Урок литературы в 3 классе По дорогам сказок. А.С.Пушкин.«Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок литературы в 3 классе.

Тема: По дорогам сказок. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Технология: игровая

Тип: закрепление изученного материала.

Форма: групповая форма работы.

Цель: Помочь учащимся понять сложность человеческих взаимоотношений

Задачи:
Обобщить раннее изученный материал о народных сказках; закрепление литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Совершенствование навыков выразительного чтения и пересказа по плану текста сказки А.С.Пушкина; активизация мышления учащихся, обогащение их знаний и представлений о человеке.
Приобщение детей к истокам русской культуры; определение собственной оценки героя, его поступков, поведения; научиться быть добрыми людьми, научиться быть верными друзьями, научиться работать в группе.

Оценка:
Ответы на разноуровневые вопросы.
Тестирование
Наблюдения учителя.
Методы: беседа, рассказ, инсценирование, направленное чтение, пересказ текста, метод иллюстраций.

Материалы: учебник, тесты, портрет писателя, иллюстрации к сказкам, декоративная занавес, пословицы.

ТСО: презентация «Пушкин – великий русский поэт», «Сказки Пушкина».

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель:
- Ребята, я приглашаю вас на урок литературы. Расскажу вам одну историю, которая произошла в нашем городе с учениками 3 «Г» класса Димой и Машей.

- Здравствуйте, я Маша!
- Здравствуйте, я Дима!

Учитель: - После школы ребята всегда шли домой через рощу. Там было очень красиво в любое время года. Когда они шли, то рассматривали деревья, слушали пение птиц. Но вдруг Маша увидала большое дупло.
Маша: Дима, Дима, иди скорее сюда!
Дима: Что случилось?
Маша: Посмотри, вчера не было этого дупла. Кто мог его сделать? Давай посмотрим, что внутри?
Дима: Что ты, Маша! А вдруг там кто-то спрятался?

Учитель: Но Маша Диму не слушала. Она уже сделала шаг в дупло, схватив Диму за рукав
(Дети уходят за ширму. Слышатся голоса:
Маша: Где мы? Куда попали?
Дима: Говорил тебе не надо лесть в дупло, вот теперь надо думать, как отсюда выбраться.
Маша: Что-нибудь придумаем!(Дети выходят из-за ширмы)

Дима: Поклон вам низкий, добрые молодцы, да красные девицы. Добро пожаловать в удивительную страну сказок – славный стольный Сказоград.
Маша: Поклон вам, уважаемые гости (подносит каравай жюри)
Вам хлеб-соль кушать
Да сказку слушать
.
Учитель:
Тема нашего урока «По дорогам Сказок». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Наша цель:
закрепить знания о народных и литературных сказках, научиться быть добрыми людьми, научиться быть верными друзьями, научиться работать в группе.

Учитель: А где сказка начинается, там и чудо случается. Маше и Диме помогут 2 команды из учеников нашего класса.

Оценивание команды: подсчет количества жетонов за правильный ответ. Команда набравшая большее количество жетонов будет считаться лучшей.

Маша: Итак, добрые молодцы и красные девицы отправляемся мы с вами в путешествие опасное, но увлекательное. Вот каждой команде по клубочку, чтобы не заблудиться в сказочной стране.

Учитель: Командам нужно представиться, прочитать свой девиз.

1 команда: Добро побеждает зло.
2 команда: Сказка складка, а песня быль.

Актуализация раннее изученных знаний

Маша: А можно посмотреть сказочную страну?

Учитель: Конечно, можно. Для этого вам нужно ответить на вопросы всех кого встретите, тогда вы сможете вернуться домой.

Что относится к устному народному творчеству? Составим схему «Устное народное творчество»
(Дети на доске составляют схему.)

- Одним из жанров народного творчества являются сказки.
- Чем отличается народная сказка от литературной сказки? Чтение формулировки в тетради.

Учитель: Маша и Дима продолжают путешествие. Они подошли к развилке трех дорог. Смотрят, а там камень лежит, а на нем написано: «Кто направо пойдет – богатым будет. Кто налево пойдет – друга потеряет. Кто прямо пойдет – сам пропадет и друга не спасет».

Дима: Маша, пойдем направо, хочу богатым быть. Куплю себе мороженого, пирожного и тебя угощу.
Маша: Страшно, а вдруг там ловушка?
Дима: Не бойся, ребята помогут!

Учитель: Пошли они направо. Идут и видят: лес сверкает, поляна золотом переливается, на
· деревьях золотые листья. Стали Дима и Маша срывать их. Тут послышался голос Кощея Бессмертного:

Кащей Бессмертный:
- Кто вам разрешал рвать мои листья на деревьях. Теперь вы навсегда останетесь у меня и будете вечно служить мне. Но у вас есть один шанс. Кто ответить на мои вопросы, того я отпущу.

Учитель: Команды получают листочки с вопросами:

Слайды. Задания командам.
1 команда.
- Назовите героев сказок (Картина «Три богатыря»)
- На скольких дубах сидел Соловей-разбойник?
- Как Никита Кожемяка победил Змея?
2 команда.
- Назовите героев сказок.
- Какие богатыри были на пиру у князя Владимира?
- Сколько лет было Илье Муромцу, когда он стал ходить?

Учитель: Как только последний листок вернули Кощею, ребята снова оказались около камня.

Дима: Да, богатым стать не удалось?
Маша: Зато живыми остались. Пошли домой.
Дима: Нет, пошли налево. Узнаем, что там.

Учитель: - Идут они по дорожке, видят – избушка на курьих ножках.
- Что нужно сказать избушке, чтобы она к нам повернулась?

Маша и Дима: Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом.
Учитель: Вошли дети, а там Баба-Яга живет.
Баба-Яга: Вот и обед с ужином у меня теперь есть.

Учитель: Зачем же есть детей. Давай лучше поиграем, тесты поотгадываем.

Тестирование по разделу «Устное слово – душа народа». Работа с сигнальными карточками.

Дима: Поиграли мы с тобой бабушка, теперь домой пойдем.
Баба-яга: Нет, хочу еще, чтоб сказки мне рассказывали.

Инсценирование «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

- С какой литературной сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Кто автор?
Выступление команд.
1 команда: 1 и 2 часть. Как озаглавили?
2 команда: 2 и 3 часть. Как озаглавили?

Баба-яга: Спасибо, ребята, порадовали. Слово свое держу, вас, дети, отпускаю.
Учитель: Маша и Дима пошли дальше, пришли опять к камню.
Маша: Не пойду по средней дороге, пропадем.
Дима: Ничего с нами не случиться, нам помогут ребята.

ФИЗМИНУТКА «Молекулы»

Работа по теме урока.

Закрепление о жизни и деятельности А.С.Пушкина. Презентация «Пушкин – великий русский поэт». Комментирование учащимися слайдов.
- Закрепим знания о творчестве А.С.Пушкина. Что вы знаете о нем?
Блиц – опрос.
- Когда родился А.Пушкин?
- Как звали его мать?
- Как звали отца?
- Сколько было детей в семье Пушкиных?
- Как звали няню Александра Пушкина?
- В каком лицее учился А.Пушкин?
- Какие литературные сказки он написал?

Чтение литературной сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Чтение 7 части сказки методом «цепочки»
Беседа по вопросам:
- Какое желание старухи было последним?
- Что ответила рыбка?
- Как выглядело море? Почему?
- Что увидел старик, вернувшись домой?
- Чему учит сказка? За что «владычица морская» наказала старуху?
- Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?

Краткий пересказ сказки по картинкам. Презентация «Сказка о рыбаке и рыбке».
– Прочитаем план пересказа сказки в тетради. Перескажем текст, используя картинки-слайды.
- Как понимаете смысл пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Какой урок вы получили?

Закрепление.

Учитель: - Идут дети, по сторонам оглядываются. Видят поляна, на поляне камни лежат, на камнях надписи. К каждому камню найдите пару. Отгадайте, из какой сказки предмет. Если отгадаете, из какой сказки предмет, то сможете пройти поляну.

Игра: «Угадай сказку по предметам».





Маша: Дима, не пойдем дальше, пропадем. Давай позовем ребят.

Оценка работы.
Учитель: Команды ведут подсчет баллов. Определяется самая активная команда на уроке. Комментируются оценки.
VI. Итог урока: - А теперь пришло время подвести итоги. Мы очень плодотворно поработали. Понравился ли вам урок?
- Что нового вы сегодня  узнали во время путешествия?
- Чему научились? Какие поступки героев вы одобряете? Как заканчиваются все сказки? Почему? Как закончилась наша сказка?
- Какое настроение у вас?
- О чем вы расскажите дома?
Домашнее задание: пересказ текста (страница 64-69), выучить наизусть отрывок из сказки.












перо

невод

тыква

корыто

Жар-птица

ласточка

Никита

Кожемяка



15