Открытый урок по биологии на тему Внутренняя среда организма

Тема урока: "Внутренняя среда организма. Значение крови и её состав".
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-лекция с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся.
Цели урока:
1). Ввести понятие "внутренняя среда организма", познакомиться с особенностями внутренней среды, составом и функциями крови.
Задачи урока:
1). Образовательные:
Сформулировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о внутренней среде, составе и функциях крови, рассмотреть правильные способы питания.
2). Развивающие:
Развитие умений анализа и синтеза информации.
3). Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, развитие коммуникативной компетенции.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
а) знать: определения понятиям "кровь" , "лимфа" , "тканевая жидкость" , "плазма крови" .
б) уметь: отличать форменные элементы крови друг от друга.
Средства обучения: учебник, интерактивная доска , проекционная система для демонстрации слайдов (рисунков , таблиц).
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Биологический диктант:
1. Ответная реакция организма на раздражители это
2. Глаз состоит из и
3. Находится в височной кости, лежит за барабанной перепонкой – это
4. Кости и мышцы образуют
5. Обеспечивает питание и рост костей в толщину
6. Отдел ОДС, отвечающий за различные движения организма
7. Нормально физиологическое состояние мышцы называют
Ответы:
1. Рефлекс
2. Глазное яблоко и вспомогательных аппаратов
3. Среднее ухо
4. ОДС
5. Надкостница
6. Мышцы
7. Утомление

Изучение новой темы:
Внутренней средой организма называют кровь, лимфу и межклеточную жидкость. Эти жидкости защищают клетки и ткани и создают условия для их жизнедеятельности. Межклеточная жидкость прозрачная образуется между клетками и тканями; лимфа желтоватая образует лимфатические сосуды, кровь красного цвета находится в сердце и кровеносных сосудах.
Кровь относится к соединительной ткани. Кровь выполняет важную роль. Без нее человек не может жить. Двигаясь по сосудам кровь обеспечивает связь между органами. Обще количество крови в человеке составляет 5 л. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови: эритроцитов (красные кровяные клетки), лейкоцитов (белые кровяные клетки) и тромбоцитов ( кровяные пластинки). Объем плазмы равен 55-60%, форменные элементы 40-45%. Потеря 10 % крови допустима, 30% опасна и 50% смертельна.
Кровь в организме выполняет следующие функции:
Транспортная – доставляет клеткам питательные вещества.
Гуморальная – переносит гормоны и биологические активные вещества.
Защитная – обезвреживают болезнетворные микробы это лимфоциты, тромбоциты обеспечивают свертывание крови.
Терморегуляторную - поддерживает постоянную температуру тела.
Плазма это прозрачная бесцветная жидкость, состоит из 55-60% крови. В состав плазмы входит: 90-92% воды, 7-8% белков и 2% глюкозы. Белки плазмы делятся на:
глобулины защищает организм от бактерий,
альбумины регулируют содержание воды в плазме,
фибриноген свертывает кровь.
Тканевая жидкость – образуется из жидкой части крови плазмы и содержит в растворенном состоянии все необходимые для жизнедеятельности клеток. В организме тканевая жидкость находится в постоянном движении.
Лимфа – образуется из тканевой жидкости и представляет собой желтоватую жидкость. Лимфа состоит на 95% из воды, имеются также минеральные соли, жиры, глюкоза, а также из лимфоцитов. Лимфа способствует возвращению белков, воды и минеральных солей из тканей в кровь, а также обеспечивает обмен веществ между кровью и тканями организма.

Закрепление нового материала.
1. Решите кроссворд.
Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе. (кровь)
Функция крови, обеспечивающая свертываемость, уничтожает болезнетворных микроорганизмов. (защитная ).
Жидкая часть крови. (плазма)
Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови. (тромбоциты)
Представляет собой желтоватую жидкость. (лимфа)
Переносит гормоны и биологические активные вещества. Это функция (гуморальная).
Регулирует содержание воды в плазме. (альбумины)
Белые кровяные клетки. (лейкоциты)
7


3


6




4

8




5

1


2






2. Установите соответствие:

Правил. ответ


1. Жидкая часть крови
Д
А. эритроциты

2. Белые кровяные клетки
З
Б. гуморальная

3. Красные кровяные клетки
А
В. форменные элементы

4.Переносит гормоны
Б
Г. тканевая жидкость

5. Образуется из тканевой жидкости
Е
Д. плазма

6. Относится к соединительной ткани
Ж
Е. лимфа

7. эритроциты, лейкоциты и тромбоциты
В
Ж. кровь

8. Образуется из жидкой части крови.
Г
З. лейкоциты

3. Проверь себя
 Омывает клетки и осуществляет обмен веществ:
А. Кровь Б. Тканевая жидкость В. Лимфа
 Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции:
А. Кровь Б. Тканевая жидкость В. Лимфа
 В лимфе в большом количестве содержатся:
А. Эритроциты Б. Лимфоциты В. Лейкоциты
Терморегуляция и гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:
А. Крови Б. Лимфы В. Тканевой жидкости
 Межклеточным веществом крови является:
А. Вода Б. Плазма В. Лимфа
К какой ткани относится кровь:
А. соединительной ткани Б. эпителиальной ткани В. мышечной ткани
Сколько количество крови в организме человека.
А. 10 литров Б. 7 литров В. 5 литров
Потеря сколько % крови смертельна:
А. 10% Б. 50% В. 30%
Сколько % воды состоит лимфа:
А. 95% Б.80 % В. 92%
Внутренней средой организма является:
А. кровь и лимфа;
Б. лимфа и тканевая жидкость;
В. тканевая жидкость, лимфа, кровь

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

1 – Б; 6 – А;
2 – В; 7 – В;
3 – Б; 8 – Б;
4 –А; 9 – А;
5 – Б; 10 – В;
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ

"5" – 9 – 10правильных ответов;
"4" –6 – 8 правильных ответов;
"3" – 3 – 5 правильных ответов;
"2" – 2 и меньше правильных ответов.

Рефлексия.
что нового узнали на уроке
что было интересным на уроке
я понял(а) что
Оценивание. Сообщение оценок за урок
Домашняя работы: § 29 пересказ;
знать термины: кровь, лимфа, плазма, тканевая жидкость.





Общеобразовательная средняя школа
№ 18 им. М.Сатыбалдиева.











Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма.





Учитель биологии:
Насырова З.Р.





12.12.2014г.
Л

А

М

Б

Ь

У

Н

И

Ы

П

Ц

О

Ы

Т

А

М

З

А

Г

У

Т

Р

О

М

Б

Н

Ь

Л

А

Р

О

М

И

Я

А

Ф

В

А

О

Р

К

А

Н

Т

И

Щ

А

З

Й

О

Ц

Л

Е

Ы

Т



15