Разработка урока литературного чтения по теме А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке
Цели урока:
Предметные:
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.
Личностные:уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
Коммуникативные:
учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Задачи:
Познавательные:
Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Образовательная
продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина. Развивать умение выразительно читать произведение,
передавая интонацией настроение;
работать со «сказкой о рыбаке и рыбке»;
Коррекционно-развивающая:
учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.
Учить читать произведения вслух.
Воспитательная:
воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; научить отличать сказку от других произведений.
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание сказки;
I. Мотивация к учебной деятельности.
/Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним./
Учитель:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)
- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня!
- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
- Сели девочки, сели мальчики.
II. Орг. Момент
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Двери шире распахни,
Свежесть утра в дом пусти!
Ночка тёмная прошла,
И заботы унесла.
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Подготовка к восприятию
III. Развитие речевого аппарата:
Поэтическая минутка:
Подставляйте солнышку ладошки,
Собирайте лучики в карман,
А затем, с любовью, понемножку,
Раздавайте близким и друзьям!
Отца с матерью почитать – горя не знать.
-Прочитать с разной интонацией
2. Дыхательная гимнастика. «Потуши свечу» (в один прием, три, пять): глубокий вдох и имитация тушения свечи.
-Потушили свечу?
-Что важно помнить о горящей свече?
3. Упражнение для развития периферического зрения - таблица Шульте
(размер 20x20 см).
8 20 7 22 16
3 5 12 14 17
9 1 10 24 15
18 6 11 19 13
21 25 23 4 2
Алгоритм использования:
как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.
4. - Молодцы. Проверим, как потренировались. Прочитайте чистоговорку жужжащим чтением.
Чтение (сначала читает учитель).
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.
- Читаем, постепенно убыстряя темп. Я дирижирую
- Молодцы.
IV.Актуализация знаний
Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне, кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Проверьте готовность к уроку и начнем работать./Порядок на парте, порядок в голове. Порядок время бережёт/
- Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательного поэта А.С. Пушкина. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве.
- Теперь послушаем рассказы ребят, которые подготовили сообщения о родителях А.С.Пушкина
Исследовательская работа учащихся:
Прадедом Пушкина по материнской линии был воспитанник Петра I – сын абиссинского князя Абрам Петрович Ганнибал.
Мама Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал и папа Сергей Львович (острослов и поэт-любитель) дали сыну разностороннее образование, но в семье маленького Саши разговаривали на французском языке, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал стала обучать 6 летнего внука русскому языку.
С сестрой Ольгой и братом Львом у Александра всю жизнь были теплые и нежные отношения.
Летом Саша отдыхал у бабушки в селе Захарове. Очень любил слушать семейные предания, которые она рассказывала, и которыми в дальнейшем Пушкин очень дорожил.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме.
Учитель: Очень важную роль в развитии маленького Саши сыграла его няня - Арина Родионовна Яковлева.
Простая крестьянка из деревни Кобрино под Санкт-Петербургом.
Она рассказывала ему сказки, пела песни, тем самым привила мальчику любовь к русскому языку.
Она всю жизнь прослужила у Пушкиных и умерла в возрасте 70 лет в доме сестры Ольги Сергеевны в 1828 году.
7. У Пушкина был воспитатель (дядька) Никита Тимофеевич Козлов.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте вместе вспомним эти сказки. (Слайд 9)
Посмотрите на слайд. Все ли сказки представлены?
-Какой нет?
Именно с этой сказкой мы с вами знакомились.
V. Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель:
читать….…
Учиться:
( (осознанно читать)
высказывать.…
( свои мысли…)
обсуждать…
находить…
сравнивать…
- Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса?
- Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке?
- зачин (начало)
- троекратный повтор (многократный)
- чудо, волшебство
- положительные и отрицательные герои
- Итак, мы сегодня продолжаем работать над содержанием сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Я приглашаю в сказку всех!
VI. Эмоционально – волевая регуляция:
Клип « В гостях у сказки».
(До слов: «потому что он видел все сам…»
Я думаю, что под эту замечательную мелодию вы подготовились работать дальше
К сегодняшнему уроку вы приготовили чтение отрывков к иллюстрациям учебника, чтение по ролям последних частей.
VII. Проверка Д/З
Пушкин сказал:«Сказка ложь, да в ней намёкДобрым молодцам урок».
В конце урока вы скажите, как понимаете эти слова.
3. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема:
2) Постановка проблемного вопроса.
- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
- Начнем
Рыбка плавает в водице,
Хочет рыбка поиграть.
Ах, ты, рыбка – озорница
Мы хотим тебя поймать!
4). Игра «Ловись рыбка» (уч-ся ловят на удочку рыбку, переворачивают, а на обратной стороне записано имя главного героя сказки. Этому герою дать характеристику)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки( работа в паре по карточкам)
кроткий
сварливый
добрый
мягкий
злобный
властный
смиренный
жадный
грубый
неуживчивый
безропотный
бескорыстный
покорный
- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
- Покажите свои рисунки.
- А рыбка , какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки (найти в классе таблицы)
- Итак вот они наши герои, а как автор относится к ним?
- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
- старику – сочувствует, жалеет …
- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки (найти таблицы)
- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем, почему мы так поступили.
Скажите, старик был положительным героем? Или все таки у него были качества, не соответствующие положительным героям?
Например, такие качества, как безвольность, безотказность? От каких двух слов образовано слово «безвольность»,»безотказность»?
-Что это значит?
-Эти качества полезны только тогда, когда оправданы .Но в сказке А.С.Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
-Случается ли такое в жизни?- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет.
-Например?
Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
- У нас остался еще один герой на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
-помутилось синее море
-синее море
-видит на море чёрная буря
-море слегка разыгралось
-неспокойно синее море
-почернело синее море
- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
- Что помогает нам понять – море? ( что оно сердится на старуху)
- Возвращаемся к нашей схеме.
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка.
Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
VIII. Д/З
Задание на ракушках – (разноуровневое)
- Авы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
Чему учит нас эта сказка?
- Вы к уроку нарисовали свою золотую рыбку. Возьмите её в руки и прикрепите свою рыбку к нашему волшебному морю, и пусть все ваши желания сбудутся.
7) Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пусть она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
Итог урока.
Что сегодня понравилось на уроке?
Какое задание было трудным?
Какое задание показалось интересным?
Оцените свою работу на уроке.
Посмотрите на доску. Послушайте стихотворение.
Читайте Пушкина, друзья!Читайте сказки!И будет жизнь тогда полнаТепла и ласки!Вот вам подсказка,И пронесите сквозь годаВы радость сказки.
- Прочитайте жужжащим чтением .
- Читаем хором.
- Вот такое напутствие, совет я вам даю в итоге нашего урока .
Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта проходят праздники пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого поэта. Представим себя участниками одного из таких праздников и продекламируем наиболее понравившийся отрывок из сказки А.С.Пушкина.
8. Рефлексия.
- А теперь вернемся к началу урока.
-Что значат слова А.С. Пушкина
«Сказка ложь, да в ней намёкДобрым молодцам урок».
- Как вы считаете, мы выполнили то, что запланировали? (да).
- Тогда мне остаётся поблагодарить вас за хорошую работу на уроке.
Хорошо вы потрудились,Вам пора и отдыхать.Переменку веселитесьИ начнем урок опять