Вопросы для регионального этапа олимпиады по истории -8 класс
Всероссийская олимпиада школьников по истории
Муниципальный этап
8 класс
1. Укажите лишнее имя в ряду, свой выбор поясните.
1. а) В. Шуйский; б) Г. Отрепьев; в) И. Болотников; г) Мазепа.
2. а) С. Разин; б) Б. Годунов; в) Е. Пугачев; г) К. Булавин
2. Определите, по какому принципу образованы ряды, и запишите свой ответ. Завершите ряд или заполните пробел в нём.
1. 1497 г., 1530 г., …, 1833 г.
2. наместник, губной староста, воевода, губернатор.
3. Впишите правильную букву или буквы вместо пропусков (там, где это необходимо).
1) аб…олю…изм;
2) к…л…егия3) пр…ку…ор
4) ф…во…ит5) с…кул…р…зация4. Перед вами перечень исторических источников и литературных памятников разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к XVI в., XVIIв., XVIII в.
1. Житие протопопа Аввакума
2. «Четьи-Минеи»
3. «Апостол»
4. «Бригадир»
5. «Вольность»
6. Газета «Ведомости»
7. Первый букварь В. Бурцева
8. «Домострой»
9. «Ванька-Каин»
10. «Сказание» Авраамия Палицына
В бланке ответов начертите таблицу и впишите порядковые номера событий в соответствующую колонку таблицы
XVI в.
XVII в.
XVIII в.
5. Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет», и исправьте ошибку.
1. Во время битвы при Нарве (1700) Петра шведы полностью разгромили российский флот.
2. Захватив с 1702 по 1704 г. Нотебург, Ниеншанц, Ям, Копорье, Нарву и Дерпт, Пётр предлагал Карлу XII мир, который шведский король отверг.
3. Санкт-Петербург стал столицей только через 10 лет после своего основания.
4. Под Полтавой в 1709 г. армия Карла XII была разгромлена союзными войсками России, Польши и Османской империи.
5. Петр отменил рекрутский набор и учредил всеобщую воинскую повинность.
6. Петр отменил в Русской церкви патриаршество и учредил Священный Синод.
6. Реши исторические задачи.
А) В 11 веке в Суздали местный житель обвинил соседа в краже скота. На суде крестьянин показал, что купил скот в другом княжестве и был признан виновным. Отчего ему не поверили?
Б) Византийский император Константин около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли... снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья, и какое явление описал византийский император?
7. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги и изменять слова по падежам.
1. Хозяйство, помещик, крестьянин, принудительный, работающий, крепостной, труд, собственный, инвентарь.
2. Наследственные, обладание, землевладельцы, светские, привилегии, сословие.
8. Ниже приведены десять пронумерованных предложений. Разделите их на три группы. Начертите в бланке ответов таблицу и впишите номера предложений в соответствующие колонки в зависимости от того, к какому из указанных в таблице исторических деятелей относится то или иное предложение.
Иван III
Петр I
Алексей Михайлович
1. Он совершил поездку в Европу.
2. Он унаследовал от отца, Василия Темного, ослепленного в молодости соперниками, большое Московское княжество, территория которого составляла 400 тысяч квадратных километров.
3. Он построил столицу на новом месте.
4. При нем произошел раскол в Русской церкви.
5. Двор царский уподоблялся византийскому, поскольку он был зятем одного из Палеологов и хотел восстановить у нас Грецию с соблюдением всех обрядов ее церковных и придворных: окружил себя римскими орлами и принимал иноземных послов в Золотой палате, которая напоминала Юстинианову.
6. При нем было издано Соборное Уложение, окончательно утвердившее крепостное право.
7. В Московском Кремле в период его правления знаменитые итальянские архитекторы построили великолепные церкви и Грановитую палату.
8. Он осуществил кардинальное реформирование государственного устройства России.
9. Он пробыл на великокняжеском престоле 43 года. Своему наследнику он оставил огромную державу, ее площадь за время его правления выросла в пять раз и превышала 2 миллиона квадратных километров.
10. При нем произошло присоединение Украины к России.
9. Расположите события эпохи правления Петра I в их хронологической последовательности.
А. Полтавская битва
Б. Азовские походы
В. Основание Санкт-Петербурга
Г. Создание коллегий.
Д. Учреждение Сената
Е. Великое посольство
10. Проанализируйте фрагмент исторического документа и ответьте на вопросы.
«Он сделал из нее козацкий городок, разделил жителей на тысячи, сотни, десятки с выборными атаманами, есаулами, тысяцкими и десятскими; зашумел круг, старинное вече… Козаки, старые и новые, гуляли, с утра всё уже пьяно; …разъезжал пьяный по улицам или пьяный сидел у митрополичьего двора на улице…Женам и дочерям побитых дворян, сотников и подъячих не было проходу от ругательства козацких жён; но ругательствами дело не кончилось: атаман начал выдавать их замуж за своих козаков, священникам было приказано венчать по печатям атамана, а не по архиерейскому благословению».К какому времени относятся события, описанные в данном документе (укажите год)?
О взятии какого города идет речь?
Как звали предводителя восставших?
Возле какого города восставшие были в итоге разбиты?
11. По описанию узнайте картину, назовите её автора.
«Главная идея в написании картины - показать зрителю не само действие казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов, так и их родственников находящихся в глубоком напряжении, зная, что смерть их близких неминуема».
12. Столица Сибирского ханства в XVI в.
А) Тюмень
Б) КашлыкВ) Тобольск
Г) Астрахань
13. Вставьте пропущенное имя:
… не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон… История представляет около него всеобщее рабство» (А.С.Пушкин).
14. Определите по изображению историческую личность (главу русского государства определенного периода) и назовите ее. Укажите век, в котором правил этот человек.
А hello_html_m745e62d1.png Б hello_html_431e250a.jpg
В
hello_html_f768683.jpg
Г
hello_html_m4c840d3d.jpg
сероссийская олимпиада школьников по истории
Муниципальный этап
8 класс
Ответы и критерии
1. 1. г – казачий гетман эпохи Петра I, остальные – исторические деятели периода Смуты.
2. б – русский царь, остальные – лидеры антиправительственных выступлений.
(За правильный ответ – 1 балл, за верное пояснение – 1 балл, всего 4 балла).
2. 1. 1649 г. – Соборное уложение. Это даты принятия законодательных документов.
2. Наместник. Это должности людей, управляющих на местах в различные исторические эпохи
Максимальный балл – 4 (1 балл за указание принципа образования ряда, 1 балл за верное указание пропущенного элемента).
3. 1. абсолютизм; 2. коллегия; 3. прокурор; 4. фаворит; 5. секуляризация
Максимальный балл – 5 (За правильно написанное слово – 1 балл).
4.
XVI в.
XVII в.
XVIII в.
2, 3, 8
1, 7, 10
4, 5, 6, 9
Максимальный балл – 10 (За каждый правильный ответ 1 балл).
5.
1. Нет, эта битва была сухопутной.
2. Да.
3. Да.
4. Нет, Польша и Османская империя в битве не участвовали.
5. Нет..6. Да.
Максимальный балл – 9 (За каждый правильный ответ – 1 балл, за верное пояснение к исправлению – 1 балл).
6. А – В условиях господства натурального хозяйства (2 балла) и покупка скота в другом княжестве, и само явление покупки (2 балла) были практически невероятны (2 балла).
Б – Киевские князья (2 балла). Полюдье (2 балла).
Максимальный балл – 10.
7. 1)Барщина – принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарём в хозяйстве помещика.2) Дворянство – сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями.
Максимальный балл – 4 (за указание термина – 1 балл, за определение понятия – 1 балл).
8.
Иван III
Петр I
Алексей Михайлович
2, 5, 7, 9
1, 3, 8
4, 6, 10
Максимальный балл – 10. (По 1 баллу за каждый правильный ответ).
9.
Б
Е
В
А
Д
Г
Максимальный балл – 5 (За абсолютно правильную последовательность 5 баллов, если допущена 1 ошибка – 3 балла, более 1 ошибки – 0 баллов).
10. 1. 1670 год (2 балла)
2. Взятие восставшими Астрахани. (4 балла)
3. Степан Разин. (2 балла)
4. Возле Симбирска (2 балла)
Максимальный балл – 10
11. В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни».
Максимальный балл – 2
12. Ответ – Б.
Максимальный балл – 1
13. Ответ – Петр I
Максимальный балл – 1
14. А) Рюрик, IX в. Б) Ольга, X в. В) Ярослав Мудрый, X–XI вв. Г) Борис Годунов, XV-XVI в.в.Максимальный балл – 12 (за угаданную личность 2 балла, за указание века еще 1 балл).
Максимальная сумма баллов 87
Олимпиадные задания. 8 класс. Муниципальный этап.
Часть 1
Кто во время очередного дворцового переворота, переодевшись в гренадерскую форму, обратился к гвардии со словами: «Хотите следовать за мной, готовы ли умереть со мной, если понадобится?»
1) Анна Иоанновна
2) Петр III
3) Анна Леопольдовна
4) Елизавета Петровна
Внутренняя политика Екатерины II характеризуется
1) ограничением абсолютизма
2) усилением крепостничества
3) ликвидацией органов дворянского самоуправления
4) ликвидацией сословных различий
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась:
1) борьбой с революционной Францией
2) борьбой за выход в Средиземное море
3) стремлением отстоять земли в Приамурье
4) желание увеличить территории в Средней Азии и на Кавказе
«Золотым веком дворянства» называют правление:
1) Петра III
2) Петра II
3) Екатерины II
4) Павла I
Прочитайте фрагмент из воспоминаний очевидца ХIХ века и определите, о каком событии идет речь?
« В доме крестьянина А.Фролова собрался военный совет, на который М.И. Кутузовым были приглашены генералы: М.Б. Барклай – де Толли, Л.Л. Беннигсен, Д.С. Дохтуров, А.П. Ермолов, П.П. Коновницин, А.И.Остерман – Толстой, Н.Н. Раевский, Ф.П. Уваров, полковник К. Ф. Толь. Присутствовал на совете также дежурный генерал П.С. Кайсаров».
1) Совет в Филях
2) Тарутинский маневр
3) Прибытие Кутузова М. И. в войска
4) Бой при Чашниках
Прочитайте отрывок из воспоминаний очевидца 19 в. в нем говорится о первом появлении императора в Зимнем дворце. Укажите имя императора.
«Он шел медленно ….глаза заплаканы…. Поступь, и осанка его изображали человека удрученного неожиданным ударом рока. Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: « Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергал его жизнь опасности».
1) Александр I
2) Николай I
3) Александр II
4) Павел I
«Восьмым дивом мира» называл первый русский поэт Симеон Полоцкий построенный в правление Алексея Михайловича
1) деревянный дворец в селе Коломенском
2) Петровский путевой дворец
3) Зимний дворец в Петербурге
4) Теремной дворец Московского Кремля
Для социально-экономического развития России второй половины 17 в. характерно:
1) нарастание новых форм хозяйства, основанного на рыночных отношениях
2) появление первых мануфактур
3) появление магазинной торговли в городах
4) развитие фабричного производства
Часть 2.
1. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их деятельности
Исторические деятели
Факты
А. Петр I
1. Созыв Уложенной комиссии
Б. Анна Иоанновна
2. Указ о трехдневной барщине
В. Елизавета Петровна
3. Введение запрета на смертную казнь
Г. Екатерина II
4. Создание Кабинета министров
5. Учреждение Сената и коллегий
А
Б
В
Г
Установите соответствие между видами памятников культуры Древней Руси и названиями материалов, которые использовались при их создании
Памятники культуры Материалы
А) храмы 1) смальтаБ) мозаики 2) краски на яичной основе
3) плинфа
В) книги 4) бумага
5) пергамент
Г) иконы
А
Б
В
Г
Расставьте в хронологической последовательности названия населенных пунктов, где разворачивались главные события Отечественной войны 1812 года.
А) Тарутино
Б) Бородино
В) ШевардиноГ) МалоярославицИз предложенных географических названий проследите торговый путь «из варяг в греки». Путь проходил с севера на юг
Константинополь, Ладожское озеро, озеро Ильмень, река Волхов, река Днепр, река Ловать, река Западная Двина, Финский залив, Черное море, волоки.5. Определите, из какого произведения взят отрывок.
А. ...И стал воевать царь… окаянный… землю, и пошел ко граду…. И осадил град, и бились пять дней неотступно… Войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град… месяца декабря в двадцать первый день...
Б. ...Сей князь… родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк:«Так говорит Господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду»...
В. «Господин князь великий ….! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным … двести пятьдесят три тысячи».
Г. «В лето 6983 (...) Того же году обретох написание Офонаса тверитина купца, что былъ в Ындее 4 годы, а ходил, сказывает, с Василием Папиным. Аз же опытах, коли Василей ходил с кречаты послом от великого князя, и сказаша ми - за год до казанского похода пришел из Орды, коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. Се же написано не обретох, в кое лете пошел или в кое лете пришел из Ындея, умер, а. сказывают, что, деи, Смоленьска не дошед, умер. А писание то своею рукою написал, иже его рукы те тетрати привезли гости к Мамыреву Василию, к дияку к великого князя на Москву.»
1. «Задонщина»
2. «Хождение за три моря»
3. «Повесть о житии Александра Невского».
4. «Повесть о взятии Рязани Батыем».
А
Б
В
Г
6. По какому принципу образованы ряды? Найдите лишний элемент в каждом ряду. Дайте объяснения.
1. Искоростень, Новгород, Ростов, Смоленск, Царьград — ________________________
_____________________________________________________________________________
2. Велес, Дажьбог, Посейдон, Перун, Лада — ______________________________
_____________________________________________________________________________
3. Икона, амулет, лампада, риза, кадило — __________________________________
_____________________________________________________________________________
Часть 3
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы
Осенью 1812 года, находясь со своей армией в Москве, Наполеон трижды обращался к Александру I с предложением начать переговоры о мире.
Какие обстоятельства подтолкнули Наполеона к этому шагу? (Укажите не менее двух причин).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие были ответные шаги российской стороны? (Назовите не менее двух действий).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте отрывок из стихотворения К. Рылеева. Как называют эпоху в истории России, о которой говорится в стихотворении? О каком Михаиле идет речь в стихотворении?
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда куда нужно! – Сусанин сказал.-
Убейте! Замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!»
8 класс
Часть I
1. Одной из форм протеста против закрепощения в конце XV-XVI вв. были
1) крестьянские войны
2) дворцовые перевороты
3) бегство «в казаки»
4) обращение за защитой к турецкому султану
2. Камчатские экспедиции в первой половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял
1) В.Беринг2) С.Дежнев3) С.Хабаров4) В.Атласов3. Что из перечисленного относится к последствиям реформы Сената, проведенной Екатериной II
1) Сенат был наделен законодательными функциями
2) Сенат был лишен законодательных функций
3) Сенат стал высшей судебной инстанцией
4) Сенат стал правительством империи
4. Одной из политических целей Великого посольства (1697-1698 гг.) было заключение союза России с европейскими государствами для ведения войны с (1 балл):
1) Турцией
2) Персией
3) Швецией
4) Речью Посполитой 5. О каком явлении социально-экономической жизни России XIX в. свидетельствуют пословицы: «Пошел на раздобытки, подвязавши мытки», «Незачем далеко ходить, пока здесь хорошо»
1) барщина
2) издольщина
3) месячина
4) отходничество
Часть II
1. По какому принципу образован следующий ряд
1. 1606 г., 1648 г., 1662 г., 1682 г.
2. И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев
3. наместник, губной староста, воевода, губернатор.
2. Перед вами перечень исторических источников и литературных памятников разных исторических периодов. Определите, какие из них относятся к XVI в., XVIIв., XVIII в.
3. О ком из русских императоров написаны следующие стихотворные строки:
1) Не видел в этом грешном мире
Царицу в праздничном мундире
Преображенского полка.
И вот малиновый трезвон
Стоит над северной столицей
В честь восхождения на трон
Молоденькой императрицы.
А кажется, еще вчера –
Августа-Софья-Фредерика…
А нынче мир дрожит от крика
Тысячекратного «Ура!».
Ответ:__________________________________
2) Воспитанный под барабаном,Наш царь лихим был капитаном:Под Австерлицем он бежал,В двенадцатом году дрожал,Зато был фрунтовой профессор!Но фрунт герою надоел -Теперь коллежский он асессорПо части иностранных дел!
Ответ:__________________________________
3) Ты взял свой день… Замеченный от векаВеликою господней благодатью —Он рабский образ сдвинул с человекаИ возвратил семье — меньшую братью…
Ответ:__________________________________
4. Определите, о каком великом военном деятеле русской истории идет речь, вставьте пропущенные слова в тексте: (9 баллов)
N (_______________________) - национальный герой России, один из основоположников русского военного искусства. Родился в дворянской семье, отец и дед были военными. С 12 лет N начинает службу простым_____ ____в гвардейском__________________ полку и проходит все ступени воинской лестницы. Взлет карьеры начался во время ____ войны, в ходе которой неоднократно проявлял свою доблесть и был награжден за мужество и отвагу. Наиболее ярко полководческий талант проявил в ходе воин против________________ в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Войска под его командованием одержали ряд блестящих побед, среди которых взятие неприступной крепости ______________. В _________ году начался знаменитый Итальянский поход, в ходе которой N нанес ряд серьезных поражений французской армии и занял почти всю северную Италию. Тогда же совершил свой знаменитый переход через _________. Во время вынужденного безделья написал труд «Наука____________», в котором изложил свой богатейший военный опыт.
5. Проанализируйте изображения памятников архитектуры (12 баллов)
Заполните таблицу:
Номер изображения Название памятника архитектуры Архитектурный стиль Заказчик (царь, император) Архитектор (если известен)
1 2 3
Номер изображения Название памятника архитектуры Архитектурный стиль Заказчик (князь, царь, император) Архитектор (если известен)
1 Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного) шатровый стиль Иван Грозный Барма и Постник
2 Зимний дворец барокко Елизавета Петровна Ф.Растрелли3 Летний дворец Петра I
классицизм Петр I Д.Трезини6. О каком царе идет речь? (7 баллов)
И внук, и дед носили одно имя, отчество, фамилию. Назовите это ФИО (Петр Алексеевич Романов)
Кто был первым представителем династии Гольштейн-Готторп-Романовы на русском троне (Петр 3)
Опера Глинки «Иван Сусанин» носила название «Жизнь за царя». Какого царя спас своим подвигом Иван Сусанин (Михаила Федоровича)
Эта императрица известна в том числе и как писатель – мемуарист, драматург и сатирик (Екатерина 2)
Его называли «русский Гамлет» (Павел 1)
В истории российской архитектуры правление этого императора получило название «война дворцов с замками». (Павел 1)
Кто правил в России в эпоху, описанную в «Трех мушкетерах» А. Дюма (Михаил Федорович Романов)
7. Соотнесите современные и древнеславянские названия месяцев (12 баллов).
А) январь 1) серпеньБ) февраль 2) травеньВ) март 3) груденьГ) апрель 4) сеченьД) май 5) березозолЕ) июнь 6) вересеньЖ) июль 7) студень
З) август 8) лютый
И) сентябрь 9) цветень
К) октябрь 10) червень4Л) ноябрь 11) липецМ) декабрь 12) листопад А4. Б8. В5. Г9. Д2. Е10. Ж11. З1. И6. К12. Л3. М745. Внимательно рассмотрите изображение медали Российской империи,
выполните задания.
1. Назовите сражение, которому посвящена данная медаль.
2. Назовите войну, в ходе которой состоялось данное сражение.
3. Укажите две другие битвы данной войны.
4. Назовите двух участников сражения, которому посвящена медаль.
Ответ:
1. Гангутское сражение
2. Северная война
3. -Битва при Нарве
- битва при Лесной- Полтавская битва
- Гренгамское сражение
Могут быть указаны иные битвы
4. Петр I
Генерал-адмирал Ф.М. Апраксин
Адмирал Густав ВатрангКонтр-адмирал Нильс ЭреншёльдПо 2 балла за каждый верный элемент ответа.
Всего за задание 12 баллов.