План-конспект урока. Основы изобразительной грамоты и рисования. Тема: Новогодняя елка.


Новогодняя ёлка
Предмет: Основы изобразительной грамоты и рисования.Преподаватель: Байдина Людмила Валериевна
Тема: "Новогодняя ёлка"
Класс: 1
Задачи:
1. Общеобразовательные:
Закрепление навыков правильного использования кисти (примакивание);
Закрепление навыков правильного удерживания кисти;
Закрепление дифференциации цветов (зеленый, желтый, красный).
Учить детей точно передавать характерные особенности, форму, величину, расположение игл.
2. Развивающие:
Развитие внимательности и наблюдательности;
Развитие слухового восприятия;
Развитие слухо-зрительного восприятия.
Развивать синхронность работы рук, мелкую моторику рук.
3. Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, наблюдательность.
Привитие любви к рисованию;
Развитие эстетического вкуса.
Развивать “чувство времени”.
Оборудование: лист бумаги для рисования, карандаш, ластик, акварель, баночка с водой, тряпочка, ветки ели, иллюстрация ели, изображение новогодних елочек;
План урока.
Проверка организации рабочих мест.
Краткая беседа о праздновании Нового года, его символах.
Разминка пальцев рук.
Синхронное рисование ёлочки учителем и учащимися.
Самостоятельная работа по украшению ёлки.
Подведение итогов. Коллективное обсуждение детских работ.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте, дети!
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Все мы любим рисовать,
Только надо наблюдать!
2. Проверка организации рабочих мест.
- Давайте-ка проверим, у всех есть бумага, карандаши, кисти, краски, баночки?
3. Сообщение темы урока.
-Ребята, а какое время года приближается? ( зима)
- Угадайте праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети.
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник … (Новый год).
- Как люди готовятся встречать Новый год? (собираются семьей, накрывают красивый стол)
- Что является отличием этого праздника от других? (Покупают и наряжают ёлку. На Новый год приходит Дед Мороз. Водится хоровод вокруг елочки.).Что за гостья к нам пришла?
Как нарядна и стройна.
Наверху горит звезда,
А на ветках снег блестит,
И до самой до макушки
Вся в игрушках и хлопушках.
- Что же это за гостья? (ёлка).
- Сегодня мы с вами будем рисовать новогоднюю ёлку. Новый год можно представить без серпантина, бенгальских огней, даже без мандарин, но, если не будет празднично убранной елки, считай, что праздник не состоялся! Поэтому будем учиться рисовать елку. Теперь, где бы вам не пришлось праздновать Новый год, вы всегда сможете создать настоящее новогоднее настроение с помощью этого извечного атрибута праздника.
4. Подготовка к работе.
Рисование в карандаше.
Сначала нарисуем елочку на листе простым карандашом.
Как лучше расположить лист? (вертикально);
Почему? (ёлка высокая);
Рассмотрим ёлочку (Приложение 1 иллюстрация с изображением ёлки);
Ель – это большое дерево, а маленькое мы как называем? (ёлка);
Какое это дерево лиственное или хвойное? (хвойное);
Почему? (у лиственных - листочки, у хвойных - иголочки-хвоинки);
Как располагаются веточки? (сверху вниз, наклонно);
Елочка у нас колючая? (да, на ней есть иголки);
Посмотрите на ветку ели, как на ней “сидят” иголки? (плотно друг к другу);
Какого цвета ёлка? (зелёно-травянистого);
А где елочка обычно растет? (в лесу);
Как вы думаете, откуда удобнее начать рисовать? (сверху);
Почему? (чтобы на смазать работу).
- При рисовании мы будем применять разные техники. В том числе, желающие могут использовать пальчиковую технику, которую мы уже применяли ранее.
5. Практическая работа.
Рисунок новогодней елки и Деда Мороза - самая новогодняя тема для рисунков. Рисовать новогоднюю елку можно по-разному, главное правильно нарисовать пропорции елки и хвою, иголки. Новогодняя елочка должна быть "стройной" и красивой с "пушистой" и густой хвоей. Нарисовать елку несложно, но чтобы елочка была ровной и красивой. Будем рисовать как обычно поэтапно. Мы используем основной принцип поэтапного рисования – от простого к сложному. Этот рисунок потом легко раскрасить акварелью.
Чтобы нарисовать красивую елку, нужно обязательно ее украсить звездочкой на вершине и нарисовать на ветках много ярких игрушек. Чтобы в картинке с елкой создать настроение предстоящего праздника - Нового Года, нарисуйте рядом Деда Мороза и Снегурочку.
1) Рисунок елки. Общий контур
Посмотрите на нарисованную елку. У нее особенная, не похожая на лиственные деревья пирамидальная форма кроны. Эту особенность и надо отметить на рисунке. Намечаем контуры. Рисунок елки будет правильной формы, если вы вначале нарисуете для нашей елки общий контур в виде такой несложной геометрической фигуры. Форма елки будет ровной и аккуратной, если вы обязательно точно по центру нарисуете разделительную линию, которая будет служить стволом елки и одновременно ориентиром для всего рисунка. Для создания в рисунке объема веток елки, нужно обязательно нарисовать внизу контура выступающий вперед угол.
2) Приблизительные контуры хвои и веток елки
Поскольку елка вся покрыта иголками, ветки рисовать для нее не обязательно. Но все же, чтобы рисунок елки был красивым и правильным, нужно сделать несложную разметку, которая позволит разбить рисунок на участки предполагаемых веток.
3) Ветки елки в деталях
Настоящая елка, которая будет стоять у вас дома, не совсем похожа на этот рисунок елки. Поэтому рисовать елку будем схематично.Но нам главное нарисовать красивую и симметричную новогоднюю елку, а после украсить ее игрушками и нарисовать подходящий интерьер, либо изобразить ее стоящей на улице. Тогда надо будет подумать над пейзажем.
Рисуем с обеих сторон края веток. Каждый может сам решить, какими будут эти края, острыми или плавными. Рисуем от центральной линии, благодаря этому новогодняя елка на вашем рисунке будет пушистой и красивой.
4) Детализация рисунка
Заполните произвольными штрихами оставшиеся промежутки между краями и серединой елки. Старайтесь, тем не менее, делать их симметричными с обеих сторон. Не нажимайте сильно на карандаш, мы ведь планируете елку раскрасить на последнем этапе .5) Заканчиваем рисовать елку
На этом этапе нужно рисунок елки сделать более "четким". Острым и твердым карандашом нарисуйте как можно больше основных деталей. Чтобы елка выглядела "как настоящая" нарисуйте симметричные ветки с обеих сторон. Теперь можно сказать, что рисунок елки полностью закончен. Останется лишь украсить елку новогодними игрушкам и звездочкой на вершине кроны.
6) Украшения для новогодней елки
Какая новогодняя елка без украшений! Конечно же, нужно нарисовать на елке множество ярких игрушек. Рядом с елкой можно нарисовать коробки с подарками и если необходимо, окружающий интерьер, в том числе Снегурочку, Деда Мороза или животных.
6. Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5.
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный.
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный.
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
- Пальчики подготовили, а краски открыты?
-Дети, садимся и приступаем к рисованию. Не забываем, что лист мы придерживаем рукой, не крутим его. Рисуем аккуратно, следим за тем, чтобы краска не растекалась, и чтобы мы не испачкались.
Педагог показывает и рассказывает, как нужно рисовать
- Сейчас наши готовые рисунки мы раскрасим красками.
Техника рисования пальчиками
Сколько веточек мы с вами сможем изобразить? (семь).
Какие верхние веточки длинные или короткие? (короткие).
А дальше? (длинные).
(Учитель работает синхронно с детьми, рисуя ёлку большими пальцами обеих рук).
- Веточки усыпаны иголками, их мы нарисуем указательными пальцами.
Техника рисования кистью.
Сначала мы раскрасим нарисованную карандашом елку зеленым цветом. Подождем пока она высохнет.
Затем начинаем украшать ее.
- Подумайте, какого цвета могут быть бусы на елке (желтыми)
- А какого цвета игрушки? (Разного)
-Верно. Поэтому здесь вы можете проявить свою фантазию.
Посмотрите, как нужно рисовать бусы. Я опускаю кисточку в воду, а затем беру желтую краску . Примакиваю концом кисти и рисую бусы – оп-оп-оп-оп.
Беру еще желтой краски на кисть. Рисую вторые бусы - примакиваю концом кисти – оп-оп-оп. Затем беру еще немного желтой краски на кисть и рисую третьи бусы – оп-оп-оп.
еперь я мою кисточку и беру красную краску. Примакиваю всей поверхностью кисти и на веточках рисую игрушки – ОП-ОП-ОП.
Теперь промываю кисть и вытираю ее полотенцем.
7. Физминутка.
К нам под ёлочку пришли гости.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
1,2,3,4.
Мышки дёрнули за гири.
Вдруг раздался странный звон,
Убежали мышки вон.
8. Продолжение практической работы.
- А чем обычно украшают новогоднюю елочку? (Елочку украшают бусами, игрушками, шишками, дождиком и т.д.)
- Какие игрушки на нее чаще всего вешают? (шары).
- Сейчас вы будете ёлку украшать разноцветными шариками. Те, кто рисует пальчиками, будут рисовать их безымянными пальцами и мизинцами методом прикладывания. Используйте разные цвета.
Рассматривание нарисованной педагогом елочки. Анализ изображенного объекта.
9. Самостоятельная работа.
-Теперь, ребята, вы работаете самостоятельно. Можете самостоятельно придумать остальные детали и украшения для вашей елочки. Проявите фантазию и нарисованная елка превратиться в сказочную лесную красавицу.
Дети рисуют. Педагог контролирует их действия. При необходимости помогает.
10. Выставка и анализ получившихся работ.
- Ребята, что мы сегодня делали?
- Мы рисовали бусы и игрушки на елке.
- Ребята, все закончили?
- Молодцы ребята! Давайте повесим наши картинки на доску.
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней.
Уборка рабочего места.
- Молодцы. Всем спасибо. Занятие окончено. До свидания.