«Акмеология как путь самосовершенствования, как фактор повышения профессионализма учителя»
Проект
«Акмеология как путь самосовершенствования, как фактор повышения профессионализма учителя»
Тезис.
Функциональная грамотность учителя новой формации – залог успешности ученика
Актуальность
В «Концепции 12-летнего образования РК указывается, что успех модернизации образования напрямую связан с уровнем профессионально-личностной готовности педагогов к работе в условиях изменившейся парадигмы образования..»Прогнозирование:
Работа педмастерской направлена прежде всего на изменение ментальности педагогов, их пониманию, как обучать и воспитывать критически мыслящих, способных самостоятельно добывать знания учеников увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в различных технологиях.
Отсюда следует, что актуальной проблемой современного образования являются качественно новые подходы к обучению. Оно должно быть основано на глубокой теоретической подготовке и практическом опыте продуктивного применения современных образовательных технологий на уроках, готовности к их адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Педагогическая мастерская Бураковой Е.В. ,открывшаяся по рекомендации ГНМЦ и работавшая в течение 3- лет ( 2010-2013), ставила следующую цель: доказать, что работа творческой педагогической мастерской учителей русского языка и литературы способствует формированию функциональной грамотности педагогов, созданию условий для полноценного проявления и развития успешности их учащихся.
При этом успешно реализовывались задачи:
обобщение опыта учителя, работающего в инновационном режиме, по определенной методической проблеме;
обмен опытом путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
формирование модели учителя-тьютора, умеющего максимально индивидуализировать учебную траекторию.
совместная отработка методических подходов учителя, и приемы решения поставленной проблемы;
рефлексия собственного профессионального мастерства участниками;
оказание помощи участникам в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В процессе работы педагогической мастерской применялись педагогические технологии :«Проблемное обучение» -Дж. Дьюи
«Личностно-ориентированное обучение» -И. С. Якиманская«Технология критического мышления» - И. Темпел, И. Стилл«Технология индивидуального обучения» - А.С. Границкая, Инге Унт
«Развитие творческих способностей учащихся» Е.И.Ильин
Технология развивающего обучении Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
В состав педагогической мастерской входили учителя русского языка и литературы, работавшие в классах с казахским и русским языком обучения, педагоги русского языка начальных классов.
Главное условие работы мастерской - свободное самовыражение, способное по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества . Мы считаем, что это реальный шанс создать наиболее эффективный механизм реализации идей новой философии образования.
Компетенции педагога, связанные с функциональной грамотностью:
1. Способность выбирать и использовать различные технологии
2. Способность видеть проблемы и искать пути их развития
3.Способность учиться всю жизнь
В течение трех лет учителя- члены педагогической мастерской проводили работу по следующим направлениям:
1. Развитие речевой компетентности, логического мышления, творческого воображения учащихся путем применения технологии проблемного обучения.
Развитие личности учащихся, логического мышления, творческого воображения путем создания проблемных ситуаций . Плохой учитель преподносит
истину, хороший –
учит ее находить.
ДистервегЛюбая творческая манера учителя из ничего не возникает. В ее основе всегда принцип. Для меня главный принцип, которым я руководствуюсь, – это принцип гуманизации знаний. Нет, это не попытка снизойти до уровня ученика и работать на уровне его интересов. Учитывать эти интересы на каждом этапе и в каждом аспекте урока, решая основную учебную задачу -вот секрет гуманизации, одинаково затрагивающей, с одной стороны, потребности ученика, с другой – насущные проблемы образования.
Вот уже 21 год я работаю учителем. И мой опыт подсказал мне простую теорему, которой хочу поделиться с вами.
Всякий ученик может и хочет учиться, если ощутил практическую пользу и ценность того, чем он занимается.
А это в свою очередь и есть приобретение компетентных знаний, умений и навыков, необходимых для адекватной и успешной реализации этих знаний в социуме. В современных условиях уровень образованности не определяется объемом знаний или их широтой. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется готовностью решать проблемы различной сложности на основе уже имеющихся знаний. Во всем мире образовательные структуры отвечают сегодня на вопрос о том, какие качества, какие способности необходимы человеку современности и ближайшего будущего. По всем признакам, это предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все эти свойства и качества необходимы любому человеку в любой профессиональной деятельности. Они и являются ключевыми компетенциями.
Постоянная потребность в развитии – это, пожалуй, самое главное, что должно определять личностный смысл непрерывного образования. Современный учитель должен изучать, обобщать, применять на практике опыт учителей-новаторов, заниматься самообразованием, разрабатывать современные образовательные технологии.
Инновационных технологий образования множество: технология личностно-ориентированного, модульного, опережающего обучения, технология критического мышления, развивающие технологии, технология проблемного обучения, технология разноуровневой дифференциации, технология использования опорных символов, интерактивного обучения. Изучив технологию Эльконина – Давыдова, направленную на развитие логического и творческого мышления, технологию Волкова, цель которой выявить и развить творческие способности учащихся, технологию Е.Н. Ильина и технологию проблемного обучения Дж. Дьюи, можно создать некий «сплав», соединив элементы этих трех технологий, назвав его «проблемно – развивающим обучением».
Поэтому свою педагогическую проблему я определила так:
Развитие речевой компетентности учащихся путем создания проблемных ситуаций.
Т.Е. за основу я беру один из кирпичиков компетенций, а именно коммуникативную.
Для ее реализации более узко сформулировать проблему можно так:
Развитие личности учащихся, логического мышления, творческого воображения, путем создания проблемных ситуаций.
В своей педагогической практике я опираюсь на технологию проблемного обучения., которая основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение компетентными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Т.о. помимо приобретения ЗУНов у учащихся развиваются способы самостоятельной деятельности, познавательные и творческие способности.
Целевые ориентации:
Приобретение ЗУН.
Усвоение способов самостоятельной деятельности.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Т.о, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемные ситуации могут создаваться на различных этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
-учитель подводит учеников к противоречию и предлагает имсамим найти способ его решения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (командира, юриста, финансиста, педагога и др.);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания ( например, исследовательские);
ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем)Создание проблемной ситуации требует интересного вопроса, который станет началом или завязкой проблемного построения урока.
Не всякий вопрос можно назвать проблемным. Отмечаю качества проблемного вопроса:
1.Проблемный вопрос содержит сложность, выступающую иногда вформе противоречия.
2.Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей,увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг егоинтересов. Эта задача должна развивать личность школьника, егомировоззрения, его нравственный мир.
3.Он должен быть емким, способным охватить не только единичныйфакт, но и широкий круг материала.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, самостоятельной работы, дискуссий, организуемых и инициируемых учителем.
Подобное обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения, позволяет развивать у учащихся собственное мнение, аналитическое и критическое мышление, креативность, умение работать в команде, активность, индивидуальность.
Пути реализации проблемы:
Отбор самых актуальных, сущностных задач.
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы.
Построение оптимальной системы проблемного обучения , создание учебных и методических пособий и руководств.
Личностный подход и мастерство учителя, способность вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
А что для этого необходимо? Известный педагог Е.И.Ильин , на мой взгляд, очень точно сформулировал главный метод успешного обучения: Общение с учеником как с личностью , равной учителю. Поэтому в своей практике применяю
- Технологию сотрудничества-
- Личностно-ориентированное развивающее обучение И.С. Якиманской, - Технология критического мышления И.Темпел, И.Стилл.
-Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая)
- Технология Е.И. Ильина: преподавание литературы как предмета формирующего человека
Свое педагогическое кредо я определяю так:
«Учитель не может работать по шаблону, он должен творчески подходить к каждому уроку. Только творческая работа учителя порождает и творчество детей.» («Педагогические технологии адаптивной школы», Н.П.Капустин.)
Каждый урок – это поиск. Поиск оптимальных эффективных приемов и форм работы, это реализация индивидуального и дифференцированного подхода, это и сам тип урока:
- урок-композиция;
- урок-диспут;
- урок-аукцион знаний;
- интегрированный урок;
- бинарные уроки;
- урок - семинар;
-урок - тестирование;
-урок - суд;
-урок - анализ;
-урок - творчества;
-урок – брифинг;
-урок – актуальное интервью;
-урок – состязание;
-урок - игра (ролевая, деловая);
-урок – путешествие (поход, восхождение);
-уроки – лекции (проблемная, визуальная, лекция «вдвоём», конференция, пресс-конференция, провокация, диалог);
-урок – сказка, фантазия;
- урок – зачёт (экзамен) и других видах и формах современных уроков.
На уроках литературы часто использую работу с эпиграфом ( почему именно эти слова, найдите ключевое слово, и т.д.), словом-символом, цветовым эпитетом. Каждый урок должен быть решением к.-л. проблемы, причем и как вариант проблемного обучения использую в практике поисковые и исследовательские методы. Мастерство учителя - это умение грамотно построить урок, используя все необходимые методы, приёмы и способы современных образовательных технологий для реализации его целей и задач.
Разнообразны и способы, приемы формирования ЗУНК учащихся: наблюдение, сравнение, проблемное изложение, беседы (воспроизводящие, сообщения, эвристические), анализ (содержательный, абстрагированный), самостоятельная и творческая деятельность учащихся.
Чаще всего использую приемы содержательного анализа, направленного на поиск и вычленение существенного среди частного; анализа содержательного абстрагирования, цель которого – вычленить существенные признаки в объектах (орфограммах, пунктограммах) и объединить эти объекты по признакам, подводя под общее понятие. Систематически применяю программированный и алгоритмический методы («Словарная карта», «Энциклопедия одного слова», кластер, по поэме, синквейн»), различные методы анализа художественных произведений («вслед за автором», проблемного и др.).
Уроки литературы - анализа художественных произведений, проблемные, уроки-путешествия позволяют вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле, приобщать учащихся к самостоятельной деятельности. Работа педагога и учащихся на таких уроках направлены на создание конкретного «продукта» (сочинения, проекта, даже литературного произведения). Эти уроки неразрывно связаны с важными качествами личности - её нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, которые находят отражение в произведениях не только литературы, но и музыки, живописи, и решают глобальные задачи нравственного и этического воспитания, чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Поэтому такие уроки превращаются в уроки – творчества, на которых не обойтись без межпредметной связи и частичной, а иногда и полной, интеграции.
В старших классах на уроках русского языка часто строю учебный материал по блочно-параллельной структуре при изучении семантики СПП, пунктуации в БСП и т.д.
Подводя итог, хочется сказать, что технология проблемного обучения не только формирует ЗУН учащихся, но и ориентирует их на поиск оптимальных способов разрешения проблемных ситуаций на уроке и в жизни, развивает устную и письменную речь, умение анализировать и четко высказывать свое мнение, сравнивать, оценивать, делать выводы, расширяет круг общения.
2. Оптимизация учебно-воспитательной работы как средство саморазвития и самореализации личности учащихся.
3. Акмеология – ключ к развитию и воспитанию личности.
Акмеология (от древнегреческого «акме» - вершина, острие, высшая степень чего-либо) - наука о человеке, которая изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на ступени его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосозидание, совершенствование и саморегуляцию личности.
Акме – ориентация на жизненный успех и развитие творческого потенциала, достижение вершины в развитии каждого ученика и учителя.
Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для современной школы. “Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый” (А.А. Деркач).
Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности становится ведущей.
Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы, что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.
Актуальность темы “Акмеология как путь самосовершенствования, как фактор повышения профессионализма учителя» обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества образования.
Ведущими понятиями акмеологии являются:
* творческий потенциал,
* самореализация (в поступках и продуктах),
* жизненный путь человека,
* согласование (внешних и внутренних условий и стимулов),
* уровни продуктивности деятельности,
* искомые конечные результаты и подчиненные им текущие,
* творческая готовность к предстоящей деятельности как способность к ее осуществлению в делах и поступках.
Предметом акмеологии являются закономерности условия, факторы и стимулы самореализации творческого потенциала человека на протяжении жизненного пути, развития творческой готовности к предстоящей деятельности, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином « акме ”.
Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологической школы. Акмеологическая школа – это такое учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и социума.
В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме.
Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных проектировочных умений. “В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями”.
Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.
Тьютор – консультант учащегося, может помочь ему выработать индивидуальную образовательную программу, самоопределиться к самому процессу обучения и к отдельным элементам этого процесса, а с другой стороны он может ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить эту самую учебную программу, учебную деятельность в процесс индивидуального развития этого конкретного человека. (П.Г.Щедровицкий)
Тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, преподавательская должность в некоторых университетах.
На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности окружающей его инновационной среды. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационно-творческим мышлением, его профессиональную компетентность. Развитию профессионализма педагогов способствует создание инновационной образовательной среды средней школы как среды психолого-педагогического и методического сопровождения; как среды, обеспечивающей творческую деятельность педагогов; как среды, гарантирующей условия для самосовершенствования и самоактуализации. Под профессионализмом педагога понимается высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Учитель-профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.
Главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).
Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога.
По мнению ученых: профессионализм педагога должен соответствовать ряду критериев, среди которых:
- объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.); - субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентаций профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;
- процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;
- результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе)
Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:
- уровень овладения профессией, адаптация к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;
- уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимися в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.;
- уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств и сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;
- уровень педагогического творчества как обогащение педагогическим опытом своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.
На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом:
эрудит;
специалист по призванию;
мастер;
диагност;
гуманист;
новатор;
участник педагогического сотрудничества.
Итак, акмеологическая позиция педагога – это его профессиональная зрелость, гуманизм, любовь к детям и людям, любовь к предмету и профессии, стремление к самосовершенствованию, к творчеству, к инновации, к успеху, умение сотрудничать, стремление к самоактуализации.
Использование новых методов в работе учителя будет способствовать процессу непрерывного самообразования и самопознания, что подготовит к достижению успеха в профессиональной деятельности, к самореализации в ней.
По результатам работы члены педмастерской пришли к выводу об акмеологической позиции педагога – это его профессиональная зрелость, гуманизм, любовь к детям и людям, любовь к предмету и профессии, стремление к самосовершенствованию, к творчеству, к инновации, к успеху, умение сотрудничать, стремление к самоактуализации, т.е. к полному развитию его функциональной грамотности.
В ходе трехлетней работы педагогической мастерской использовались различные продуктивные методы, приемы и формы работы:
1. Диспуты ( о качествах педагога новой формации, педагогах-координаторах, тьюторах, эдвайзерах, профориентологов)
2. Занятия- практикумы ( составление Пиар-текстов, практикумы по подготовке к ЕНТ, бинарные уроки, внеклассные мероприятия, литературно- музыкальные композиции, конкурсы учащихся в рамках педмастерской)
3. Творческие семинары, отчеты
4. Лингвистические олимпиады для учителей, цель - повышение престижа и статуса учителя в обществе, стимулирование профессионального и личностного роста учителей, формирование позитивного социального и профессионального имиджа педагога, развитие творческого потенциала .Проведение олимпиад было посвящено 80-летию Актюбинской области, Дню Независимости РК и были включены в план работы Акимата города Актобе.
5. Публикации, печатная деятельность, издательская деятельность
6. Республиканские он-лайн олимпиады ( педагоги и их учащиеся)
7. Призовые места в международных интеллектуальных конкурсах и играх, республиканских, областных, городских конкурсах.
8. Распространение опыта за рубежом (Чехия, Прага Буракова Е.В. «Обучение русскому языку как иностранному)
9. Участие и призовые места учащихся по линии МАН и Дарын10. Республиканский форум филологов Казахстана, «Филологическое образование: состояние и перспективы», май г. Астана (Буракова Е.В.)
11. Для реализации работы по полиязычию в рамках педмастерской давались интегрированные уроки по русскому, казахскому, английскому, немецкому языку на базах школ № 13, 31, 11, 53, Каргалинской средней школы, Актюбинской средней школы.
12. Творческие конкурсы для учителей ( «Среди не пройденных дорог – одна – моя», посвященный жизни и творчеству В.Высоцкого, «Мне степи про все рассказали», посвященный творчеству поэтов-актюбинцев)
В мае 2013 года состоялось закрытие городской педагогической мастерской, на которой отмечена положительная динамика работы творческой педмастерской, и по рекомендации областного УМЦ работа будет продолжена на уровне области в прежнем составе с привлечением учителей области по теме «Акмеология как путь самосовершенствования, как фактор повышения профессионализма учителя». В план работы включены занятия-практикумы по применению на уроках и русского языка, и литературы заданий, тестов на развитие функциональной грамотности учащихся, особый аспект выделяется на развитие речевой функциональности.
«Один в поле не воин»,- так гласит известная народная мудрость. Построить новую школу возможно только в сотрудничестве, обмениваясь инновационными эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении, а в целом формирую функциональную грамотность как педагогов, так и их учащихся.
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
Научный проект
«Акмеология как путь самосовершенствования,
как фактор повышения профессионализма учителя» слушателя дистанционных курсов
«Развитие функциональной грамотности по чтению
и пониманию текста в соответствии
с международными исследованиями: PIRLS, PISA.» Бураковой Елены Викторовны, учителя средней школы-лицея № 27 г. АктобеАктобе 2014