Урок — образовательное путешествие по МХК в 11 классе «Монрепо — парк эпохи романтизма»

Образовательное путешествие на уроке МХК в 11 классе по теме:
«Монрепо – парк эпохи романтизма».

Баулина М.Н.,
учитель МХК и английского языка
ГБОУ СОШ №479 «Славянских культур»
г. Санкт-Петербург, 2013 г.

Предполагаемое занятие проводится в 11 классе
при изучении раздела «Художественная культура романтизма»
по программе Г.И. Даниловой


Цель урока.
Познакомить учащихся с усадебно-парковым ансамблем эпохи романтизма на примере парка Монрепо (г. Выборг, Ленинградская область).
Приобрести опыт выявления характерных черт и принципов данной эпохи.

Задачи урока.
Воспитать у учащихся потребность в освоении ценностей родной культуры. Научить учащихся работать в парковой среде.
Научить детей работать над проблемой в группах.

Модель урока.
Образовательное путешествие.
1 часть занятия – урок-лекция на тему «Эстетика романтизма: истоки, основные черты, представители».
2 часть занятия – путешествие. Учащиеся делятся на группы, получают маршрутный лист с заданиями.
3 часть занятия – доклады групп по итогам прохождения маршрута. Обсуждение докладов, дискуссия. Представление компьютерных моделей «Мой романтический парк». Подведение итогов.

Материал.
Маршрутный лист, карта парка Монрепо с маршрутом, таблица для заполнения.

1 часть занятия:

Вводный урок-лекция на тему «Эстетика романтизма: истоки, основные черты, представители».

2 часть занятия:

Маршрутный лист:
Вам предстоит совершить путешествие по парку Монрепо. Во время этого путешествия постарайтесь ответить на вопросы, которые помогут Вам выявить характерные черты и принципы эпохи романтизма в парке.

Принципы романтизма:
- неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное;
- природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы;
- культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья;
- интерес к фольклору;
- экзотика дальних стран.

Ваш маршрут начинается у входа в парк возле ворот.
Внимательно рассмотрите ворота, обойдите их. Из какого материала они изготовлены? Постарайтесь определить архитектурный стиль, в котором построены ворота. Подумайте, какому из принципов романтизма соответствует данный объект.
Заполните таблицу.

Пройдите прямо до усадьбы. Внимательно рассмотрите фасад здания, архитектурные элементы. Определите стиль, в котором построена усадьба. Подумайте, какому принципу романтизма соответствует это здание.
Заполните таблицу.

Пройдите мимо усадьбы, поверните налево и дойдите до источника «Нарцисс». Обойдите источник, внимательно рассмотрите павильон. Предположите, какую эпоху олицетворяет это сооружение. Вспомните миф о Нарциссе.
Источник «Нарцисс», не замерзающий даже в самые лютые зимы, был священным ещё у карельского населения. Его древнее название  Сильмя, что в переводе с финского означает «глаз». По финским поверьям считалось, что если вода из источника течёт на восток, навстречу восходящему солнцу, она обладает силой, исцеляющей от глазных болезней. При А. Л. Николаи (основателе имения) источник назывался источником Нимфы Сильмии. Самим же Людвигом Николаи записана, а может быть, и придумана пасторальная легенда о бедном пастухе Ларсе, который давным-давно пас в этих краях коз и однажды увидел прекрасную девушку  нимфу. Безоглядно влюбившись в неё, он перестал следить за своими козами, которых тут же растащили волки. В конце концов, от чувства безответной любви и от того, что он постоянно смотрел на ослепительную нимфу, Ларс потерял зрение. Узнав об этом, великодушная нимфа на восходе солнца встала на скалу и обратилась к светилу с мольбой дать подземным водам силу забить из этих скал водой, которая обладала бы свойством дарить прозрение. Источник пробил камень, Ларс омыл глаза и тотчас же прозрел. Он увидел, что у него по-прежнему всё хорошо, что сытые, довольные козы бегают вокруг Каким принципам романтизма соответствует источник?
Заполните таблицу.

Далее идите по дорожке вдоль берега залива до скульптуры Вяйнямёйнена – героя финского эпоса «Калевала». Обойдите скульптуру, внимательно рассмотрите её. Опишите памятник Вяйнямёйнену: жест, поза, музыкальный инструмент в руках. За каким занятием запечатлел Вяйнямёйнена скульптор? Поразмышляйте, какие из принципов романтизма можно увидеть в этой скульптуре.
Заполните таблицу.

Выйдите на берег залива. Остановитесь на берегу, осмотритесь. Опишите настроение, которое создает открывающийся пейзаж. Поразмышляйте, какую роль играет природа в парке Монрепо. Как сочетаются природные и рукотворные элементы? Каким принципам романтизма соответствует природа в парке.
Заполните таблицу.

Идите вдоль берега залива до «Храма Нептуна». Рассмотрите храм, архитектурные детали. Предположите, какую эпоху олицетворяет это сооружение. Как Вы думаете, почему для этого храма выбрано такое местоположение? Какие из принципов романтизма Вы видите в этом храме?
Заполните таблицу.
От храма открывается вид на капеллу Людвигсбург. Внимательно рассмотрите её. Опишите место, где находится капелла. Можно ли к ней пройти? Поразмышляйте, почему это архитектурное сооружение находится на острове. Определите стиль, в котором построено здание. Поразмышляйте, какому из принципов романтизма соответствует капелла Людвигсбург.
Заполните таблицу.

Идите вдоль берега залива до китайских мостиков. Рассмотрите мостики, их архитектурные детали, украшения. Предположите, почему в парке Монрепо появились архитектурные сооружения, связанные с Китаем, каким принципам романтизма они соответствуют.
Заполните таблицу.

Домашнее задание:
Создайте компьютерную модель «Мой романтический парк», используя изображения любых архитектурных и природных объектов.

3 часть занятия:

Доклады групп.
Обсуждение докладов, дискуссия.
Представление компьютерных моделей «Мой романтический парк», обсуждение.


Приложение.
Таблица для заполнения.

Принципы романтизма
Объекты парка Монрепо
Словесный образ объекта
(несколько имен существительных, имен прилагательных, глаголов, выражающих Ваши эмоции и впечатления)

Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное



Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы



Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья



Интерес к фольклору



Экзотика дальних стран