План-конспект интегрированного занятия Правильное поведение при экстренной ситуации – автономное существование в природных условиях
План – конспект
проведения практического занятия
по интегрированному уроку:
физическое воспитание – ОБЖ в 8 классе.
Разработал: учитель физической культуры
МБОУ « Ивановская СОШ»
Елизаренко А.В.
Цель занятия: научить детей правильному поведению при экстренной ситуации – автономное существование в природных условиях (заблудились в лесу, отстали от группы).
Задачи занятия: 1. Организация досуга детей в свободное от учебы время.
2. Приобщение учащихся к ведению здорового образа жизни.
3. Освоить навыки поведения в экстремальных ситуациях.
4. Научить разводить костры, разбивать палаточный лагерь, преодолевать естественные препятствия, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Содержание занятия.
Инструктаж по технике безопасности и предупреждению детского травматизма для участников практического занятия по интегрированному уроку: физическое воспитание - ОБЖ.
1.В транспорте, во время движения транспорта, со своих мест не вставать, не высовывать руки из окон, не открывать окна одновременно с двух сторон.
2. При пешем переходе на спусках и подъемах продвигаться боком приставными шагами, соблюдать интервал в строю в два шага. Не сбегать с возвышенности.
3. При рубке дров не рубить ветки на земле, посторонним не находиться вблизи рубки.
4. При преодолении препятствий строго следовать выданной инструкции. Передвижение сверять с картой.
1. Практические действия.
Отработка ситуации 1: - группа сошла с маршрута.
Действия учащихся – Группа останавливается, высылаются разведчики. По местным приметам сверяются с картой, пытаются установить место нахождения группы.
Отработка ситуации 2: 1 – 2 участника отстали от группы.
Действия отставших - подать сигнал свистком, голосом.
Если прошло несколько часов – влезть на дерево, осмотреться и по местным приметам ( постройки вдали, высоковольтные провода, течение реки, возвышенности, мох на деревьях. Определить свое местонахождение и определить путь передвижения, оставив записку на видном месте о своих координатах и направлении движения.
Если прошло много времени – развести сигнальный костер, используя для дыма сырые ветви, зеленые листья, ветви хвойных деревьев.
2. Выбор места для разбивки палаточного лагеря ( бивака).
Действия учащихся:
1. Выбрать поляну на возвышенности, окаймленную деревьями.
2. Палатки установить полукругом (вход на восток)
3. Окапать палатки, накрыть целлофаном (от дождя, росы).
4. Огородить территорию лагеря (бивака) сигнальными флажками или лентами.
5. В отдаленности под раскидистым деревом или у кустарника выкопать яму для мусора и пищевых отходов.
6. Место для костра выбрать вдали от деревьев и палаток. Снять верхний пласт земли с травой и убрать в укромное место. Выкопать углубление, в котором и разводится костер
7. Горящий мусор – сжечь на костре, консервные банки обжечь и закапать.
Прежде чем сняться с лагеря, убранный пласт земли возвращается на место. Остатки хлеба развешиваются на ветках деревьев (кормушки для птиц).
3.Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшему и транспортировка в ближайший пункт, используя подручные средства.
Действия учащихся:
Если кого ни будь укусила пчела или оса – вынуть жало, наложить холодный компресс.
Если впился клещ – тельце оторвать, пораженный участок кожи смазать маслом, хоботок аккуратно выкрутить против часовой стрелки.
При ссадине – края ранки обработать йодом (зеленкой, спиртом), ранку омыть гидропиритом и наложить стерильную повязку.
При травмах, затрудняющих или лишающих возможности самостоятельного передвижения, пострадавшего транспортировать на носилках из подручных средств. Вырубить две жерди. Куртку – штурмовку (1 - 2штуки) застегнуть на все пуговицы, вывернуть наизнанку. В рукава продеть заготовленные жерди – носилки готовы. Переносить пострадавшего можно на руках, для чего двое складывают руки колодцем.
4.Преодоление условных препятствий: болото, грот, ров.
Преодоление болота. Действия учащихся:
вырубают три жерди и кладут две из них параллельно друг другу. С помощью третьей , передавая ее из рук в руки, удлиняют настил. Участники перехода продвигаются в затылок. Можно использовать для настила ветки деревьев.
Преодоление грота. Действия учащихся:
В низком гроте продвижение по - пластунске, двигая груз, свою ношу, вперед себя.
Преодоление рва. Действия учащихся: если есть дерево, на нем крепится канат и по принципу маятника, производится переправа. Можно использовать шест (если ров не сильно глубокий), который закрепляется в центре рва и производится преодолением прыжком с шестом.
Обучение всем задачам проводится по группам со сменой мест заданий по кругу.
По мере освоения учебных заданий, комплектуются команды и в соревновательно – игровой форме оценивается уровень усвоения.
Предлагается полоса препятствий:
1 этап – лазание по пластунски (мышеловка)
2 этап – болото
3этап – сложить четыре вида костра, поджечь одной спичкой
4 этап – оказание доврачебной помощи пострадавшему с транспортировкой его в лагерь на носилках, выполненных из подручных средств
5 – разбить палатку
Задание считается законченным, когда все члены команды вбегут в палатку. Очки начисляются по наименьшему времени, затраченному на преодоление препятствий. За нарушение – сбили «мышеловку», сошли с жерди в болото, лишние спички – штрафное время.
Испытания выполнены.
Построение. Объявление результата соревнований. Подведение общего итога.
Пригласить детей на обед.
Перед уходом проверить чистоту территории, наличие «кормушек» на деревьях