Урок-игра Автономное существование в природных условиях. Поведение в экстремальных условиях пустыни.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Топкановская основная общеобразовательная школа»
Урок-игра
Автономное существование в природных условиях.
Поведение в экстремальных условиях пустыни.
Составил:
учитель ОБЖ Нехаева Л.Н.
2015 г
Урок-игра
Начиная урок, я сообщаю о том, что разговор пойдет об автономном существовании людей в природных условиях и, в частности, о поведении людей в экстремальных условиях пустыни. Основной вопрос урока — «Навыки поведения в экстремальных ситуациях», а цель — формирование данных навыков у учащихся.
Автономное существование — продолжительное существование одного человека или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром.
Экстремальная ситуация — это ситуация, отличная от нормальных условий жизни человека (новые термины записаны на доске). Автономное существование человека в природе, какие бы причины к нему не привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, прежде всего потому, что в повседневной жизни все мы привыкли к определенным законам, хорошо нам знакомым. Однако в ситуации одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т. д. Все это может вызвать неуверенность в себе: не хватает специальных навыков; человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить, первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время. В обычных условиях человек считает, что приключения и злоключения могут происходить где-то далеко, в непроходимых лесах, в горах, в пустынях, скорее всего с киногероями.
Классу задаются вопросы:
1.Какие вам известны случаи вынужденного пребывания человека в условиях автономии?
2.Что помогло этим людям выжить? (Варианты ответов: Робинзон Крузо, Федор Конюхов, заложники (Чечня) и т. д.)
Экстремальные ситуации — не такие уж редкие, поэтому необходимо отработать некоторые правила поведения в них. С этой целью проводится игра «Авиакатастрофа (выживание в пустыне)».
АВАРИЯ В ПУСТЫНЕ
Время — середина июля, 10 ч утра. Вы только что пережили аварийную посадку самолета в песчано-каменистой пустыне. Небольшой двухмоторный самолет, на котором вы летели, выгорел, целыми остались
только крылья. Все пассажиры остались невредимы. Летчик не мог передать по рации точное время аварии. Однако стало известно, что вы находитесь примерно в 100 км к юго-западу от рудника, ближайшего человеческого жилья.
Окрестности являются довольно плоскими, только местами растут бочковидные и древообразные кактусы, которые выглядят очень колючими. В последней метеосводке сообщалось, что в пустыне температура достигнет 40'С в тени, а это означает, что над почвой следует ожидать 47'С.
Вы легко одеты, на вас рубашка-безрукавка, 'длинные брюки, трусы, короткие носки и обычная уличная обувь без каблуков. У каждого из участников экспедиции имеется носовой платок, деньги и личные документы, у одного из них — спички, у другого — шариковая ручка.
ПРОБЛЕМА. Прежде чем самолет загорелся, удалось спасти 15 предметов, перечисленных ниже. Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 15-е. Все предметы необходимо привести в определенную последовательность, одновременная привязка нескольких предметов к одному месту недопустима.
ЗАДАЧА. Каждый в индивидуальном порядке определяет последовательность этих 15 предметов.
После того как дети закончат работу, учитель просит кого-либо из них прочитать свой ряд предметов и объяснить, почему именно эти предметы стоят на первом месте. Начинается обсуждение. Затем ряд предметов, указанный учеником, соотносится с рядом эксперта. Выясняется, почему правильно так, как считают эксперты.
Ваша задача заключается в том, чтобы поставить самый жизненно важный предмет на 1-е место, а наименее важный на 15-е.
Карманный фонарик
Перочинный нож
Карта района аварии
Большой пластиковый плащ
Магнитный компас
Санитарный ящик
Пистолет
Парашют
Соль
2 литра воды на каждого
Солнечные очки на каждого
Спирт
Одно пальто на каждого
Карманное зеркальце
Книга о съедобных животных пустыни
РЯД ЭКСПЕРТА
• Вода.
• Парашют красно-белого цвета.
• Карманное зеркало.
Парашют служит сигнальным средством, так же как и карманное зеркало. В силу консервативности мышления, человеку трудно бывает представить себе, что «солнечный зайчик» может стоять в одном ряду с радио, электроникой, пиротехникой.
Вспышка сигнального зеркала в безоблачный солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1 — 2 км, на расстоянии 20 — 25 км, а в некоторых случаях — до 40 км.
Можно подавать сигналы дымом костра. В пустыне это могут быть банки с горюче-смазочными материалами (ГСМ).
Привлечь внимание экипажа можно и другими средствами: если имеется яркая палатка, купол парашюта, то их можно растянуть на открытой местности или привязать к вершине дерева (в нашем случае древообразного кактуса). Их будет отлично видно издалека.
• Одно пальто на каждого (резко-континентальный климат, перепад температур).
• Карманный фонарик (подача сигналов ночью).
• Большой пластиковый плащ (можно собрать конденсат — влагу при перепаде температур).
• Перочинный нож.
• Санитарный ящик.
• Пистолет.
• Солнечные очки.
• Книга о съедобных животных.
• Компас (движение по пустыне в жару 47´С может привести к резкому обезвоживанию организма и к смерти; надо ждать помощь на месте).
• Карта.
• Спирт.
• Соль.
Самое главное в экстремальной ситуации — сохранять присутствие духа, не поддаваться панике.
Учитель подводит детей к составлению памятки «Как подавить страх в экстремальных ситуациях» (памятка составляется на доске):
1) успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения);
2) проанализируй ситуацию и выработай план действий;
3) один из способов победить страх — «перехитрить» самого себя.
Можно поставить перед собой задачу исследовательского, спасительного характера, тогда создание условий для выживания становится лишь средством достижения цели и выполняется спокойнее.
В конце урока я раздаю детям памятку.
ПАМЯТКА
Для планирования своих действий, прежде всего надо оценить обстановку, учесть состояние здоровья всех товарищей по группе и свое собственное. Выяснить, есть ли укрытие от непогоды, вода, аптечка, продукты
питания и др. Затем спланировать действия. Прежде всего, следует выполнить экстренные работы:
• оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество, это следует делать впервые же минуты после аварии;
• наладить радиосвязь или подготовить сигнальные средства;
• подготовить временное укрытие;
• добыть воду и пищу.
План, который будет составлен в результате этого анализа, позволит человеку выработать наиболее пригодный образ действий и приступить к его выполнению