Конспект комплексного занятия На полях сражений (подготовительная группа)
«НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ…»
Конспект НОД в подготовительной группе
Воспитатель первой квалификационной категории Сафаргалеева Г.Г.
Цель: воспитание в детях чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с разными видами вооружения, амуниции и военной техники которые использовались во время ВОВ;
дать детям представление о причинах и необходимости создания оружия в человеческом обществе;
закрепить знания о празднике «День Победы».
Воспитательные:
воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине, приобщение к прошлому и настоящему через связь поколений;
воспитание уважения к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ, детям войны;
воспитание чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Развивающие:
формирование у мальчиков стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны, у девочек воспитывать милосердие на примере профессии медсестер;
совершенствовать диалогическую и монологическую речь, развивать связную речь.
Ход занятия:
Воспитатель:
- У каждой страны, каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какие праздники есть у нас (Новый год, 8 Марта, День защитник Отечества). А какой праздник наш народ отмечает 9 Мая? (День Победы). С Давних времен правители разных стран стремились расширить свои территории и покорить народы. Эти правители затевали войны, которые уносили жизни многих людей. 70 лет назад на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. Эта война длилась долгие, и тяжелые 4 года. Ее назвали Великой Отечественной войной. Как вы думаете, почему эта война называется Отечественной (Отечественной она называется потому, что эта война – справедливая, направленная на защиту Отечества).
М.Егор:
- На рассвете 22 июня 1941 года, когда города и села нашей Родины спали мирным сном, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Немцы пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.
Воспитатель:
- Но они глубоко просчитались. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт (это линия расположения войск), на передовую (первая полоса боев). Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули… Не зная отдыха, солдаты рыли окопы (укрытия для стрельбы и защиты от огня), тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну. Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.
Денис
- Солдатам было очень тяжело целыми днями сидеть в сыром окопе, периодически поднимаясь в атаку под плотным огнем противника. Единственной защитой от непогоды были шинель и плащ-палатка. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. Шинель нередко служила солдатам не только одеждой, но и одеялом и спасала ночью от холода.
Эмилия:
Шинель
Почему ты шинель бережешь? -
Я у папы спросила. -
Почему не порвешь, не сожжешь? -
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, -
Отвечает мне папа, -
Потому не порву, не сожгу, -
Отвечает мне папа. -
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Разиль:
- Фашисты хвастались, что Новый год они встретят в Москве, но советские войска сумели остановить их наступление. Наши танкисты, под красным знаменем, - на земле били фашистов. И летчики – с красными звездами на самолетах – в небе били фашистов. И моряки, в бескозырках и тельняшках, - на морях били фашистов. И артиллеристы меткими выстрелами били вероломных фашистов.
К.Егор
- Самое упорное и решающее сражение было в начале зимы 1941 года под Москвой. Враги стояли у ворот столицы. Они были уверены, что полностью окружили Москву и поставили ее на колени. Столица стала фронтовым городом.
Воспитатель:
В это время командующий нашими войсками генерал Г.Жуков разрабатывал план защиты Москвы. Он предусмотрел все, чтобы немцы не смогли прорваться к столице и захватить ее. Солдаты не испугались немецких войск, сражались в горящих танках, шли на таран. Враг понес огромные потери и отступил. Москва выстояла. И по Красной площади торжественным маршем шли наши солдаты, а не немецкие. Победа под Москвой стала первым тяжелым поражением фашистской армии, которая до тех пор слыла непобедимой.
Медицинская служба.
Дима:
- Раненым на полях сражений помогали санитары, медицинские сестры, фельдшеры и врачи, санитарки выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали.
Настя:
Каждый боец и командир знал, что в бою рядом «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбежки. Большинство медиков той поры – это женщины, чьи-то матери, сестры, дочери. На их плечи легла основная тяжесть военных будней, ведь почти все мужское население находилось на передовой.
Маргарита:
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!»
Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих от смерти сестричка спасла!
Воспитатель:
- Каждый солдат должен уметь помочь своему боевому товарищу, если он ранен.
Проводится тренинг-игра «Ранение». Девочка-санитарка с зеленкой в руке. Два мальчика-санитара, сложив руки «стульчиком», усаживают «раненого» на «стульчик». Доносят его до «медсанчасти», где санитарка мажет больному коленку зеленкой или йодом. Или раненый лежит на мате, санитары по очереди подбегают к нему и перебинтовывают бинтом какую-нибудь часть тела – ногу, руку, голову.
Партизаны.
Люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, а также бойцы и командиры, попавшие в окружение, уходили в леса, создавали партизанские отряды и вступали в борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Они всеми силами и средствами стремились помочь советским войскам, сражавшимся на фронте. Партизаны взрывали мосты, портили телеграфную и телефонную связь противника, поджигали склады, преследовали и уничтожали врагов на каждом шагу. Боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника.
Конкурс «Доставь патроны». Дети передвигаются с зажатыми между лбами шаром, должны добежать до цели и положить «патрон» в сумку, обратно вернуться бегом. Передать эстафету другой паре.
Воспитатель:
Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют лихолетьем – лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами – отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родителей, но и дома, некоторые попали в плен к немцам. Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне со взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины.
- Ребята, а как вы думаете, что такое подвиг? (Это всегда смелый и отважный поступок).
- А как называют человека совершившего подвиг? (Герой).
На ряду со взрослыми многие дети сражались на войне, были партизанами и как могли, помогали в борьбе с фашизмом.
Вот об одном таком герое нам сейчас расскажут ребята. Звали этого мальчика Леня Голиков.
Максим.
Леня – ловкий, озорник,
Прыгать, бегать он привык.
Немного бесшабашный,
Но смелый и бесстрашный.
Рома.
Петя, хоть моложе,
Но отважный тоже.
Воевать мальчишкам рано,
Все же дети партизаны!
Ренат.
Не боялись холодов,
Ни пронзительных ветров,
И костер могли разжечь,
И на снег поспать прилечь.
Эльвина.
Шли они по деревням,
Нищими казались там,
Хлеба корочку просили
Да на все глаза косили:
Сколько пушек, пулеметов,
Сколько, где каких расчетов.
Дима.
Зимней ночью, в поздний час
Раненого Леня спас
На себя его взвалил,
Долго по снегам тащил.
И в награду получил
Леня орден боевой.
Артем.
А однажды принял бой
Офицера он сразил
Из нагана наповал.
Офицер был – генерал!
Леня – маленький герой,
За страну стоял горой!
За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями.
Помощь тыла.
- Заводы и фабрики страны работали бесперебойно, днем и ночью, выпуская военную продукцию: гранаты, пушки, патроны, мины, шили военное обмундирование.
- Ребята, подумайте, а кто же все это производил, если все мужчины ушли на фронт? (ответы детей).
- Нелегкий это был труд! Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами маленькие дети по 10 – 12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Награды победы.
В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды – ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; захватил в плен вражеского офицера; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника. Многие ордена и медали носят имена известных полководцев: Дмитрия Донского, Александра Невского, Александра Суворова и др.
Оружие победы.
Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска. Например, «Танк Т-34» - лучший среди танков тех героических лет. Он сыграл решающую роль в победе. А бронетранспортеры были хорошей и надежной опорой для пехоты. На них доставлялись снаряды на поле боя. Вывозили раненых под непрерывным огнем врага. Противотанковая пушка, которую солдаты ласково называли «сорокопятка». Укороченные пушки назывались гаубицами. В самом начале войны советские конструкторы создали боевую ракету – реактивный снаряд для знаменитого миномета «Катюша». Дальность ее стрельбы составляла 8 км. Немцы очень боялись наших «Катюш». Штурмовик «ИЛ-2» - атаковал с воздуха. А это бомбардировщик Пе-2. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах.
Вещи войны.
Рассмотреть с детьми: бинокль, солдатский котелок, фляжку, зажигалку, планшет и т.д.
- Как вы думаете, ребята, как эти вещи помогали людям на войне? (ответы детей).
- Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи – молчаливые свидетели исторических событий: ремень, военный билет и т.д.
Единственная связь с домом на войне, это были письма. Письма писали на листочках, чаще всего карандашом, потому, что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Не было на войне конвертов и обратного адреса. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса – номер полевой почты. Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл. Получить такой «треугольник» было большим счастьем.
К.Егор
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром – снова в бой.
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец,
До свиданья. Твой отец.
Воспитатель:
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
А вот писем в конвертах с фронта люди боялись. Как вы думаете, почему? (В конвертах приходили похоронки или извещение о том, что кто-то пропал без вести).
(Складывание с детьми фронтовых треугольников, мастер-класс для воспитателей).
Взятие Берлина.
Закончилась война в мае 1945 года. Последние бои были в Берлине – столице Германии. Советские солдаты ценой своей жизни спасали берлинцев от пуль и снарядов.
И вот наши солдаты взяли рейхстаг (здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: В Берлине, в Трептов – Парке, находиться памятник Воину – освободителю с девочкой на руке.
Ляйсан
Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой…
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
М.Егор
Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Эмилия
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившую войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Игра «Водрузи знамя» (две команды, проходят различные препятствия с флагом в руке, последний участник подбегает к подставке и устанавливает флаг. После этого все игроки подбегают к своему флагу, становятся вокруг него и дружно кричат «Победа!».
Парад Победы!
9 Мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы столицы. Народ ликовал и пел, прямо на улицах кружились пары в победном вальсе. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались великой победе над врагом и оплакивали погибших. А 24 июня 1945 года в Москве прошел парад Победы. По Красной площади стройными рядами прошли воины-победители. Они несли знамена поверженного врага и бросали на брусчатку древней площади. С тех пор этот праздник стал поистине народным торжеством!
В честь этого праздника каждый год 9 Мая во всех городах России проходят торжества. В столице нашей Родины – Москве на Красной площади проходит военный парад. Улицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка. В памятных местах столицы собираются ветераны-фронтовики, блистающие орденами и медалями.
Настя:
Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле.
Ярко светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою. (Н. Френкель)
Ландыш:
В День Победы утром рано
Выйди в город, погляди:
Вот шагают ветераны
С орденами на груди.
Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Айдар
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Максим:
“Нет!” – заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…
Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..
Мы благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов! Давайте вспомним всех павших героев, склоним свои головы перед их подвигом!