Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (углублённое изучение)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 53
Протокол № 1 от 28.08.2014
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 53
____________ Н.К. Коваль
Приказ № 122-О от 28. 08. 2014
Рабочая программа
Учебный год 2014 - 2015
Учитель Зорина О.В.
Предмет русский язык (углубленный уровень)
Классы 8б, 8в
Количество часов по учебному плану МАОУ СОШ № 53
недельных 5 , годовых 175
Планирование составлено на основе:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 (ред. от 31.01.2012).
Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Авторской программы В.В. Бабайцевой «Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы» - Москва, «Дрофа», 2009г.
Обучение ведется по учебнику:
Название учебника Авторы Год изд. Издательство
Учебник «Русский язык. Теория. 5—9 классы» В. В. Бабайцева2010 «Дрофа»
Пояснительная записка к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа предмета «Русский язык» (углублённый уровень) разработана для учащихся 8 классов.
Рабочая программа обеспечивает реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по предмету «Русский язык» и превышение стандарта.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 8 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 (ред. от 31.01.2012).
Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Авторской программы В.В. Бабайцевой «Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы» - Москва, «Дрофа», 2009г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам. Она рассчитана на 175 учебных часов в год из расчета 5 учебных часов в неделю (2 из них из регионального компонента и компонента образовательного учреждения).
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
содержание, обеспечивающее формированиеКОММУНИКАТИВНой КОМПЕТЕНЦИи
Основные жанры научного (выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк) стилей.Функционально-смысловые типы текста. Структура текста.
Овладение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: рецензии.
содержание, обеспечивающее формированиеязыковой и Лингвистической (языковедческой)компетенций
Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении.
содержание, обеспечивающее формированиеКУЛЬТуРОВЕДЧЕСКой КОМПЕТЕНЦИи
Культура межнационального общения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИучащихся 8 класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, стилей;
особенности основных жанров научного, публицистического стилей;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные);
уметь
различать научный, публицистический стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (выступление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Рабочая программа предмета «Русский язык» (углублённый уровень) разработана для учащихся 8 классов
с использованием программы В.В. Бабайцевой «Программа для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы» - Москва, «Дрофа», 2009г.
Для углублённого изучения русского языка выбран следующий УМК :1) учебник «Русский язык. Теория. 5—9 классы» (автор В. В. Бабайцева);
2) сборник заданий для 8 класса (авторы В. В. Бабайцева, JI. Д. Беднарская и др.);3) рабочая тетрадь для 8 класса (авторы В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская и др.).
Центральным компонентом этого комплекса является учебник(теория), имеющий лингвометодический характер. Учебник характеризуется систематичностью изложения теоретических сведений (в том числе и сведений, обеспечивающих работу по развитию речи), что способствует эффективному их усвоению, а лингвистические знания - основа для формирования практических навыков. Больше дано сведений из истории развития русского языка. Расширяется (хотя и не очень значительно) понятийно-терминологическая система. В сборниках заданий значительное место занимают традиционные упражнения, оправдавшие себя в практике обучения русскому языку. Последовательно проводится работа с учебно-научными текстами параграфов учебника. Анализ текстов учебника, а также анализ текстов художественной и публицистической литературы — залог успешного изучения учебных текстов других предметов. В сборниках много заданий, связанных с комплексным анализом текста, с формированием умений и навыков построения мини- и макси-текстов на различные темы, соответствующие возрастным особенностям школьников. Большое внимание уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков.
При углубленном изучении русского языка в 8 классе добавляются темы:
направленные на формирование повышенного уровня лингвистической компетенции:подчинительные и сочинительные словосочетания, цельные словосочетания, смысловой центр предложения, согласование подлежащего и сказуемого, инфинитивные предложения, вокативные предложения и др.;
направленные на повышение уровня практической грамотности:принципы русского правописания, принципы орфографии, принципы пунктуации,
повторение правописания основных типов орфограмм (трудные случаи), повторение пунктограмм (трудные случаи) и др.;
направленные на обогащение синтаксического строя речи учащихся:
роль глагольных предложений, роль безличных предложений в речи, стилистические особенности предложений с однородными членами, синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений, роль однородных членов предложения в речи, синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений и др.
Тематическое планирование
Название разделов,
количество учебных часов Планируемые
результаты изучения темы Формы контроля результата
знает
знает умеет использует приобретенные знания и умения в жизни для: Общие сведения о языке - 1ч
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения определять основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание, работать с учебником.
Осуществлять изучающее чтение
Извлекать информацию из различных источников. Создавать собственное монологическое высказывание.
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества Составить устное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»
Повторение изученного в 5-7 классах – 9ч признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
Разделы науки о языке.
Содержание основных понятий фонетики, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии. Порядок фонетического, морфемного, словообразовательного разборов.
Систему частей речи в русском языке.
Синтаксические понятия: обращение, вводные слова, однородные члены предложения, предложения с прямой речью, диалог.
Правописание гласных и согласных в составе морфем,
правописание Ъ и Ь, слитные, дефисные и раздельные написания.
Правила постановки запятых между однородными членами, выделения причастных и деепричастных оборотов, правила постановки знаков при прямой речи и диалоге.
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные);
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста.
Выполнять фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический разборы. Производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, определять основные способы словообразования. Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда точное слово. Уметь пересказывать текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказывать текст от 3-го лица. Работать с учебным этимологическим словарем, определять лексическое значение слов и фразеологизмов; употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; определять уместность употребления синонимов, антонимов, фразеологизмов в художественном тексте, уместность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления; значение слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразительные средства, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте. Уметь различать части речи, производить их морфологический разбор. Уметь обобщать и систематизировать данный теоретический материал, применять его на практике, строить связное монологическое высказывание. Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам. соблюдения норм современного русского языка,
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств Диктант с грамматическим заданием.
Синтаксис. Пунктуация –
8ч Отличие словосочетания от предложения, виды предложений, главные и второстепенные члены предложения.
Синтаксический и пунктуационный разборы. Пунктуацию как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации. Роль пунктуации в письменном общении. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания. Умеют выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать словосочетания изученных видов, проводить элементарный интонационный анализ предложений. Различатьвиды предложений на основесмыслового и грамматико-интонационного анализа, выделять грамматическиеосновы в простом и сложном
предложении, конструируют предложения по заданным типам грамматическихоснов, работать со словаремэпитетов при составлениисловосочетаний и распространяют предложения определениями, анализируют и конструируют предложения с прямой речью, пунктуационно грамотно оформляют предложения простые и сложные, интонационно правильно про-износят предложения с однородными членами, вводными словами и обращениями, опираются на смысловойи интонационный анализ предложений при проведении синтаксического и пунктуационного разбора. Расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы. Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культур-ных ситуациях общения
.
Графический,
объяснительный диктанты. Комплексный анализ текста.
Синтаксис.
Словосочетание - 12ч основные единицы языка, их признаки.
Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сокращенных слов с прилагательными. Моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования .
Тест. Диктант «Проверяю себя».
Диктант с грамматическим заданием.
Комплексный анализ текста
Синтаксис. Предложение – 10ч Структуру простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение).
Тип речи. Заголовок. Основная мысль текста. Композиция рассказа. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
Производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. Интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.
Точно и полно понимать содержание прочитанного текста, его главную мысль, тип речи. Подробно передавать содержание текста, сохраняя композицию. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры
. Схематический диктант.
Подробное изложение.
Комплексный анализ текста
Синтаксис.
Двусоставные предложения –
10ч основные единицы языка, их признаки.
Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. Виды сказуемого; структуру простого и составного глагольного сказуемого.
Пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. Различать простое и составное глагольное сказуемое. Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого. соблюдения норм современного русского языка,
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств Словарный диктант. Тест. Диктант с грамматическим заданием.
Комплексный анализ текста
Синтаксис.Второстепенные члены предложения –
19ч основные признаки научного, публицистического, стилей;
особенности основных жанров научного, публицистического стилей. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения. Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств. различать научный, публицистический стили;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты - как средства выразительности речи. Распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении. Различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. Различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; получения знаний по другим учебным пред-метам и продол-жения образования Составление таблицы «Виды обстоятельств» со своими примерами. Предупредительный, графический диктант.
Л. Успенский сказал: «Из всех орудий язык - самое удивительное и сложное». Составить небольшое сочинение-рассуждение, опираясь на это высказывание Л. Успенского. Ответить на вопросы: «Можно ли язык назвать орудием труда?», «А оружием борьбы?»
Сжатое изложение.
Диктант с грамматическим заданием.
Синтаксис.Односоставные предложения – 19 ч Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения. Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности. Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности. Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Предложения полные и неполные.
Различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения , уметь находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и опр.-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения. Распознавать неопределённо-личные предложения и использовать их в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными.
Опознавать в тексте, употреблять в собственной речи односоставные предложения с обобщенным значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения).
Опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. Определять морфологические средства выражения сказуемого; различать односоставные и двусоставные предложения; использовать синонимические односоставные предложения, сопоставляя личные и безличные предложения; включать безличные предложения в текст, правильно ставить знаки препинания в СП, в состав которых входят безличные предложения.
Опознавать в тексте назывные предложения, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. Опознавать неполные предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи и в письменном тексте, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. Проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений. Анализировать в сопоставлении разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определенно-личных предложений, включать неоп.-личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы. Различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания. соблюдения норм современного русского языка,
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств
Взаимодиктант. Сконструировать односоставные предложения с обобщенным значением, продолжить известные пословицы. Написать приглашение (поздравление) другу, используя определенно-личные предложения.
Сочинение.
Тестирование.
Комплексный анализ текста
Синтаксис.
Простое осложнённое предложение –
16 ч Осложненные и
неосложненные
предложения. Однородные члены предложения. Средства связи однородных членов предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Нормы сочетания однородных членов. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами. соблюдения норм современного русского языка,
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств Словарный диктант. Графический диктант.
Диктант с грамматическим заданием.
Комплексный анализ текста
Синтаксис. Предложения с обособленными членами –
54ч Обособленное определение и способы его выражения.
Обособленное приложение.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения.
Правила построения предложений с причастным оборотом, с деепричастным оборотом.
Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) и их группы по значению.
Обращение, его функции и способы выражения. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации.
Опознавать изученные виды обособленных членов. Дифференцировать обособленные и необособленные члены предложения. Правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Соблюдать пунктуационные нормы в предложениях с обособленными членами.
Анализировать предложения с обособленными членами, использовать их в собственных устных и
письменных текстах.
Использовать вводные слова как средства связи предложений и смысловых частей текста при создании собственных текстов.
Ставить знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Анализировать и оценивать собственную речь и речь окружающих.
Создавать тексты различных стилей и жанров (выступление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.
соблюдения норм современного русского языка,
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью Объяснительный диктант.
Тест.
Изложение.
Диктант с грамматическим заданием.
Комплексный анализ текста
Повторение –
17ч Все изученные синтаксические и пунктуационные нормы. Соблюдать нормы русского литературного языка. Извлекать информацию из различных источников.
Воспроизводить текст.
Опознавать тексты различных стилей и жанров.
Осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственные тексты. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Тест. Интерактивные задания.
Комплексный анализ текста
Поурочное планирование
№урока Раздел / Тема урока
*Курсивом выделены темы углублённого изучения
Общие сведения о языке - 1 ч
1 Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Культура межнационального общения.
Повторение изученного в 5-7 классах – 9 ч
2 Система языка. Фонетика. Орфоэпия
Связь фонетики с графикой и орфографией. Лексика и фразеология. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. А.Х. Востоков
3 Состав слова и словообразование. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. В.И. Даль
4 Морфология. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. В.В. Виноградов
5 Правописание: орфография и пунктуация
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Повторение правописания основных типов орфограмм и пунктограмм6 Повторение правописания основных типов орфограмм. Трудные случаи.
7 Повторение пунктограмм. Трудные случаи.
8 Текст. Функционально-смысловые типы текста.
9 Диктант с грамматическим заданием.
10 Анализ диктанта. Коррекция ошибок.
Синтаксис. Пунктуация - 8ч
11 Понятие о синтаксисе и пунктуации.
12 Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная).
13 Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. А.А. Шахматов.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
14 Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
15 Пунктуация как система правил правописания предложений.
16 Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом предложении.
17 Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения.
18 Структура текста. Смысловые части текста и основные средства связи между ними.
Синтаксис. Словосочетание – 12 ч
19 Основные признаки словосочетания, смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.
20 Подчинительные и сочинительные словосочетания.
21 Подчинительные и сочинительные словосочетания.
22 Типы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Согласование.
23 Управление.
24 Примыкание.
25 Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.
26 Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова.
27 Цельные словосочетания.
28 Цельные словосочетания.
29 Контрольный диктант 1.
30 Анализ контрольного диктанта. Коррекция ошибок.
Синтаксис. Предложение – 10 ч
31 Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
32 Предложения простые и сложные.
33 Основные типы простого предложения.
34 Смысловой центр предложения.
35 Порядок слов в предложении.
36 Логическое ударение.
37 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое). Изложение по тексту Я. Билецкого "Триумфальная арка" (подробное).
38 Изложение по тексту Я. Билецкого "Триумфальная арка"(подробное).
39 Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространённые и нераспространённые предложения. Знаки препинания в конце предложения.
40 Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксис. Двусоставные предложения – 10 ч
41 Синтаксическая структура простого предложения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
42 Способы выражения подлежащего.
43 Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.
44 Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.
45 Согласование составного глагольного сказуемого с подлежащим.
46 Составное именное сказуемое, способы его выражения.
47 Согласование составного именного сказуемого с подлежащим.
48 Тире между подлежащим и сказуемым. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
49 Обобщение изученного по теме "Главные члены предложения".
50 Контрольный диктант 2 по теме "Словосочетание и предложение".
Синтаксис. Второстепенные члены предложения – 19 ч
51 Анализ контрольного диктанта. Определение согласованное и несогласованное.
52 Способы выражения определения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
53 Синонимика согласованных и несогласованных определений.
54 Синонимика согласованных и несогласованных определений.
55 Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.
56 Дополнение (прямое и косвенное). Способы выражения дополнения.
57 Сжатое изложение с элементом сочинения.
58 Сжатое изложение с элементом сочинения.
59 Обстоятельство. Способы его выражения.
60 Разряды обстоятельств.
61 Разряды обстоятельств.
62 Обособление обстоятельств уступки.
63 Обособление сравнительных и деепричастных оборотов.
64 Синтаксические функции инфинитива.
65 Однозначные и многозначные члены предложения.
66 Основные жанры научного (выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк) стилей.Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: рецензии. Сочинение-рецензия.
67 Сочинение-рецензия.
68 Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения».
69 Контрольный диктант 3 по теме «Второстепенные члены предложения».
Синтаксис. Односоставные предложения – 19 ч
70 Анализ диктанта. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.
71 Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.
72 Неопределённо-личные предложения, их структурные и смысловые особенности.
73 Вопрос об обобщённо-личных предложениях.
74 Роль глагольных предложений.
75 Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.
76 Роль безличных предложений в речи.
77 Инфинитивные предложения.
78 Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
79 Сочинение на лингвистическую тему.
80 Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности.
81 Вокативные предложения.
82 Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
83 Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
84 Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи.
85 Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
86 Систематизация и обобщение изученного материала по теме
" Односоставные предложения".
87 Тестирование по теме " Односоставные предложения".
88 Анализ тестирования. Коррекция ошибок.
Синтаксис. Простое осложнённое предложение – 16 ч
89 Однородные члены предложения.
90 Средства связи однородных членов предложения.
91 Репортаж.
92 Союзы при однородных членах.
93 Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
94 Знаки препинания при однородных членах.
95 Обобщающие слова при однородных членах.
96 Понятие об однородных и неоднородных определениях.
97 Стилистические особенности предложений с однородными членами.
98 Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.
99 Употребление сказуемого при однородных подлежащих.
100 Нормы сочетания однородных членов.
101 Роль однородных членов предложения в речи.
102 Систематизация и обобщение изученного по теме "Однородные члены предложения".
103 Контрольный диктант 4 с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».
104 Анализ контрольного диктанта.
Синтаксис. Предложения с обособленными членами – 54 ч
105 Повторим орфографию. Орфограммы в корнях. Трудные случаи.
106 Основные жанры научного и публицистического стилей.
Интервью.
107 Основные жанры научного и публицистического стилей.
Статья. Овладение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
108 Обособленные члены предложения.
109 Обособленное определение.
110 Основные жанры научного и публицистического стилей.
Доклад. Овладение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
111 Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
112 Общие условия обособления определений.
113 Обособление согласованных определений.
114 Стилистический характер причастных оборотов.
115 Правильное построение предложений с причастным оборотом.
116 Обособление несогласованных определений.
117 Обособленное приложение.
118 Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (сжатое).
119 Сжатое изложение.
120 Обособленное дополнение.
121 Обособленное обстоятельство.
122 Обособленное обстоятельство.
123 Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.
124 Правильное построение предложений с деепричастным оборотом.
125 Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
126 Стилистические характеристики обособленных членов предложения.
127 Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений.
128 Уточняющие члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности.
129 Обособление уточняющих членов предложения.
130 Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения.
131 Основные жанры публицистического стиля. Портретный очерк.
132 Портретный очерк.
133 Поясняющие и присоединительные члены предложения. Их смысловые и интонационные особенности.
134 Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
135 Орфография и пунктуация.
Принципы русского правописания.
136 Принципы русской орфографии.
137 Повторим орфографию. Слитное и раздельное, дефисное написание слов. Трудные случаи.
138 Систематизация и обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения".
139 Тестирование по теме " Обособленные члены предложения".
140 Анализ тестирования. Коррекция ошибок.
141 Вводные, вставные слова и конструкции. Группы вводных конструкций по значению.
142 Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.
143 Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
144 Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций
145 Обращения. Интонация предложений с обращением. Выделительные знаки препинания при обращении.
146 Обращение как средство связи предложений в тексте. Основные жанры публицистического стиля. Публичное выступление на общественно значимую тему.
147 Выделительные знаки препинания при обращении.
148 Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
149 Принципы русского правописания.
150 Принципы пунктуации.
151 Авторские знаки.
152 Тезисный план.
153 Тезисный план.
154 Слова-предложения. Особенности слов-предложений.
155 Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания в словах-предложениях.
156 Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса.
157 Итоговый контрольный диктант 5.
158 Анализ диктанта. Коррекция ошибок.
Повторение – 17 ч
159 Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
160 Подлежащее и сказуемое.
161 Основные виды сказуемого.
162 Согласование подлежащего и сказуемого. Трудные случаи.
163 Второстепенные члены предложения.
164 Однозначные и многозначные члены предложения.
165 Разновидности односоставных предложений.
166 Односоставные предложения в составе сложных.
167 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
168 Пунктуационный практикум. Трудные случаи.
169 Обособленные члены предложения.
170 Обособление несогласованных определений.
171 Орфография. Соблюдение основных орфографических норм. Н и НН в различных частях речи.
172 Н и НН в различных частях речи. Трудные случаи.
173 Правописание: орфография и пунктуация
Соблюдение основных орфографических норм. Не с различными частями речи.
174 Не с различными частями речи. Трудные случаи.
175 Итоговый урок.
Нормы оценки по русскому языку
Устные ответы и письменные работы учащихся оцениваются по пятибалльной системе.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.П. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для VIII класса - 120-150 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для для VIII класса - 30 – 35.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в VIII классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющиесущественного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений..
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения: в VIII классе - 250-350 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII классе может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда ребятам было дано задание «написать домашнее сочинение». В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.
Оценки за диктант, изложение и сочинение выставляются двумя оценками дробью в одной колонке (5/4, 3/3).
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; >
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических. 1
Основные критерии оценки
«5»
Содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.-
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание и речь
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.
Грамотность'
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
Содержание и речь
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Учебник: В.В. Бабайцева. «Русский язык. Теория. 5—9 классы» - М.: Дрофа, 2010г.
2. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы. В. В. Бабайцева, JI. Д. Беднарская - М.: Дрофа, 2011г.
3. Рабочая тетрадь для 8 класса. В. В. Бабайцева, JI. Д. Беднарская - М.: Дрофа, 2013. – 45 с.
4. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А. Сальникова- М,: Дрофа, 2014
5. Никулина М.Ю. Методические рекомендации: наглядные пособия по русскому языку. Основные правила орфографии и пунктуации. V-IX классы - М.: Экзамен, 2013
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
для реализации рабочей программы
Наглядные пособия по русскому языку. Основные правила орфографии и пунктуации. V-IX классы - М.: Экзамен, 2013
ПК
Колонки
МФУ
Проектор.
Экран.
Электронные носители
Русский язык. Видеоуроки. 8 класс. (WWW.InfoUrok.ru).
Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажёр. (Издательство «Экзамен»).
Русский язык. Тестовый контроль. 7-8 классы. (Издательство «Учитель»).
Русский язык. Дидактический и раздаточный материал. 8-9 классы.
(Издательство «Учитель»).
Сайты в Интернете
http://interneturok.ru http://school-collection.edu.ruhttp://infourok.ruhttp://www.saharina.ruhttp://www.gramota.ru/Сведения о составителях программы
ФИО: Зорина Ольга Васильевна
Должность: учитель
Категория: первая