Урок по теме: Ионная связь


Урок № 26 Класс: 8 Дата: _____________
Теме: «Ионная связь. Металлическая связь».
Цель урока: способствовать формированию знаний и умений определять формулы веществ, образованных ионной и
металлической связью.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- продолжить развитие представлений о строении вещества; - продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь; - обобщить знания о химической связи и ее видах; - повторить ЗУН учащихся о механизмах образования различных видов химической связи; - способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи. - продолжить формирование интереса к изучению химии;
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, умения обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала
3. Воспитательные:
- способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей;
- продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях;
- прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы обучения: индивидуальная и групповая.
Оборудование и реактивы: презентация, в пробирках вода и кристаллические вещества: хлорид натрия, хлорид меди (II), хлорид железа (III).
Ход урока:
Орг-момент ( 1-2 мин)
Приветствие учащихся, настрой на урок, постановка темы и целей урока. (Слайд 2-4)
Контроль знаний учащихся (7-10 мин)
Фронтальный опрос:
Дайте определение химической связи.
Перечислите виды химической связи.
Дайте определение ковалентной связи.
Что означает слово «ковалентная»?
На какие два вида подразделяют ковалентную связь?
Дайте определение ковалентной неполярной связи?
Приведите примеры веществ с ковалентной неполярной связью.
Дайте определение ковалентной полярной связи?
Приведите примеры веществ с ковалентной полярной связью.
Выполнить задание на слайде 5
Изучение нового материала (15 мин)
Используя слайды 8-13 рассказать об ионной и металлической связи.
Связь между ионами, осуществляемая посредством электростатического притяжения называется ионной.
Например NaCl BeF2 CuO
Заряженные частицы, в которые превращаются атомы в результате отдачи или присоединения электронов, называются ионами, а тип связи между ними – ионной связью.
Показать образование связи на примере NaCl.
Связь между относительно свободными электронами и ионами металлов, называется металлической.
Все металлы
Провести физкультминутку.
Формула простого вещества – поворот головы;
Формула сложного вещества – круговые движения плечами.
О3 , СО2, N2, NH3 , S8, FeS , P4 , P2O5
Закрепление пройденного материала (10-15 мин)
Выполнить задания на слайдах 15-20.
Определить вид химической связи по формулам:
H2 O2 K2O Fe H2O H2S N2 Cu
F2 Ag HgO NaF P4 NH3 SiO2 Br2
KI PbO Zn Na O3 SO2 H2Se LiCl
Провести эксперимент:
Все ионные соединения - твердые вещества. Твердые вещества называют кристаллическими. Ионы занимают строго определенные точки в пространстве. Если эти точки соединить, образуется каркас, который называют кристаллической решеткой (демонстрируем решетку хлорида натрия). В узлах решетки находятся ионы. Решетка называется ионной. Ионная связь очень прочная, поэтому ионные соединения твердые, тугоплавкие. Большинство из них хорошо растворимы в воде. Вы можете это проверить. У вас на столах в пробирках находятся вещества в кристаллическом состоянии. Прочтите формулы и запишите их ( написать на доске ).
Проведите опыт, доказывающий растворимость веществ воде. Но прежде , какие правила техники безопасности необходимо соблюдать?
В каждую пробирку добавьте немного воды. Что наблюдаете? Обратите внимание, что вещества и в твердом состоянии, и в растворах имеют окраску.
Здесь можно поставить проблему. Какие ионы обеспечивают окраску растворов? (проблема как вопрос).
Решение: В формулах трех веществ присутствуют ионы хлора, если бы они имели окраску, то растворы были бы оного цвета. А у нас растворы разного цвета. Следовательно, окраску растворов обеспечивают ионы металлов. И такие ионы называют «цветными». Ионы меди имеют голубую окраску, ионы железа в предложенном веществе красно-бурую. Известны и другие цветные ионы. Известны и другие цветные ионы.
Домашнее задание (1-2 мин)
Параграф 28,29, № 2,3 с. 104
№ 5 с. 5
Подведение итогов(1-2 мин)
Что вы узнали на уроке?
Что для вас было самым трудным?
Что больше всего вам понравилось на уроке?