Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию «Мир фантазий в рисунке»

ГБОУ СОШ № 10 СПДС “Аленушка”






Выступление
на окружном постоянно-действующем мастер-классе по художественно-эстетическому развитию
«Мир фантазий в рисунке»
на тему:
«Знакомство дошкольников с Гжельской росписью.
Роспись масленки «Рыба-кит»
Подготовительная группа





Составила:
воспитатель Рыбакова Т. А.




2016 г.

О Гжельской росписи в истории.
Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина здесь – золото». Первые сведения о гжельских гончарах относятся к середине IV тысячелетия до новой эры. Отсчет ведется с 1339 года – было поселение вблизи речки Гжелка. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали посуду и маленькие фигурки людей и животных из местной красной и белой глины. В 1744 г. – началось производство художественной керамики. Через 20 лет Михаил Ломоносов скажет: «Гжельская глина – одна из лучших для изготовления фарфора». Как вы думаете, сколько лет Гжельской росписи? На сегодня Гжельской росписи примерно 670 лет. Главные цеха производственных объединений «Гжель» - Московская область, село Гжель, деревня Турыгино, Бахтеево. Гжель сегодня – это керамический центр России. Пришло к нам это слово из старины, когда целый район с многочисленными деревнями называли: Огжель, Акжель, Жгель, Гжель, включая в название смысл – «жечь», «обжигать». Вся роспись – живой рукой. Вот почему в этой росписи не встретишь скучного однообразия. Роспись ведется быстро, без исправлений.
Что самое ценное в гжельском производстве? Это люди – настоящие мастера. Самородные таланты. Индивидуальный почерк. Поиск образа, формы. Это генная память. Не секрет ведь, что многие потомственные «безграмотные» гончары без всякой теории изготавливали то, что было не под силу «умным» специалистам. Это Божий дар и человеческий труд.
За что Гжель нравиться всем? Чем она отличается? Да прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска А какая нарядная и праздничная получается роспись! Берутся сюжеты из живой природы. Под руками живописцев как бы растут живые цветы и деревья, “поют” птицы. Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Гжельские мастера – большие фантазёры. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм.
Продукция «Гжель» пользуется всемирной славой: более 40 её наименований экспортируется во Францию, Италию, США, Японию, Австралию.
Техника рисования элементов Гжели.
По методике ИЗО-деятельности со старшей группы начинается обучение рисованию узоров по мотивам Гжели. Здесь на помощь приходит обширный наглядный материал, дидактические образцы: изделия Гжели, картины, плакаты, книги, в ходе рассматривания которых мы знакомим детей с основными элементами этой росписи. (Показ пособий, картин).
Также и Сакулина Н. П. рекомендует с этого возраста знакомить детей со способами рисования новых элементов узора – таких как «дуга» и «волнистая линия», применять детали растений – листья, венчики, лепестки цветов, ягоды; учить детей самостоятельно находить композицию узора, давая различные комбинации элементов и цветосочетаний. К весне дети старшей группы овладевают умением создавать узоры на круге, розете, шестиугольнике, овладевают навыком ритмичного нанесения повторяющихся элементов узора – мазков, точек, дуг, полосок.
При обучении детям показываем, как надо держать руку с кистью и как ею действовать, сопровождая показ пояснениями. Главное для детей, что декоративное рисование дает наиболее богатые возможности воспитания чувства цвета, художественного вкуса.
Показ и выполнение узора на полосе «Гжельский коврик»
/на прямоугольном листе бумаги/
Сегодня мы поучимся рисовать дугообразные линии, «точки», и «сеточку»
Вспоминаем, что такое «волнистая линия» (показ рисования)
Рассказ и обучение технике рисования «дугообразной линии»
- Скажите, какой край вот этот? (верхний)
- Берем синюю краску и рисуем в верхнем крае дугообразную линию, аккуратно концом кисти (Показ). Чем она отличается от волнистой? (отрываем руку после каждой дуги). Дуги смотрят куда? (Вниз)
- Такую же дугу рисуем на нижнем крае полоски. Только дуги смотрят куда? (Вверх)







Рассказ и обучение технике рисования «точек».
- Следующий элемент узора – точки. Вы видите у дуг – острые выступы, под ними ставим маленькие точки, самым кончиком кисти. Для этого можно взять тонкую кисть. Под дугами на верхнем и нижнем крае полоски нарисовали точки.


. . . . . .




Показ техники выполнения узора «сеточка».
- Теперь проводим 2 тонкие линии концом кисти в середине полоски на некотором расстоянии друг от друга. Между этими линиями у нас будет такой элемент Гжели как «сеточка». Посмотрите, как я покажу (Показ и рассказ):
- Берется обязательно тонкая кисть, и рисуются прямые короткие линии с наклоном вправо, чуть касаясь листа. Потом линии с наклоном влево концом кисти.




– Как называется полученный узор? (Гжельский)
- Приготовьте для работы синюю краску. Закройте глаза и представьте каждый свой узор на листе. А теперь возьмем кисти и выполним в воздухе дугообразные линии, наклонные линии, точки. (Имитация движения руки в воздухе, затем выполнение на листе).
6. Анализ рисунка.

. . . . . . .


. . . . . . .



Показ техники рисования элементов Гжели:
«мазок», «капелька», «цветок».
«Капелька»
Учимся наносить мазок с растяжением синего цвета. Сочно набираем синюю краску, плотно прижимаем кисть к бумаге, оставляя сочный мазок. Не отрывая кисти от бумаги, чуть ослабив давление на кисть, ведем неотрывный мазок вниз, пока не кончится краска. По мере движения кисти вниз мазок будет светлеть. На одинаковом расстоянии друг от друга делаем мазки с растяжением синего цвета.
Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.
Главный секрет Гжели – это мазки.
Мазок – это родовая примета Гжели.
Главный прием – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».
Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки.
«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщенной части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.
«Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!
«Роза»
Представим, что мы гжельские художники. Давайте нарисуем розу. Нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около 5 лет.

Рисование «Маслёнка «Рыба-кит»
(по замыслу)
Цель: закрепление навыков рисования элементов гжельской росписи, развитие творческих способностей.


Предлагается украсить шаблон масленки элементами гжельской росписи по своему замыслу.

Показ дидактических игр:
«Гжельские бордюры. Дорисуй узор по образцу».
Цель: упражнять детей в технике рисования элементов Гжели, развивать мелкую моторику.
«Собери гжельский узор»
Цель: закрепить знания элементов Гжели, развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий, воспитывать эстетический вкус.


Литература:
Н. Сурьянова «Синие цветы Гжели», 1986 г.
Н. П. Сакулина «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду», 1971г.




Составила: ________________________ Рыбакова Т. А.

Рисунок 1Гжель. Орнамент. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников