Открытый урок по музыке Джаз — дитя двух культур
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №6 имени М.В.Ломоносова
с углубленным изучением отдельных предметов
Разработала:
Учитель музыки МОУ СОШ №6
Кучинская Е.В.
Самара 2008
Открытый урок музыки в 8 «И» классе
Тема урока «Джаз – дитя двух культур»
Цели урока:
Познакомиться с джазовой музыкой, определить её особенности; передать положительный духовный опыт, сконцентрированный в джазовом музыкальном направлении.
Задачи урока:
Дидактические:
1. Получить новые знания об истоках джаза, его особенностях;
2.Определить влияние африканской и европейской культур на возникновение и развитие джазовой музыки.
Воспитательные:
1. Воспитать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать джазовую музыку;
2. Воспитать художественный, музыкальный, эстетический вкус;
3. Воспитать уважение к культуре других народов.
Развивающие:
1. Развить художественно-образное мышление, ассоциативность, гибкость, оригинальность мышления, фантазию учащихся;
2. Развить у учащихся творческое воображение;
3. Развить музыкальное восприятие образцов джазовой музыки;
4. Развить эмоциональную сферу учащихся;
5. Развить навыки ритмической импровизации;
6. Развить навыки ритмического и вокального ансамбля, умения владеть своим телом в пластическом движении.
Прогнозируемый результат: знать истоки и основы джазовой музыки, уметь слушать, понимать, исполнять джазовую музыку, пластически свободно, используя элементы импровизации.
Тип урока: Урок получения новых знаний
Дата: 21.11.2008
Форма: проблемно-творческий урок
Музыкальный материал: Спиричуэл, Дейв Брубек «Bossa Nova U.S.A.», Дж.Гершвин Колыбельная Клары (Опера «Порги и Бесс»), Луи Армстронг «Когда святые маршеруют».
Визуальные материалы: Презентация Microsoft Power Point, видеозаписи выступления Луи Армстронга с оркестром (1962), Д.Гершвин опера «Порги и Бесс»;
Техническое оснащение урока:
Ноутбук;
Проектор, экран;
Доска;
Презентация в формате Microsoft Power Point;
Видеодвойка;
Музыкальный центр;
Музыкальные шумовые инструменты – маракасы, барабаны.
Открытый урок музыки в 8 «И» классе
Тема урока «Джаз – дитя двух культур»
Этап урока
Время
Организационный момент
Задача этапа: Послушать музыкальное произведение, определить направление (серьезная или легкая музыка), доказать это.
Звучит фрагмент джазовой композиции (Дейв Брубек Bossa Nova U.S.A.)
- Ребята, что за музыка звучала сейчас?
Действительно, вы все правы. Это музыкальное направление – джаз. Многоликое и противоречивое музыкальное явление, о котором много спорили, впрочем, спорят и по сей день. Я приведу вам в качестве примера восприятие этой музыки двумя известными людьми.
Композитор Дариус Мийо:
«Мелодия, полная захватывающей силы и тонкого рисунка, музыка, которая волнует не менее глубоко, чем какое-нибудь всеми признанное гениальное художественное произведение».
Писатель М.Горький
«В чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек – 1, 2, 3, 10, 20 ударов, и вслед за ними хаос бешенных звуков подчиняется едва уловимому ритму послушав эти вопли 2 минуты, начинаешь невольно воображать, что играет оркестр безумных!»
- Почему здесь такие противоречивые высказывания?
Сам джаз в силу исторических причин противоречив по своей эстетике, жизненной направленности. Он появился на свет благодаря синтезу совершенно разных культурных традиций, и сегодня нам предстоит выяснитькаких именно. Тема сегодняшнего урока: «Джаз – дитя двух культур»
Наш урок направлен на то, чтобы понять джазовую музыку, познакомиться с её истоками и особенностями, и даже попробовать себя в роли джазовых исполнителей.
Истоки джаза
- Вы знаете, где находится родина джаза?
Перед вами африканский барабан. Этот музыкальный инструмент имеет непосредственное отношение к истокам джазовой музыки. Попробуем найти этому логическое объяснениеЧто может быть общего между этим инструментом и джазом?
Первыми исполнителями джазовой музыки являлись афроамериканцы. Предлагаю обратиться к истории, и вспомнить каким образом африканцы оказались на Американском континенте:
Чужая страна, чужая культура, обычаи, религия.
Какая судьба ожидала выходцев с африканского континента?
Всё это отразилось в их музыке.
Слушаем музыку (многоголосное пение – спиричуэл)
Прием генерирования идей: Во время звучания музыки учащиеся придумывают ассоциативные слова, относящиеся как к произведению, так и к уже названным словам, затем по очереди, называют их. Все варианты фиксируются на доске. Составляется целостная картина происходящего в музыке.
Это Спиричуэл. Духовное песнопение американских негров, в котором они обращаются к Богу
Похоже это на молитву в нашем понимании?
Сможем ли мы воспроизвести, почему?
Традиции а африканской культуры.
3. Рождение джаза – 20 век.
Однако, это не джаз, это только его истоки.
Возникновение джаза произошло в 20 веке и тесно связано городом Новым Орлеаном. Уже в 19 веке этот город был знаменит своими театрами, особенно оперным, где часто выступали выдающиеся музыканты и оперные дивы старого света (Европы). К началу 20 века основное население Нового Орлеана составляли чернокожие граждане– по культуре и образованию они уже были наравне с представителями европейской расы, однако в них текла негритянская кровь. В первое же десятилетие 20 века возникло выражение «jazz in up» играть с воодушевлением, энергично. Появлялись первые джаз-бенды. К этому времени джаз начали исполнять не только афроамериканцы. Джаз стал завоевывать сердца и умы представителей европейской культуры, появились композиторы, которые стали писать джазовую музыку. Одним из первых и, пожалуй, самым популярным стал Джордж Гершвин. Он совершил переворот в мировом музыкальном искусстве создав первую джазовую оперу.
Смотрим начало оперы, находим элементы классического музыкального искусства, а так же элементы народной культуры африканского народа.
Видеозапись оперы «Порги и Бесс».
4. Луи Армстронг – король джазовой музыки.
Мы выяснили, что джаз – явление многогранное, основанное на сплетении двух культурных, музыкальных традиций - африканской и европейской. И сегодня мне хотелось бы представить вам короля джазовой музыки 20 века, чьи альбомы завоевали больше наград, чем легендарная группа Биттлз - это(звучит голос Луи Армстронга) Луи Армстронг! Я предлагаю вам посмотреть его выступление поделиться своими эмоциями по поводу звучащей музыки найти доказательства тому, что это действительно звучит джазовая музыка.
5. Вокально-хоровая, ритмическая работа.
На прошлых уроках мы уже знакомились с этим произведением «When the saints go marching in».
- Каково содержание этой песни?
- Удивительно, но этот спиричуэл изначально была траурным маршем!
Давайте теперь попробуем немного поимпровизировать
Однако, как говорят джазовые музыканты, любая импровизация должная быть тщательно подготовлена!
Итак, лейди, предлагаю подумать над сценическим воплощением этой песни. Джентльмены, какие варианты ритмического аккомпанемента здесь возможны по-вашему?
- На паузы;
- пунктирный ритм;
- выделение метра.
Ну что ж, кажется у нас уже есть свой джаз-бэнд. Остается молодым людям распределить музыкальные инструменты для аккомпанемента, а девочкам выйти на сцену!
6. Д/з: для тех, кто хотел бы продолжить творчество в этом направлении, я предлагаю такое задание – придумать джазовую аранжировку р.н.п. «Во поле берёза стояла», и другой вариант – провести социологическое исследование – какое место в культурной жизни нашего города занимает джазовая музыка.
7. Рефлексия
Ребята, что нового и интересного на уроке для себя вы открыли?
Для меня было приятно, что многие из вас, как и я любят джазовую музыку. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу и импровизацию, которую вы продемонстрировали!
Луис Армстронг говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что это такое».
Я вижу, что эти слова не про нас.
Звучит музыка When the saints go marching in».
- Спасибо за работу!До следующего урока!
13PAGE 15
13PAGE 14715
Разработка открытого урока по музыке в 8 «И» классе"Джаз - дитя двух культур"
15