Совершенствование научно-методической работы школы как фактор повышения качества образования и роста педагогического профессионализма учителей

Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОБУ «СОШ №54» г.Оренбурга
Гаврилова Тамара Николаевна.
«Совершенствование научно-методической работы школы как фактор повышения качества образования и роста педагогического профессионализма учителей».
“Обучать – значит вдвойне учиться.”
Ж.Жубер
Рождение новой школы - длительный и сложный путь. Большинство школьных учебных учреждений решило начать реформирование с содержания обучения: с введения новых дисциплин, курсов, с создания авторских программ, проектов и т.д.
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Ориентируясь на гуманизацию обучения, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью самого учителя. Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Одна из целей работы нашего МО:
организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала школы, подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Задачи:
- совершенствование методической работы, рациональное использование возможностей для повышения квалификации педагогических кадров условия школы;
- мотивирование успешности педагогов, что оказывает стратегическое влияние на результаты трудовой деятельности;
- проведение оценки возможностей коллектива;
- совершенствование аттестационных мероприятий как средства повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников;
- развитие и повышение уровня научно-исследовательской и методической культуры учителей;
- моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора при этом на результаты деятельности, анализ причин отклонений;
- совершенствование системы контроля, создание гибких механизмов управления результатами деятельности педагогов;
- создание образования мониторинговых и диагностических программ, направленных на объективную оценку труда ;
- повышение статуса учителя и престижа педагогической профессии.
Методическая служба школы дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
Такие учителя как Сивохина Ф.И. и Гаврилова Т.Н. на протяжении ряда лет ведут элективные курсы по русскому языку и литературе в старших классах.
Все учителя МО словесников в системе работают над интеграцией литературы и русского языка с разными видами искусств – с живописью, музыкой, кино, театром. Использование живописи, музыки на уроках литературы, русского и иностранного языков расширяет кругозор учащихся, развивает образное мышление, сопоставление художественного произведения с экранизацией раскрывает мир разнообразия читательских интерпретаций, учит уважению чужой точки зрения, формирует самостоятельность мышления, отзывы на кинофильмы являются формой творческой работы, формируют вкус учащихся.
Важнейшим направлением в работе по внедрению интегративного подхода к преподаванию литературы является интеграция с русским языком. Этот компонент присутствует в работе всех учителей МО в разной степени, в разной форме. Интеграция осуществляется, прежде всего, через комплексный анализ художественного текста. Используя ключи анализа, языковые средства, учащиеся полнее постигают глубину авторской идеи, художественное своеобразие текста. Только оперируя комплексным анализом текста, ученик может убедиться, что художественное произведение несёт на себе отпечаток мировоззрения, поэтического видения действительности, языка, стиля самого творца. Комплексный анализ текста – обязательный компонент уроков литературы всех учителей-словесников, конечно, в соответствии с профессиональным уровнем учителя.
МО ведёт работу по выравниванию профессионального уровня учителей через занятия на курсах повышения квалификации, через работу над методическими темами. Работа над комплексным анализом художественного произведения выводит на внеурочную научную деятельность учащихся – участие в олимпиадах, НОУ. Неоднократно ученики школы становились призёрами школьных, окружных и городских олимпиад по русскому языку и литературе. Результаты обсуждались на заседаниях МО .

Педагоги школы имеют возможность на практике закреплять и обогащать свои теоретические знания в области новейших достижений педагогической науки и практики, освоения и внедрения новейших педагогических и информационных технологий, изучения передового опыта учителей - новаторов, новых программ, деятельности своих коллег.
Формирование у педагогов умений профессиональной деятельности не просто одна из задач методической работы, но и такая задача, реализация которой может быть проверена, изучена, проанализирована, что крайне важно для оптимального управления методической работой в школе.
Поскольку глубинной основой профессиональных умений являются профессионально-личностные качества учителей, к задачам методической работы нашего МО также относятся:
совершенствование, обогащение знаний педагогов (имеются в виду знания, различные по содержанию: предметные, частнометодические, дидактические, воспитательные, психологические, этические, общекультурные);
развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы;
развитие мотивов профессиональной творческой деятельности учителя (речь идет о развитии важнейших мотивов педагогического творчества, любви к детям, увлеченности предметом, потребности в самореализации и т.д.);
развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности (ведь методическая работа предусматривает не только обучение, но и воспитание педагога, развитие его убежденности, человечности, принципиальности, душевной щедрости);
развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность и т.д.;
развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства (речь идет о таких сторонах педагогической техники, как техника вербальной и невербальной коммуникации, общение со школьниками, навыки применения различных средств обучения и воспитания, включая такие сложные и современные устройства, как ЭВМ, видеомагнитофоны т.д.);
развитие культуры эмоций и волевых проявлений учителя, саморегуляции деятельности;
развитие готовности к профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.
Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути повышения качества образования.
Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.
Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя - одно из важнейших условий повышения качества образования.
Наши учителя систематически проходят курсы повышения квалификации.
Так на протяжении последних двух лет кроме аттестационных курсов учителями Гавриловой Т.Н., Львовой Е.Л., Сивохиной Ф.И., Ишмурзиной Г.Д. были пройдены проблемные курсы по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к ОГЭ и ЕГЭ, а также курсы по работе в классах коррекционного обучения.
Все учителя МО в совершенстве владеют интернет-ресурсами.
Наиболее эффективными для нас в школе являются:
теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
диспуты, дискуссии (“круглый стол”, диалог-спор, дебаты, форум, ) и др.;
“деловые игры”, ролевые игры, уроки-имитации, уроки-панорамы;
обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла;
обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
обсуждение “срезов знаний”, вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;
разнообразные выставки, отчеты по самообразованию, рефераты, разработки уроков, изготовление наглядных пособий; выставки лучших продуктов творчества детей и т.д.;
обсуждение передового педагогического опыта, его распространение и внедрение;
педагогические Советы и др.
Осуществлять основные функции методической службы помогает нам технология комплексного исследования деятельности учителя.
Эта технология подробно описала академиком Лизинским В.М. и я думаю, нет надобности сейчас воспроизводить теорию.
А на практике у нас получается так. Вся информация о каждом учителе собрана в одном месте . В папках, которые заведены на каждого учителя и хранится в методическом кабинете у завуча. В ней:
итоги контроля (посещение уроков администрацией и руководителями кафедр);
качество обучения;
выполнение программы;
повышение квалификации и педагогического мастерства;
результативность работы, достижения учащихся;
обобщение опыта;
диагностика;
отчеты учителя по четвертям и за год;
справки и т.п.
Материал папок – открытый, он собирается администрацией, руководителями МО, психологом, обсуждается совместно с учителем.
Сначала такое “досье” вызвало негативную реакцию большинства педагогов – они сочли это ненужным “бумагомаранием”. Но по прошествии нескольких лет убедились в обратном.
Во-первых, материал не используется во вред учителю, а скорее наоборот: анализируя документы ,мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.
Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу. Поэтому у нас не возникает проблемы во время аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Как правило, никаких учительских амбиций мы не переживаем и аттестация проходит достойно.
Технология саморазвития педагога.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития.
Каждый учитель в нашей школе разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методической службы школы: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление на заседании МО, педсовете, семинаре, аттестация и т.п.
Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.
Внедрение новых педагогических технологий является одним из важных направлений педагогического коллектива школы, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям современной школы. Эффективность деятельности педагога, результат его работы, качество знаний - все эти показатели напрямую зависят от уровня профессионализма педагога. Творчески работающие педагоги, постоянно ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм.
Педагоги нашего МО в своей работе используют элементы многих современных технологий: интернет-уроки, открытые конференции, педагогические мастерские и т. д.
Работая в одном коллективе, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, ученика, - педагоги не могут не общаться на профессиональном уровне.
На этом этапе управленческую деятельность методической службы помогает организовать технология педагогического взаимодействия.
Важнейшим условием повышения качества образования является создание условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию их творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед является прямым результатом работы методической службы нашей школы по повышению профессионального мастерства педагогов.