Разработка занятия Пуск двигателя, начало движения, переключения передач в восходящем порядке, переключения передач в нисходящем порядке, остановка выключения двигателя
Тема практического занятия вождения транспортных средств.
Пуск двигателя, начало движения, переключения передач в восходящем порядке, переключения передач в нисходящем порядке, остановка выключения двигателя.
Цели
Обучающие: Сформировать у учащихся понимание сущности такого действия как пуск двигателя и начало движения автомобиля.
Развивающая: Развить умение пространственного ориентирования при начале движении автомобиля. Привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системой. Способствовать в выработке знании, умений и навыков при переключении передач восходящем порядке и нисходящем порядке
Воспитательная: Воспитывать ответственность и дисциплинированность будущего водителя.
Место проведения – закрытая площадка.
Время – 2 час.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль Саз – 3705 схема учебного маршрута.
Ход урока
Вводный инструктаж.
Принять доклад от учащегося о прибытии на занятия.
Объявить цель занятия.
Проверить знания предыдущего материала.
Текущий инструктаж.
Показать последовательность выполнения упражнения.
Самостоятельная отработка упражнений учащимся.
Наблюдение за действиями и поведением учащегося.
Исправление ошибок, допущенных учащимся при выполнении упражнения.
Контрольная проверка знаний и навыков учащегося по данному упражнению.
Заключительный инструктаж
1) Отметить положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения.
2) Объявить оценку.
3) Дать задание на дом.
ХОД УРОКА
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
а) Принять доклад от учащегося о его прибытии на занятие;
б) Проверка готовности к занятию (внешнего вида);
в) Объявляю тему Пуск двигателя, начало движения, переключения передач в восходящем порядке, переключения передач в нисходящем порядке, остановка выключения двигателя.
Цели
Обучающие: Сформировать у учащихся понимание сущности такого действия как пуск двигателя и начало движения автомобиля.
Развивающая: Развить умение пространственного ориентирования при начале движении автомобиля. Привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системой. Способствовать в выработке знании, умений и навыков при переключении передач восходящем порядке и нисходящем порядке
Воспитательная: Воспитывать ответственность и дисциплинированность будущего водителя.
Место проведения – закрытая площадка.
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Пуск двигателя и начало движения автомобиля, остановка автомобиля и выключения двигателя является логическим продолжением совершенствования техники управления автомобилем- это то упражнение которое включает в себя ранее изучение элементы и приёмы действий органами управления автомобиля и является продолжением изучения практического вождения автомобиля. Оно позволит в будущем при самостоятельном управлении автомобилем стать полноправным и профессиональным участником дорожного движения
Актуализация знаний
Вопрос. Перечисли мне основные органы управления.? Ответ.
Рулевое колесо
Педаль сцепления
Педаль тормоза
Педаль акселератора
Рычаг управления КПП
Рычаг стояночного тормоза
Вопрос Перечисли порядок алгоритм действий при трогании автомобиля места.
Ответ Порядок трогания автомобиля с места: включить указатель поворота, выключить сцепление, включить первую передачу, убедившись, что не создаются помехи другим участникам движения начать движения.
Чтобы стать профессиональным водителем категории «С» необходимо в совершенстве овладеть навыками управления автомобилем в различных дорожных условиях. Напомню, что навык- это определённый алгоритм действий доведённый до автоматизма. Разучиваемое сегодня упражнение позволит без особого напряжения при управлении автомобилем совершать следующие действия: пуск двигателя и начало движения автомобиля, остановка автомобиля и выключения двигателя ,а также переключении передач восходящем и нисходящем режимах.
1.Отработка элементов управления с неработающим двигателем
Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления. Итак, сидим удобно и свободно
обзор из автомобиля хороший и спереди, и сзади
руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе
ноги свободно достают до педалей.
Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол. Достаточно быстро отпускаем ее на 1/3 хода и затем плавно и медленно до полного освобождения. Сделаем это упражнение несколько раз: пусть нога привыкнет к упругости педали. Тренируем правую ногу. Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь. Переносим ногу на педаль тормоза и нажимаем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормозную педаль. Тренируемся включать передачи. Выжимаем педаль сцепления. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее. Спокойно и четко переводим рычаг в положение I передачи. Далее при выжатой педали сцепления проделаем переключения передач последовательно по восходящей и в любом порядке. Помните: механизм любит четкость и плавность. Рекомендация. Для простоты включения второй передачи с первой не обязательно переводить рычаг в нейтральное положение. Достаточно слегка прижимая к себе (влево по ходу),перевести его до конца назад. Выполняя указанные упражнения, вы неизбежно смотрели на органы управления автомобиля. Теперь проделайте то же самое, не глядя на органы управления, привыкните к ним. Это поможет вам впоследствии.
2 Запуск двигателя
Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем педаль сцепления и устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо "ручника"). В этом случае, если мы, не выключив передачу и не выжав сцепление, попробуем запустить двигатель, произойдет следующее: при включении стартера, а именно им мы запускаем двигатель, автомобиль сделает рывок вперед. Это чревато неприятностями. Убедившись, что рычаг КПП стоит в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания (рис.) по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания надо сразу отпустить.
Положения ключа: I - зажигание выключено, можно включить габариты и фары О- все отключено II - зажигание включено III - стартерное положение (подпружиненное)
Рекомендация. Если вы не уверены, что передача нейтральная, выжмите сцепление и в таком положении запустите двигатель. Когда двигатель будет запущен, не бросайте педаль сцепления, а медленно попробуйте ее отпустить. В случае, если автомобиль дернется, немедленно выжмите педаль сцепления и выключите передачу. А для того чтобы избежать любых случайностей, перед запуском двигателя проверьте, затянут ли "ручник". Эта мера предосторожности исключит перемещение автомобиля в том случае, если передача оказалась включенной. Двигатель тогда просто заглохнет. Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле с обычным карбюратором для запуска холодного двигателя предусмотрен ручной привод воздушной заслонки, которую для обеспечения обогащенного состава смеси в момент пуска необходимо прикрыть. Это достигается выдвижением ручки управления. Вытянув ручку управления воздушной заслонкой, запускаем холодный двигатель, как было рассмотрено выше. После нескольких секунд работы обороты двигателя по мере его разогрева начнут возрастать. При этом полезно производить коррекцию оборотов (на слух) положением ручки управления, т.е., слегка утапливая ручку, добиваться устойчивых, но небольших оборотов (примерно 1500 об/мин). При запуске прогретого двигателя воздушная заслонка должна быть полностью открыта (ручка утоплена) во избежание переобогащения смеси и "забрасывания" свечей зажигания.
3 Движение автомобиля с места, по прямой, торможение и остановка
До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте его стоянки. Трогание автомобиля с места требует соблюдения определенных условий безопасности.
Автомобиль стоит на площадке. Причем таким образом, что перед ним много свободного места. Убедившись, что автомобиль стоит на нейтральной передаче с затянутым "ручником", запускаем двигатель. Упражнение 1. Отработка момента срабатывания сцепления Правая нога находится над акселератором. Выжимаете педаль сцепления, включаете I передачу. Держа сцепление выжатым, снимаете автомобиль с "ручника". Автомобиль подготовлен к упражнению. Чтобы не пропустить момент срабатывания сцепления, педаль сцепления начинаете отпускать очень медленно, наблюдая за поведением автомобиля. Момент срабатывания сцепления вы почувствуете по оборотам двигателя. При срабатывании сцепления двигатель будет нагружаться, обороты его будут падать (снижаться).
Левая нога должна запомнить это положение срабатывания. Как только вы почувствуете, что двигатель отреагировал снижением оборотов, далее отпускать педаль сцепления не нужно (в данном упражнении). После некоторой задержки снова выжмите педаль "в пол" и выключите передачу. Если двигатель снизил обороты, но не заглох, цель упражнения достигнута. Если же двигатель заглох, то перед его повторным запуском не забудьте выключить передачу. Проделайте это упражнение несколько раз. Упражнение 2. Трогание автомобиля с места Чтобы стронуть автомобиль с места, двигателю нужна определенная мощность, которая зависит от его оборотов. На оборотах холостого хода, на которых работает двигатель без нагрузки при отпущенной педали акселератора, мощность его минимальна. В момент трогания автомобиля двигатель нагружается, преодолевая сопротивление качению автомобиля, и чтобы он не остановился, надо добавить ему обороты, слегка нажав на педаль акселератора. Попробуем для начала просто прибавить обороты, т.е. поработать только правой ногой. Нажимать на педаль акселератора надо очень осторожно. Двигатель без нагрузки будет чутко реагировать. Обороты контролируем на слух. Теперь приступаем к выполнению упражнения. Подготовительные операции те же, что и в упражнении 1:
выжимаем педаль сцепления;
включаем I передачу;
отпуская педаль сцепления, находим положение срабатывания (обороты двигателя несколько упали).
Затем, добавив обороты педалью акселератора, педаль сцепления отпускаем буквально на 1-2 мм, держа левую ногу в напряжении. При этом автомобиль начнет двигаться вперед. В момент начала движения автомобиля педаль акселератора слегка освобождаем (при устойчивом движении мощность двигателю уже не нужна), а сцепление полностью отпускаем. Прокатив автомобиль по прямой несколько метров, выжимаем сцепление и правой ногой притормаживаем. После остановки автомобиля сразу выключаем передачу. Проанализируем свои действия. Если при торможении автомобиль "кивнул", значит тормозная педаль была нажата слишком
В случае, если перед автомобилем достаточного места нет, это упражнение выполняется при движении назад. Не надо пугаться движения задним ходом. От вас требуется плавно тронуть автомобиль, не вмешиваясь в траекторию его движения, т.е. то же самое, что вы делали только что при движении вперед. При движении назад сидеть надо так, чтобы было удобно и хорошо видно, куда автомобиль движется. Для этого разворачиваемся на сиденье в пол-оборота вправо. Левую руку кладем на обод рулевого колеса сверху по центру, правую руку перекидываем через спинку своего сиденья, свободно облокотившись на нее. Убеждаемся в том, что нам хорошо видно через заднее стекло автомобиля все пространство за ним. В таком положении, не глядя на педали, попробуем выжать сцепление и плавно его отпустить (не включая передачу). Правой ногой слегка добавляем обороты (на слух). Представляя автомобиль в движении назад, имитируем его остановку: выжимаем сцепление и нажимаем на тормоз. Если получилось, значит все вами сделано правильно. Приступаем к выполнению упражнения. Выжимаем сцепление и включаем заднюю передачу. Держа сцепление выжатым, садимся удобно. Автомобиль и мы готовы к движению. Все остальное делаем так же, уделяя внимание работе ног и оборотам двигателя. Еще раз подчеркнем, что перед началом движения необходимо помнить о своих дальнейших действиях, т.е. четко представлять, что нужно делать для остановки автомобиля.
Движение с переключением передач в восходящем порядке (вверх)
Перед началом движения учащийся выполняет на месте действия, соответствующие переключению передач в восходящем порядке; он обращает внимание на последовательность, скорость и координацию действий.
После этого выполняется трогание с места. Для того чтобы лучше представлять динамику движения автомобиля, перед переключением передачи выполняется движение с ускорением и замедлением — плавное увеличение скорости до величины, близкой к максимальной на данной передаче, плавное уменьшение скорости педалью дросселей до минимальной величины (не допуская рывков автомобиля). Движение с ускорением и замедлением повторяется несколько раз.
Затем учащийся устанавливает скорость, оптимальную для перехода на следующую передачу. Перед переключением передачи внимание учащегося направлено на восприятие скорости движения по набеганию дороги и на восприятие на слух шума работающего двигателя.
В момент достижения скорости, оптимальной для перехода на следующую передачу, выполняются следующие действия: быстрое выключение сцепления с одновременным отпусканием педали дросселей; выключение передачи; включение высшей передачи (по слуху контролируется шум, сопровождающий включение передачи); включение сцепления (более быстрое, чем при трогании с места) и увеличение оборотов двигателя педалью газа. После перехода на высшую передачу также выполняется движение с ускорением и замедлением, а затем плавная остановка.
На следующем этапе упражнения формируется навык перехода на высшую передачу за минимальное время. Общая последовательность выполнения упражнения остается прежней, исключается движение с ускорением и замедлением.
Движение с переключением передач в нисходящем порядке (вниз)
Сначала учащийся на месте выполняет действия органами управления, соответствующие переходу на низшую передачу; обращает внимание на последовательность, координацию и скорость выполнения действий. После этого осуществляется трогание с места и разгон до высшей передачи. Затем следует плавное уменьшение (педалью тормоза) скорости движения автомобиля до оптимальной для перехода на низшую передачу. Перед переходом на низшую передачу внимание учащегося направляется на восприятие и запоминание оптимальной для перехода скорости движения. В момент достижения скорости, оптимальной для перехода на низшую (промежуточную) передачу, выполняются следующие действия: быстрое выключение сцепления с одновременным отпусканием педали дросселей; выключение передачи (контроль нейтрального положения рычага); включение низшей передачи (слуховой контроль шума, сопровождающего включение передачи); включение сцепления.
После включения низшей передачи внимание направляется на оценку изменения скорости движения автомобиля, которая должна изменяться плавно, без рывков. Наличие рывков свидетельствует о неправильном выборе скорости перед переходом на низшую передачу или резком отпускании педали сцепления.
На первом этапе упражнения надо последовательно переходить с IV на I передачу, включая промежуточные. После перехода на I передачу осуществляется плавная остановка автомобиля. Усвоив навык последовательного перехода на низшую передачу, учащийся начинает обучаться переходу с высшей на низшую передачу, минуя промежуточные.
Выполнив упражнения по этой теме, учащийся должен уметь осуществлять быстрый и плавный переход с высшей передачи на низшую, самостоятельно выбирая момент переключения передач, бесшумно включая их.
ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
Самостоятельное выполнение упражнения учащимся.
В процессе выполнения упражнения:
1.Наблюдаем за действием учащегося;
2.Контролируем правильность и порядок выполнения в соответствии с Т.Б.;
3.Проверяем соблюдение алгоритма действий по типу-делай как я;
При первом выполнении упражнения учащимся:
а) Корректируем точность его действий;
б) Обращаю внимание на ошибки;
в) Подсказываю правильность выполнения;
При следующем выполнении упражнения:
а) Фиксируем технические ошибки выполнения;
б) Объясняю каким образом их исправить;
в) Даю возможность выполнить упражнения от начала до конца;
г) Наблюдаю за действиями.
Оценка действий учащегося:
Ошибками при выполнении данного упражнения являются:
1. Не включил световую сигнализацию (не выключил).
2. При трогании автомобиль дернулся
3. Двигатель заглох
4 Двигатель "ревет".
5 Не убедился в безопасности манёвра.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
1.Анализ соблюдения мер безопасности.
2. Положительные и отрицательные стороны выполнения упражнения.
3.Сообщить, какие цели достигнуты.
4.Обьявить оценку и сделать запись в путевом листе, графике и книжке учащегося.
5.Задать задание на дом (ПДД р8-9).
6.Сообщить тему следующего упражнения.