«КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА МИОПИИ У ШКОЛЬНИКОВ Автореферат
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 66
Направление научно-техническое
Образовательная область – биология, экология
«КРИТИЧЕСКИЙ» ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА МИОПИИ У ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат
Исполнитель: Сафаров Шаиг
Фаиг оглы учащийся 9 «Б» класса
Руководитель: Попова А.С.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №66
Нижний Тагил
2016 г
Состояние здоровья детского населения ухудшается с каждым годом, особенно это касается школьного контингента, что прежде всего связано с большими учебными нагрузками, проблемами питания и экологии. На первом месте по заболеваемости находятся расстройства опорно-двигательного аппарата, а на втором – зрительного анализатора. Миопия (близорукость), недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо – отдаленные, является основной причиной ухудшения зрения современных школьников, а ее осложнения – одна из главных причин инвалидности вследствие заболевания глаз у лиц молодого возраста. За последние 50 лет миопия заметно «помолодела», появились новые факторы риска развития патологии. Детей с плохим зрением становится больше с каждым годом. Это тревожная тенденция выявляется сегодня во всем мире. К настоящему времени четверть населения Земли страдает миопией (1,6 миллиарда), и, по научному прогнозу, к 2020 году это число увеличится до одной трети (2,5 миллиарда). Иными словами, Земля превращается в планету прищуренных людей, но, прежде всего, в чем и острота проблемы, – детей.
Объект исследования – развитие миопии у школьников.
Предмет исследования – период и причины развития миопии в школьном возрасте.
Цель: определить «критический» период и условия формирования школьной миопии, выявить меры ее профилактики.
Задачи:
Изучить строение зрительного анализатора, дать характеристику явления миопии (обзор литературы).
Определить численность учащихся с миопией.
Выявить причины заболевания школьной миопией.
Разработать рекомендации по профилактике миопии у школьников.
База исследования: МБОУ СОШ №66
Методы исследования: анализ литературы, метод визометрии, анализ медицинских карточек.
В первой главе изучены теоретические аспекты формирования миопии. Подробно рассмотрено строение зрительного анализатора, механизм восприятия зрительной информации. Дана характеристика явления миопии, определены виды и физиологические причины ее формирования.
Во второй главе приведены результаты опытно-экспериментальной работы по определению миопии среди учащихся общеобразовательной школы.
Для оценки качества зрения школьников нами был использован метод визометрии. Он является одним из простых методов определения остроты зрения, но в тоже время позволяет получить максимально точные результаты. Исследования были проведены среди учащихся 1-11 классов МБОУ СОШ №66 (один класс в параллели). Выборка учащихся с каждого класса составляла 10 человек. Кроме того, после проведения визометрии, нами были изучены медицинские карточки тех учащихся, у которых по результатам нашего исследования обнаружена миопия.
Получены следующие результаты: самое значительное увеличение числа близоруких школьников отмечается при переходе от младших классов к средним. Если в начальном звене (1-3 классы) учащихся с низким качеством зрения (ниже 70%) нет, то в 4 классе происходит резкий скачок – близорукостью страдает 30% учащихся. Наибольший процент учеников с миопией достигается к концу обучения в школе. В 11 классе 70% учащихся с нарушение зрения. Анализ медицинских карточек показал, что врожденных заболеваний зрительного аппарата у данной категории учеников нет.
Нами были сделаны следующие выводы: «критическим» периодом формирования школьной миопии является возраст 10-11 лет (4-5 классы). Школьник переходит из младшего звена обучения в среднее. Усложнение программы, предметное обучение, увеличение времени проведения за компьютером, чтением, письмом - все это ведет к увеличению зрительных нагрузок, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на состоянии глаза.
Заключение:
Состояние здоровья детского населения в нашей стране ухудшается с каждым годом, переходя из раздела медицинской проблемы в социальную. Одной из самых уязвимых групп являются школьники. Нарушения зрительных функций находятся на втором месте по заболеваемости школьного контингента. Наиболее частыми причинами снижения зрения являются аномалии рефракции, ведущее место из которых занимает близорукость. Миопия в последние годы приобретает характер «эпидемии», растет распространенность данной патологии. Причинами возникновения близорукости в школьном возрасте являются значительные, часто непосильные нагрузки на близком расстоянии, практически повсеместное распространение электронных средств передачи и обработки информации, психологические факторы. По данным исследования, проведенном среди учащихся МБОУ СОШ № 66 г. Нижнего Тагила выявлено, что число детей со сниженным зрением увеличивается с повышением школьного возраста (до 70% в 11 классе). Опытно-экспериментальная работа показала, что «критический» период формирования миопии у школьников приходится на момент перехода учащихся из младшего звена школьного обучения в среднее (возраст 10-11 лет). На наш взгляд, основными причинами резкого скачка в нарушении зрения у школьников данного возраста являются повышение нагрузок на организм, в том числе зрительных, усложнение школьной программы, изменения, происходящие в растущем организме. По результатам исследования составлены рекомендации по профилактике нарушения зрения среди учащихся общеобразовательных учреждений.