Статья Быть с детьми рядом и чуть-чуть впереди

Быть с детьми рядом и чуть-чуть впереди

Г.С. Павлова
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны


Я училась в сельской школе. Освобожденного старшего вожатого у нас не было. Передо мной был пример учителя физкультуры Печерского Алексея Ефимовича. Мы все хотели стать на него похожими. И я абсолютно была уверена, что после окончания 8 классов буду поступать в педучилище, чтобы получить профессию старшего вожатого. Так все и случилось. 1974 год – я студентка Лебедянского педагогического училища, а в 1977 году – участница вожатских сборов в пионерском лагере «Лучезарный». Здесь я впервые встретилась со Сталь Анатольевичем Шмаковым. Пять дней вожатских сборов! «А сколько вёсен прожито» за это короткое время.
По окончанию сборов мне предложили пройти практику отрядной вожатой в этом лагере. Огромным счастьем оказалось работать рядом с такими мастерами проведения летнего отдыха детей, как Фомин Александр Андреевич, Лапина-Петрова Татьяна Александровна. От них я получила невероятный заряд энергии, влюбленность в свое дело.
Закончилось лето. Я пришла работать в школу не с пустыми руками, а с багажом вожатских знаний, полученных в педучилище, пионерском лагере «Лучезарный», на лекциях Сталь Анатольевича Шмакова. Его принципы работы вожатого стали моей путеводной звездой:
- жить по принципу событий.
«Необходим богатый фонд счастливых событий. Школа, лагерь без событий – богодельня, скукодвор»
- хранить традиции. «Традиции – плечи предшествующих поколений»
- жить по принципу влюбленности.
Влюбленность в педагогическую профессию, в «суверенную территорию детства». 
Пионерскую и комсомольскую организацию нашей школы невозможно было представить без праздников, которые рекомендовал С.А. Шмаков. Ведь «праздник – неосознанная надежда на новое, светлое, счастливое. Для детей и школьников праздник – тот допинг, который позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от одинаковости будних дней
Праздник – душа народа. И он нужен детям как вид их удивительного творчества, как одна из форм духовного и национального самовыражения». 
При проведении праздников Учитель советовал использовать игру.
«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – словом все, что составляет богатство человеческой личности».
По воле судьбы я перешла работать учителем начальных классов, и в этой работе тоже опиралась на идеи С.А. Шмакова.
- «Учились, играя», устраивали «Нетрадиционные праздники в школе», проводили «Игры шутки – игры минутки», «Игры-потехи, забавы-утехи».
Шли годы На моих глазах происходили не только изменения в стране, но и в жизни молодежных организаций.
Красные галстуки сняты. Подростки теряются в большой стране, именуемой Россия.
Пылится на полках бывших пионеров макулатура, ржавеет на улицах металлолом, увядают юннатовские цветы, тонут кораблики кружка «Сделай сам!». Уже не спешит барабанщик на парад, не зовет на сбор трубач, не взвиваются походные костры Пусто и грустно.
«Неприкаянность детей и подростков привела, как известно, к негативным явлениям в молодежной среде, к спаду в системе воспитательной работы в современном обществе.» [1, с. 210]
Хорошо, что в это время у руля молодежного движения стояли люди неравнодушные, сумевшие не дать ему кануть в лету.
1 октября 1990 года был создан СПО – ФДО «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» - являющиеся правопреемником Пионерского движения. Основная задача этой организации – забота о духовном развитии растущего человека, приобщение к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам.
Теоретической основой современного детского движения явились идеи Н. К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, С.А. Шмакова.
Тогда мое сердце подало знак – вернуться работать вожатой, чтобы формировать ценностные ориентиры, учить современную молодежь любить Родину, уважать старших, чтить память предков. Да как тут не вспомнишь слова Сталь Анатольевича: «Нужно в вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы, и вспомнить ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в груди – это была не твоя работа».
И вновь в школе затрубил горнист сбор, снова стали проводиться и русская ярмарка, и «Зарница», и смотр строя и песни, и малые Олимпийские игры. Праздники проходили интересно, красочно, увлекательно, с размахом, по-шмаковски, применяя игровые технологии.
«Мир детства как таинственный и чудесный остров. Жители этого острова все знают, все понимают, все чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх. И, становясь взрослыми, уносят с собой в жизнь замечательные свойства своих игр – доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. И всем этим правит ее Величество – Игра. Очень хороший вопрос поставил Лев Николаевич Толстой в повести «Детство»:
- А игры не будет, что же тогда останется!»
В современной Российской Федерации существует множество молодежных общественных организаций: скауты, волонтеры, спартанцы. Однако, современное воспитание детей и подростков не организованно.
Молодежные организации погасли, как незащищенная от походного ветра искра.
Но в небе блеснула другая молния, и загорелся новый костер.
Указом Президента РФ В.В.Путиным создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Главная задача создания организации – воспитание подростков и формирование личности на основе нашей собственной системы ценностей
По этому поводу Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента сказал:
- Безусловно, от опыта молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, конечно, было бы неразумно полностью отказываться и его игнорировать. Любой опыт несет как негативные, так и позитивные элементы, которые вполне можно использовать.
Его поддержал и Владимир Филиппов, экс-министр образования России, ректор РУДН:
- Очень поддерживаю идею о создании Всероссийской общественной организации школьников. Она поможет решить три важные задачи: социализация на уровне школы, поиск лидеров, которые могут стать потом элитой страны, поиск оптимальной модели общественной организации для детей на уровне России.
Это абсолютно правильный шаг. Нужно наполнить жизнь детей интересным содержанием и позволить им самореализоваться. Деятельность взрослых должна быть направлена на формирование молодежи исторически сложившееся в России система ценностей и «быть с ними рядом и чуть впереди».
Сейчас особенно нужен новый Шмаков. Или чтобы мы не расставались со Сталем Анатольевичем ни в классе, ни в семье, ни в лагере или путешествии. «Он оставил нам прекрасное наследство, нужно лишь умно и добро им распоряжаться».


Литература:
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
Чупрына Н. Последний классик русской педагогики //Неоновый город. L. – 2011. - №2 – С. 14-15
Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1996. – 112 с.
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336 с.
Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004, - 128 с.
Шопина Л. «Сталь Шмаков: рядом и чуть впереди» - «Молодежный вестник» от 18.01.2016 г.
Яковлева Е. «Честное пионерское» - «Российская газета» от 31.10.2015 г.

 Чупрына Н. Последний классик русской педагогики //Неоновый город. L. – 2011. - №2 – С. 14-15
 Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. С. 3
 Шмаков С.А. Игры шутки – игры минутки. – М.: Новая школа, 1996., с. 1
 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004., с. 213
 Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004, с. 5
 Яковлева Е. «Честное пионерское» - «Российская газета» от 31.10.2015 г.
 Шопина Л. «Сталь Шмаков: рядом и чуть впереди» - «Молодежный вестник» от 18.01.2016 г.











15