стр. сотой. Найдите упражнение номер 195, внимательно прочитайте и выполните это упражнение. Не забывайте, как следует работать в парах (совещаться шепотом).
На работу вам дается 4 минуты. Можете приступать.
Кто выполнит задание, поднимите руку, чтобы я видела кто готов к дальнейшей работе.
- Итак, ребята, в каких же словах есть разделительный мягкий знак? Как ты определил эти слова?
Совершенно верно. Обратите внимание, что после упражнения есть пословица. ________, прочитай нам её. Как вы понимаете эту пословицу?
Нужно учиться чему-либо и тогда вы будете уметь это делать.
А в каких словах в данной пословице есть разделительный мягкий знак? Как вы это определили? Выполняют упражнение.
- Крылья, перья. Т.к. мягкий знак стоит после согласного и перед буквой гласного звука второго ряда.
Ученье, уменью.
Ь употребляется после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. К: умение слушать и вступать в диалог;
умение работать в паре;
Р: умение прогнозировать предстоящую работу;
П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;ориентироваться в своей системе знаний;
П: умения наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком;
Первичное закрепление - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди своё место». На каждой парте есть карточки со словами. Каждое слово должно найти свое место. Подчеркните слова сразделительным Ь. На работу вам дается 4 минуты.
- Как вы узнавали слова с разделительным ь?
- Давайте проверим правильность выполнения вашей работы (правильный ответ на слайде). Если вы правильно выписали все 5 слов, можете на карточке карандашом поставить себе отметку 5, те, кто правильно определил 4 слова- отметку 4; остальным нужно постараться, подучить и у вас все получится.
(друзья, пять, воробьи, пальма, льёт, вьюга, моль, фонарь, Ольга, обезьяна) Выполняют работу на карточках. К: умение слушать и вступать в диалог;
П: умение находить ответы на вопросы учителя, используя учебник; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;ориентироваться в своей системе знаний;
П: умения наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком;
Информация о домашнем задании Рефлексия Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
- О чем же мы говорили сегодня на уроке?
- Какие функции выполняет разделительный мягкий знак?
- Что происходит с гласными, которые стоят после разделительного ь?
-Вы сегодня порадовали меня. Спасибо за урок, можете отдыхать. Продолжают предложения. Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
К: умение слушать и вступать в диалог;
П: умения высказывать суждения.