открытое занятие по теме: «Изготовление праздничной открытки.» творческое объединение «Народный умелец» педагог дополнительного образования Ткаченко Татьяна Юрьевна по авторской программе «Декоративно-прикладное творчество» первый год обучения3771
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
муниципального образования Динской район
открытое занятие по теме:
«Изготовление праздничной открытки.»творческое объединение «Народный умелец»
педагог дополнительного образования
Ткаченко Татьяна Юрьевна
по авторской программе
«Декоративно-прикладное творчество»
первый год обучения
2013 - 2014 учебный год
ПЛАН- КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
в творческом объединении «Народный умелец»
по программе «Декоративно-прикладное творчество»
первый год обучения.
педагог дополнительного образования
Ткаченко Татьяна Юрьевна
Дата проведения занятия: 6 марта 2014г.
Тема: Изготовление праздничной открытки.
Цель: формирование эстетическо-нравственной направленности у младших школьников и развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Задачи:
дать исторические сведения о празднике «Международный женский день 8 марта»;
расширить практические навыки по изготовлению открыток;
закрепить понятие тепло-холодности цвета, через создание праздничной открытки;
воспитывать аккуратность;
интерес к изготовлению подарка своими руками.
Вид занятия: практическая работа.
Метод организации занятия: объяснительно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
для педагога – авторские разработки по наглядности, открытка-образец, ноутбук, тематическая фото подборка, музыкальное сопровождение;
для воспитанников – фигурные шаблоны, цветные картон и бумага, ножницы, графитные карандаши, сухой клей ПВА.
План занятия (45 мин.):
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию (2мин).
Теоретическая часть. Вводная беседа об истоках и традициях праздника (10 мин).
Практическая часть. Изготовление открытки (10 мин).
Физ. Минутка (3 мин).
Практическая часть. Изготовление открытки. Написание пожелания в открытке (15 мин).
Заключительная часть. Просмотр работ. Подведение итогов. Уборка рабочего места (5мин).
Ход занятия:
Педагог: Приближается один из любимейших нами весенних праздников – Международный женский день, который мы отметим 8 Марта. Традиция отмечать 8 марта была положена «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день в 1857году текстильщицы в Нью-Йорке (демонстрация тематической фото подборки на ноутбуке). Сегодня мы даже представить себе не можем, что когда-то женщины были ущемлены в своих правах, что за равную работу они получали значительно меньшую оплату, нежели мужчины. В числе организаторов протеста были революционерки Клара Цеткин и Роза Люксембург.
Требования были вполне обычными: равноправие женщин, повышение зарплаты, улучшение условий труда.
С тех пор многие годы праздник проходил под лозунгами борьбы за права женщин.
Сегодня же данный праздник приобрёл значение весеннего праздника, когда мужчины стараются поздравить дорогих им женщин, это праздник цветов и улыбок, праздник весны и любви. А знаете, какой подарок на 8 марта для каждой мамы будет самым дорогим? Это не золото, и не бриллианты, не духи, не украшения и даже не цветы. Дороже всех сокровищ мира для мамы, будет поделка сделанная ручонками её ребенка, с криво приклеенной аппликацией, смешными рисунками и неумело написанными поздравлениями... Я, такие подарки своих детей храню с большой любовью, и они мне всегда греют душу своим теплом.
Хочу предложить вам сделать сегодня открытку, которой вы поздравите своих мам в Международный женский день 8 марта.
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне.
Скорей, росток,
Раскрой цветок -
Он очень нужен мне.
Промчаться ветры за окном
Со снежною зимой,
Но будет выше
С каждым днем
Расти цветочек мой.
Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта
Подарю
Я маме свой цветок! (В. Шуграева)
Сопровождение стиха инсталляцией образа развития цветка педагогом.
И так, главным персонажем нашей открытки будет цветок! Создавать нашу открытку мы будем в технике аппликация из бумаги.
- Кто уже знаком с данной техникой, что она представляет? (ответы детей)
- Правильно ребята, техника аппликации из бумаги предполагает наклеивание разноцветных бумажных элементов на лист бумаги или картона.
Для изготовления открытки нам понадобится лист цветного картона, который будет основой нашей открытки, цветная бумага, простой карандаш, клей и ножницы с ровными лезвиями и фигурными. Мы будем работать с шаблонами, которые лежат на ваших рабочих местах.
Чтобы открытка радовала и была интересной, надо знать некоторые правила: при составлении её по цветовым пятнам, необходимо соблюдать их тепло-холодность, т.е. чередовать контрастные цвета (показ слайда с пояснениями).
-Каждый определяется, какого цвета будет основа открытки, самостоятельно. Делаем заготовку для открытки, перегибая лист цветного картона пополам.
По шаблонам вырезаем заготовки для цветка. Очень важную роль при изготовлении открытки значит аккуратность! Некоторые фигуры вырезаем фигурными ножницами, это придаст цветку декоративность. Составляем цветок.
Целевые обходы педагога:
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Контроль объема и качества выполнения работы.
Теперь необходимо вырезать горшок для нашего цветка, подбираем цветную бумагу или картон (можно гофрированный) и вырезаем. Осталось вырезать стебель и листочки из бумаги зелёного цвета.
Хорошо потрудились, пальчики устали! Сейчас мы поиграем в игру, а ножницами будут наши пальчики!
Пара ножниц есть у нас,
Пригодится нам не раз.
Кто из нас такой отважный.
Что разрежет лист бумажный?
Имитируем режущие ножницы пальцами обеих рук.
- Хорошо, пальчики отдохнули, можно склеивать все детали нашей открытки. Начинаем со стебля цветка, затем листья, горшок и сам цветок. Получается красиво!
Открытка почти готова, осталось вклеить в открытку листик для пожелания.
Советы: При работе с сухим клеем необходимо чаще вытирать руки о салфетку, чтобы поделка выглядела чистой и аккуратно выполненной.
Берём лист белой бумаги и вырезаем по размеру одной стороны открытки с припуском 10 мм. и вклеиваем в открытку данный вкладыш. Текст поздравления каждый пишет индивидуально. Для написания пожелания лучше использовать цветные гелевые ручки.
- Всё, открытки готовы. Ребята, какие красивые получились у вас открытки! Яркие, весенние! Вам нравятся ваши поделки? А как вы думаете, вашим мамам они понравятся? (ответы детей).
Выставка работ учащихся:
- А теперь организуем просмотр наших открыток. Учащиеся расставляют свои работы.
Анализ работ учащихся:
- Аккуратность;
- Выразительность открытки через чередование тёплых и холодных цветов.
Коллективная фотография на память.
Уборка рабочих мест.
В процессе изготовления аппликаций из бумаги:
Происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства и времени;
Формируется мелкая моторика;
Развивается логическое мышление;
Повышается самооценка, уверенность в себе;
Появляется желание к дальнейшему творчеству.
Вопросы для закрепления:
- Международный день 8 марта, всегда являлся праздником?
- Какие цвета являются тёплыми, а какие холодными?
- Зачем надо вытирать руки салфеткой при работе с сухим клеем?
- В какой технике изготовлена открытка?
Автор разработки занятия п.д.о. Ткаченко Т. Ю. 2014г.
Пальчиковая гимнастика для воспитанников первого года обучения:
Одна из сложных задач, стоящих перед учащимися первого года обучения на занятиях творчества – овладеть навыками работы с ножницами, пальчики ребёнка устают, а весёлые и разнообразные упражнения не только дадут им необходимый отдых и сделают более подвижными, ловкими.
Пальчиковая гимнастика приносит большую пользу детям. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии ребёнка, а так же улучшает работу мозга.
На своих занятиях я использую следующие упражнения, которые помогут ученикам снять мышечное напряжение:
Две зелёненьких подружки,
Две весёленьких лягушки,
Ловко прыгают они,
Только брызги впереди.
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на поверхность стола. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
Пальцы наши сжались тесно.
Видно им прохладно стало
Мы их вместе соберём
И к камину отведём
Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой рукой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяем упражнение несколько раз.
Руку мы на стол положим,
Повернём ладонью вверх.
Безымянный палец тоже
Хочет быть не хуже всех.
Дети кладут правую руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделываем то же самое левой рукой. Повторяем упражнение несколько раз.
Мы бежим сегодня кросс,
Кто обгонит? Вот вопрос.
Обогнать мы всех хотим
И бежим, бежим, бежим.
Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой - к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнения в быстром темпе.
Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
Дети растирают мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой, затем, то же самое проделывают с мизинцем правой руки. Повторяем упражнения несколько раз.
При разработке занятия использовалась литература:
Румянцева Е.А. Открытка своими руками. – Москва, 2006.
Пауэлл У.Ф. Цвет и как его использовать., 2009.
Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2005
Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006
Интернет-ресурсы:
kalyanilena@gmail.com semideluhi.com
© 2011 - 2014 Учебно-методический кабинет
1. Безматерных О.П. Методическое обеспечение учебного занятия // HYPERLINK "http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-3.htm" \t "_blank" http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-3.htm2. Белорусова С.В. Методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии // HYPERLINK "http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm" \t "_blank" http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-1.htm3. Большакова Е.Ю. Цели учебного занятия // HYPERLINK "http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-2.htm" \t "_blank" http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-2.htm4. Егорова Л.В. Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей // HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/417446/" \t "_blank" http://festival.1september.ru/articles/417446/
5. Железнова Л.Б. Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей// HYPERLINK "http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_2_3.htm" \t "_blank" http://www.orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_2_3.htm