Разработка открытого урока по теме Джаз- искусство XXI века
Конспект урока Джаз - искусство XX века.
Подготовила учитель музыки МОУ СОШ № 5 Антонова Е.И.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, фортепиано, листы самооценки, наглядный материал, ИКТ(презентация, модуль по теме :"Джаз")
Цель урока: Познакомить с одним из современных музыкальных направлений 20 века — джаз.
Результаты обучения:
Предметные: Познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки.
Личностные: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.
Метапредметные: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.
Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект выступления.
Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.
Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие под инструмент.
II.Актуализ.знаний.
Прежде, чем перейти к теме нашего сегодняшнего урока давайте с вами вспомним какие музыкальные стили существуют и назовем их. (ромашка на доске)
Мне бы хотелось заострить ваше внимание на ДЖАЗЕ. И тема нашего открытого урока звучит так: "Джаз- искусство XX века".Пожалуйста, запишите тему в тетради.
Сегодня мы узнаем об особенностях этой музыке, узнаем исполнителей этого стиля и поработаем над джазовой песней. Но прежде окунемся в историю возникновения джаза.
III.Первичное усвоение новых знаний.
(Читает сообщение Максим Мельников)
Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?
Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.
В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.
Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг – музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спирячуэлс. Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века, вследствие обращения негров в христианство.
Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский и духовный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные на ноты.
Спасибо.
Спиричуэлс и сейчас звучат с эстрады в исполнении классических и джазовых певцов.
Итак ,источниками джаза являются:
Блюзы
Рэгтаймы
СпиричуэлсыМы заострим свое внимание на джазе и не много обратимся к спиричуэлсу.
Одна из наиболее известнейших исполнительницей джаза является Элла Фицджеральд. 25 апреля 1917, HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%9D%D1%8C%D1%8E%D1%81" \o "Ньюпорт-Ньюс" Ньюпорт-Ньюс,штат HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F" \o "Виргиния" Вирджиния США. 98 лет со дня рождения.
Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью 1934 года она не решилась принять участие в любительском конкурсе исполнителей, так началась ее карьера. Давайте послушаем композицию в исполнении этой певицы. Для наглядности я смонтировала видео.
(видео 1)
Среди инструментальных исполнителей джаза "подлинным гением" является Луи Армстронг. С 14 лет он начал заниматься игрой на кларнете, при этом не знал нот, а к 24 годам уже стал известным как "Король джаза" он один из лучших джазистов его времени. И сейчас мы послушаем отрывок из его игры(видео 2)
Джаз обладает своей спецификой исполнения. В музыке происходит смещение акцентов, такое явление называется синкопой. В вокальном исполнении происходят своеобразные "покачивания" голоса и речитативные приемы.
Ну а теперь мы перейдем от теории к практике.
Для начала распоемся.
Вместо привычных нам распевок мы будем употреблять джазовые приемы и приемы спиричуэлса .
Распевание
1)на "ля" (синкопой)
2)Мы перебегали берега(синкопа)
3) Ла (спиричуэлс- акапельно) стоя, прихлопывая и покачиваясь.
Разучивание песни. Яков Дубравин- Джаз.(1 куплет и припев)
1. Знакомство с текстом и мелодией в исполнении уч. ( обращая внимание на выделенные буквы - правильное ударение)
2.Прохлопываем ритм и проговариваем слова.
Очень важно чувствовать мелодию и уметь делить ее на музыкальные фразы.
3.Игра передай фразу.( по хлопку)
4.Пение акапелла с прохлопыванием ритма.
5.Пение под минусовку.( обращаем внимание на окончание фраз.смотрим на мой жест)
РЕФЛЕКСИЯ.
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке мы познакомились с музыкальным стилем .............
Из джазовых исполнителей мне запомнился(ась)..................................
Особенностью джаза является..................................................................
Мне понравилось...................................
Мне не понравилось..............................
Я буду.....................................................