Конспект урока музыки по теме: Джаз — искусство 20 века
Конспект урока.
Первое полугодие , 6 класс (по программе Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой):
раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»;
тема урока: « Джаз – искусство XX. Истоки »
Учитель Борисова Ирина Анатольевна
Тип урока: Введение в тему.
Цель урока: Знакомство учащихся с миром образов музыки в стиле джаз, с интонационными, гармоническими особенностями жанра.
Задачи:
Образовательные:
По средствам музыкального восприятия и сравнительного анализа музыки с другими видами искусства (живопись, архитектура, мода
16 -.20 веков) установить принадлежность джаза к музыке XX века).
Познакомить учащихся с истоками джазовой музыка; трудовые песни, баллады, спиричуэл, блюз; с музыкальными инструментами первых джазовых оркестров; с причинами распространения джаза.
Развивающие:
активизировать эмоциональный отклик на музыкальные произведения;
развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса, повышать уровень музыкальной грамотности учащихся;
учить слушать, слышать и понимать изобразительные и выразительные качества музыки, её многогранность;
развивать умение размышлять о музыке;
учиться передавать художественный и музыкальный образ песни;
формирование и развитие творческих способностей;
расширение ассоциативного поля школьников;
развитие интереса к импровизации;
развивать способность самостоятельно мыслить, действовать, обучаться;
развивать эвристическое мышление
Воспитательные:
формировать музыкальную культуру как часть всей духовной культуры человека;
раскрывать связь музыки с жизнью человека;
воспитывать музыкальный, эстетический вкус;
воспитывать интерес и любовь к музыке;
активизировать чувства сопереживания;
раскрывать внутренний мир детей;
приобщение к золотому фонду классической и современной музыки;
Методы:
словесный (беседа)
наглядный
слуховой
практический
эмоционального воздействия
побуждения к сопереживанию
перспективы и ретроспективы
сопоставления и сравнения
игровой
наблюдения за музыкой
исследования музыкального образа
поисковый
тождества и контраста
проблемно-поисковый
обобщения
повествования
Музыкальный материал:
Аудиоматнриал: Джаз-оркестр Глена Миллера. «In the mood».
Махелия Джексон. Спиричуэл; Луи Армстронг. Спиричуэл; Боб марли. Блюз; Луи Армстронг. Блюз. (инструментальный джаз)
Разучивание песни: В. Суслова, Я Дубравин. «Джаз»
Оборудование:
1.Медиа проектор
2.Компьютер
3. Презентация
4.Электропиано
5. Раздаточный материал: репродукции картин художников 16-20 веков, фотокопии образцов архитектуры 16-20 веков, визуальный ряд «Мода 16-19 веков»; карточки с терминами для использования при характеристике музыкальных произведений, оценочные карточки, карточки для «Котелка» «Как сложился джаз», оценочные карточки учащихся.
7. Нотные сборник: Я. Дубравин. Джаз
Домашнее задание
1..Все о джазе (сообщения, рисунки)
2. В песне В. Сусловой., Я. Дубравина «Джаз» вместо пауз придумать импровизированное музыкальное наполнение (на любой слог, звук).
Ход урока:
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Джаз – искусство. века». Истоки» (Запишите тему урока в тетрадь и в процессе урока записывайте новые понятия и термины, относящиеся к теме урока).
Конечно же, я могла бы вместо многоточия назвать цифру, указывающую на время появления джаза. Но мне хотелось, чтобы вы сами, опираясь на уже имеющийся музыкальный опыт и знания определили к время появления джаза (век). Это будет совсем не сложно, если вы вспомните, о том, что музыка, как и другие виды искусства является отражением окружающего нас мира т.е. она происходит из самой жизни, а значит несет отпечаток этой жизни. Для того мы и изучаем творчество композиторов, чтобы лучше представить эпоху в которую они жили, а значит и понять о чем, о каких событиях рассказывают нам их произведения. Из этого следует, что если внимательно вслушаться в музыкальное произведение, точно прочувствовать образный, интонационный, чувственный фон музыки, а затем наложить это все на «картинку» эпохи, то можно определить к какой эпохе относится то или иное музыкальное произведение. С произведениями живописи обычно такую работу
( по определению авторства и времени создания полотна) проводят эксперты, поэтому на некоторую часть урока вы превращаетесь в экспертов.
Когда же экспертная работа будет завершена и время возникновения и бытования джаза будет установлено, я познакомлю вас с истоками джаза (с такими понятиями, как трудовые песни, спиричуэл, блюз, рэг-тайм, баллада), с музыкальными инструментами первых джазовых оркестров, с городом Новый Орлеан, без которого джаз возможно не стал настолько популярен.
Как я уже сказала ранее, для того чтобы вам определить время появления джаза, вам необходимо некоторое представление об эпохе и я дам эту возможность по средствам других видов искусства (живопись, архитектура) и моды 16 -20 веков.
И так сейчас вы эксперты и уже разделились на три группы. Я выдаю таблички с названием экспертных групп и даю первое задание: (слайд № 2)
Прослушать отрывок из музыкального произведения и определить
Стиль музыки
Какие чувства, эмоции вызывает музыка?
Вам в помощь так же выдаются карточки с прилагательными, которые вы можете использовать или исключить для характеристики музыкального отрывка:
Свобода
Раскрепощенность
Текучесть (беспрерывность)
Необычность (в ритме и гармонии)
Техничность
Свобода
Раскрепощенность
Текучесть (беспрерывность)
Необычность (в ритме и гармонии)
Техничность
Классичность
Духовность
Строгость
Сдержанность
Каноничность ( в рамках строгих правил)
(звучит отрывок джазкоркестра Диксилент «Классический джаз)
Учащиеся, исходя из своих ощущений, чувств, выбирают из предложенных табличек, характеризующие данную музыку и вывешивают на классную доску.
Следующий этап урока.
Задание №2
Из представленных слайдов (живопись, архитектура, мода 16 -20 веков) выбрать созвучные прослушанной музыке.
Я показываю слайды (7-13) с репродукциями живописи, архитектуры, моды 16-20 веков, чтобы дать (напомнить) учащимся представление о той или иной эпохе (и опять напоминаю, что любой вид искусства -отражение жизни, несет образы жизни. т.к. происходит из жизни).
Для удобства в работе раздаю распечатку слайдов по группам: эксперты архитектуры, эксперты живописи, эксперты моды. Во время работы со слайдами звучит музыкальный отрывок №1 (джазкоркестра Диксилент «Классический джаз).
По истечении определенного времени учащиеся вывешивают на доску репродукцию согласно задания № 2 (Из представленных слайдов (живопись, архитектура, мода 16 -20 веков) выбрать созвучные прослушанной музыке) и объясняют свой выбор.
На основе сделанных выводов произвести экспертное заключение по одному из утверждений:
Джаз – искусство 20 века!
Джаз искусство ? Века. (слайд 14)
Заготовка экспертного заключения(слайд 15) : с пропущенными определениями (прилагательными), которые вставляют в текст сами учащиеся:
Исходя из того, что музыка, как и другие виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, поэзия) происходит из самой жизни и отображает жизнь человека, мы сравнили музыкальное произведение в стиле джаз с образцами живописи, архитектуры, моды 16-19 веков, чтобы установить или «услышать» созвучие данного произведения с какой либо из представленных эпох.
Выводы и заключения:
Представленное музыкальное произведение несет ощущение свободы, раскрепощенности, текучести, необычности (в ритме и гармонии), техничности, ритмичности, бесконечного движения, оригинальности, чудаковатости
Все вышеизложенные эмоции и чувства «звучат» в живописи, архитектуре и моде 20 века.
На основе этого мы делаем вывод: джаз – искусство 20 века. В джазе отражаются свобода, техничность, бесконечное движение, поиск, присущие XX веку
После оглашения экспертного заключения высвечивается слайд (№ 16) с полным названием темы урока: «Джаз – искусство XX века . Истоки»
Этап урока – рассказ учителя об истоках джаза (слайды 17-23):
Джаз – сплав элементов двух музыкальных традиций
История джаза – часть истории 20 века. В 20-е годы существовало выражение «век джаза». Джаз восходит к фольклору американских негров, сложившегося в результате взаимодействия двух музыкальных культур: с одной стороны, потомков африканских рабов, завозившихся с начала 17 до середины 19 века с западного побережья Африки, с другой – белего населения США. Это нашло свое проявление прежде всего в вокальных жанрах афро-американской культуры. Джаз – это музыка не африканская и не европейская, но сплав элементов двух музыкальных традиций.
В создании новой народной музыки большую роль прежде всего сыграли трудовые песни, которые хотя бы частично облегчал их монотонный изнурительный труд. Создавались они в процессе труда и исполнялись запевалой в сопровождении группы рабочих.
Наряду с трудовыми песнями широкое распространение в музыке американских негров получили баллады, завезенные в новый свет белыми переселенцами из Англии и Шотландии.
Важной вехой в жизни черных рабов стало их приобщение к религии белых. В протестантской церкви, негры никогда до тех пор не слышавшие многоголосного пения, впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами. На своих религиозных собрания они стали исполнять христианские гимны на африканский манер. Так появился спиричуэл - духовные песни американских негров. Основу их тематики составляли библейские сюжеты, за которыми скрывались горе и гнев обездоленного народа. Исполнялись спиричуэл певцом в сопровождении хора.
Лучшей исполнительницей спиричуэл признана негритянская певица Махелия Джексон. (муз. отрыв. кассета)
Блюз – предтеча джаза
Из спричуэла и «york song» (трудовой песни») возник блюз («блу», «девл» – меланхолия, хандра) - предтеча джаза. Бдюзы получили широкое распространение после гражданской войны Севера и Юга (1861-1865). В отличии от трудовых песен и спиричуэл они исполнялись соло в сопровождении гитары или губной гармоники. В блюзах пелось о потерянной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде ( звучит: Боб Марли. Блю). Несмотря на преобладающее в блюзах настроение грусти и безнадежности, что было обусловлено тяжелой судьбой народа, жившего в рабстве и изгнании, в них нередко звучал и юмор. «Я смеюсь лишь для того, чтобы не плакать» – поется в блюзе Ричарда Джонса «Тоска»
Народные блюзы и блюзы, сочиненные негритянскими композиторами получили широкое распространение не только в Америке, но и далеко за ее пределами. Они оказали огромное влияние на развитие джазовой музыки во многом предопределив ее интонационное и ритмическое строение, а так же импровизационный стиль исполнения
Исполнительницы блюза Бесси Смит, Блю Холидей вошли в историю джаза.
Формирование инструментальной джазовой музыки
Наряду с вокальной формируется и инструментальная музыка американских негров. Ее зарождение основывалось на имитации вокального способа исполнения, (слайд 18, звучит: Боб Марли. Блюз; Луи Армстронг. Инструментальный джаз – труба), что определило состав первых оркестров – чаще всего один-два корнета, кларнет, тромбон, труба и ударные инструменты. Такие духовые оркестры были необычайно популярны на Юге США. Без них не обходилось ни одно мероприятие. Они участвовали в уличных парадах, карнавалах, шествиях, танцевальных вечерах, пикниках, свадьбах, похоронах Позже из таких коллективов начали формироваться первые оркестры джаза. (слайд 19)
Страсть к музыки среди негров поощрялась. В поместьях, в армии, в многочисленных увеселительных заведениях существовали негритянские оркестры. Негры – музыканты путешествовали по стране в минстрел-шоу и распространяли новую музыку повсюду .
В большинстве своем негры – музыканты не знали нотной грамоты. Они изучали то, что им нравилось: конкретную технику, манеру исполнения, конкретное произведение
Новый Орлеан – город-легенда и город легенд. Населен выходцами из Франции и Испании. Город танцующий, веселящийся и поющий. Три оперные труппы (население 50 тыс. чел.), несколько симфонических оркестров, десятки танцевальных. Музыка белых и негритянская музыка смешивались «на пятачке». Отрывки из опер, фортепианные произведения европейских композиторов, песенки из водевилей, блюзы, регтаймы, все варилось в одном котле, и, в конечном счете, в первом десятилетии 20 века возникла новая музыка – джаз (« джезинг ит ап» - играть с воодушевлением)
6 этап урока- вокальное исполнительство. Исполнение песни
В. Сусловой., Я. Дубравина «Джаз» (перед исполнением песни производится распевка на интонациях песни) Задание к исполнительству: петь с воодушевлением («джезинг ап») (разучивание песни началось на предыдущем уроке, при том, что учащиеся не знали тему следующего урока)
Переплыв Атлантику, из-за океана
В день какой неведомо, в неизвестный час
Вышел из морского он, синего тумана,
Трубами сверкающий негритянский джаз!
Припев:
Ах, этот джаз! Звенящий джаз!
Он так старается для нас.
Он так старается для нас.
Звенит он каждою трубой.
Звенит он каждою трубой.
Танцуй со мной, танцуй и пой.
2 куплет
Страны европейские дружно зароптали,
Что это за музыка рвется из окон?
Жили мы со скрипками, горюшка не знали
Для чего, скажите нам, этот саксофон?
Припев
3 куплет
Дни мелькали быстрые, складывались в годы,
Джаз гремел неистово, ухал барабан
Дружат с ним давно уже разные народы
Африки, Америки, всех на свете стран
Припев
Ах, этот джаз! Веселый джаз!
Он жить не может без проказ
Он жить не может без проказ
И говорят о нем сейчас,
И говорят о нем сейчас
Вот это класс, вот это класс!
7. Учитель, обращаясь к учащимся: «Спасибо за работу. Ваша экспертная и исполнительская работа оценена следующим образом: (выдаются карточки с оценками)
8. Домашнее задание: 1..Все о джазе (сообщения, рисунки)
2. В песне В. Сусловой., Я. Дубравина «Джаз» вместо пауз придумать импровизированное музыкальное наполнение (на любой слог, звук).
15