Урок по русскому языку для 10 класса «Язык как отражение как отражение картины мира,

Тема урока: «Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа».
Цель урока: прививать обучающимся стремление к изучению языков, как русского и родного, так и иностранных, а также языка культуры (приветствия, отказа, согласия), жестов (танца, глухонемых, спортивных жестов), языка искусства (живописи, архитектуры, танца)
Задачи урока:
А) образовательная: ознакомить учащихся с различными видами человеческого общения, мотивировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, мотивировать к изучению русского языка и стремлению свободного изложения материала;
Б) развивающая: развивать у учащихся устную и письменную русскую речь, умение свободно ориентироваться в заранее подготовленном материале, развивать стремление к творческому подходу в подготовке материала;
В) воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к изучению языков, к истории развития языков и видов человеческого общения.
Тип урока: Урок развития речи.
Форма: урок-микс, межпредметный интегрированный урок.
Методы и приёмы: наблюдение и сбор материалов, использование элементов проектирования, творческой лаборатории, защиты презентации, выполнение уровневых заданий по карточкам, беседа.
Наглядные пособия: компьютер, флеш-носитель с презентациями и видеороликами, иллюстрации, выставка книг по данной теме, раздаточный материал.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Словарная работа.
IV. Урок развития речи:
А) работа по карточкам;
Б) беседа по данной теме;
В) презентация темы учащимися и учителем;
Г) составление плана.
V. Подведение итогов урока.
VI. Комментирование оценок.
А) общая оценка группы;
Б) отдельная оценка.
VII. Инструктаж домашнего задания.
Ход урока:
I. Организационный момент:
А) приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть сегодня на уроке! Сегодня вы все очень красивы и полны оптимизма! Как ваше настроение сегодня? Я знаю, что вы сильные ребята и всегда со всем справитесь!
Б) мобилизация внимания учащихся на урок:
- Сегодня у нас урок развития речи. У вас такие уроки проходили в форме изложения, сочинения или же иногда в форме защиты докладов, рефератов и проектов. Наш урок будет похож на всё, что мы с вами перечислили, но чуточку по-другому. Это урок - микс! Кто знает, что означает это слово?!
- (Ответ учащихся. Если учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, то учитель объясняет сам): Слово «микс» усечённое от слова «миксер». А это принадлежность для смешивания чего-либо с чем-либо. Например, молока и какао, мороженого и сока или сиропа. То есть смешение вкусов. Итак, наш урок-микс, потому что мы в нём смешаем всё: и формы работ, и микротемы, и виды заданий. Но в итоге у нас должно получиться нечто гармоничное и красивое!!! Тема нашего занятия сегодня: «Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа». На нашем уроке мы познакомимся с новыми словами и выражениями, касающиеся нашей темы. Беседовать и работать мы будем по этим микротемам (записано на плакате):
Языки человеческого общения
1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе.
2. Язык мимики, жестов и движений человека.
3. Музыка и ее язык
4. Изображение. Картина. Рисунок.
5. Письменная речь. Письмо. Рассказ.
- Но прежде чем, мы начнём наш урок, проверим домашнее задание, которое очень тесно связано с нашей темой сегодня.
II. Проверка домашнего задания: подготовка материала в творческих папках: Дома вы должны были в творческих папках собрать материал, касающийся данной темы, а именно составить ребусы на слова «мир», «язык», «культура», и найти пословицы и поговорки по теме урока.
III. Словарная работа.
1) Найти в словарях Ожегова С.И. и толковом словаре Текучёва понятия таких слов, как «язык», «мышление», «характер», «картина», «отражение», «мир», «национальный». (Запись значения данных слов и примеров в тетрадь.
2) Составить с данными словами словосочетания или предложения и записать в тетрадь.
IV. Урок развития речи.
А) работа по карточкам (разноуровневое задание по данной теме):
Работа выполняется на доске и в тетрадях одновременно с остальными обучающимися.
Карточка № 1
Найдите однокоренные слова в предложении. К выделенным словам подберите так же однокоренные слова. Во всех словах выделите корень.
Древние египтяне называли письмо «речью Бога», поскольку верили, что Тот, бог мудрости с головой ибиса, дал им как язык, так и письменность, чтобы записывать речь.
(Дж. Фоли)
Карточка № 2
К выделенным словам подберите антонимы.
Отголоски слов-заклинаний, появившихся ещё в ранней истории человечества сохранились и поныне. У американцев, например, считается плохой приметой одновременно с кем-нибудь сказать одно и то же слово - без заклинания может произойти ссора. У русских, наоборот, это хорошая примета, и следует загадать желание.
(По В.Волиной)
Карточка № 3
Продолжите ряд слов со значением речи словами, извлечёнными из текста: рассказать, объяснить
И тогда, склонив голову, прижав обожжённые, яркой глиной испачканные ладони к ослеплённым глазам, я стал рассказывать свою скорбь. Хотелось мне объяснить, как прекрасна моя страна и как страшен её чёрный обморок, но нужных слов я не находил. Торопясь и повторяясь, я лепетал всё о каких-то мелочах, о старых книгах и старых липах, о первых моих стихах, но самое главное я никак не высказать не мог. Казалось мне, что вот сейчас дойду до самого главного, объясню всё моё горе родины, но почему-то я мог вспомнить только о вещах маленьких, совсем земных.
(В.Набоков)
Карточка № 4
Выпишите все слова, связанные со словом язык. Придумайте с ними предложения или словосочетания.
Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что древние люди вообще не умели говорить, хотя у них всё для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи. Но потребность в общении у них была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Люди открыли величайший секрет языка: звуками языка можно не изображать, а обозначать предметы, чувства, действия.
(По В.Волиной)
Б) беседа по данной теме:
- Итак, скажите, ребята, как все эти задания, что мы с вами выполняли связаны между собой? (Ответы учащихся).
- А как вы понимаете название нашей темы? (Ответы учащихся). Каждый человек, любой национальности говорит на своём родном языке и соответственно мыслит, так как этот язык ему был дан с рождения и на этом языке он воспитывался и получил культуру. А в каждой культуре у разных народов свои особенности характера, национального характера. Вот например, эстонцы известны своей неторопливой речью и соответственно мышлением, всё взвешивающим, а кавказские народы наоборот, считаются горячими, быстро загорающимися в каком-нибудь деле и решающими всё быстро.
- А из чего же состоит общение? (Ответы учащихся). Общение состоит из языка, речи, слов, звуков.
- А ещё из чего состоит общение людей? Только ли всего того, что вы перечислили? Вспомните на предыдущих занятиях мы говорили, что общаться можно не только с помощью языка но и с помощью жестов, знаков, символов (причём это не только буквы, но и другие формы, например цвета, рисунки, изображение картин, особых звуков, музыки и даже архитектуры).
Так ли это на самом деле? Сегодня вы и поделитесь тем, что готовили к нашему уроку сегодня. Дома вы, разбившись на группы, должны были подготовить презентацию той или иной микротемы, используя все возможные средства передачи знаний: телевидение, компьютер, аудиозаписи, книги, средства массовой информации.
В) презентация темы учащимися и учителем:
После презентации материала каждой микротемы мы с вами должны записать слова и выражения, присущие именно этим понятиям. Например, по микротеме «Изображение. Картина. Рисунок» можно в скобках записать такие слова как: гармония, цветовая гамма и т.д.
Языки человеческого общения
1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе. (биография, характеристика, гипербола, объективность взгляда, самооценка, самопознание, самообразование, самовыражение, культура речи и т.д.)
2. Язык мимики, жестов и движений человека. (мимика, жест, поза, безмолвное общение, эмоциональность восприятия и т.д.)
3. Музыка и ее язык. (нотный стан, мелодия, гармония звуков, катарсис, произведение искусства, талантливое исполнение и т.д.)
4. Изображение. Картина. Рисунок. (гармония красок, цветовая гамма, смешение стилей, набросок, эскиз и т.д.)
5. Письменная речь. Письмо. Рассказ. (эссе, своё мнение, изложить свои мысли на бумаге, уметь выразить чувства, метафора, передать переживания героя и т.д.)
Г) составление плана (у доски и в тетрадях):
Итак, мы с вами поговорили на тему «Язык как отражение картины мира, мышления, национального характера народа». Давайте попробуем обобщить всё сказанное нами и составить план нашего сочинения, которое вы напишите дома.
1. Виды языкового общения.
2. Выражение чувств и взаимоотношений человека, народов, эпохи.
3. Язык – как средство общения между народами и поколениями человечества.
4. Я – говорю, следовательно, я существую.
V. Подведение итогов урока.
- Итак, что мы сегодня делали на уроке? О чём говорили? К какому выводу пришли? (Ответы учащихся).
- Мы пришли к выводу, что несмотря на то, что существуют разные народы, которые говорят на разных языках; что сведения о наших предках мы получаем благодаря их «сообщениям», в виде письменности, картин, рисунков, наскальных изображений; что соревнуемся со своими спортивными соперниками не зная их языка; что общаемся с людьми ограниченными в возможностях с помощью жестов, музыки, картин; общаемся друг с другом, выражаем свои чувства с помощью различных символов (сердечки-валентинки, цветы и цвета) и музыки (например, индийские танцы, рэп, классика) и даже посредством архитектуры.
VI. Комментирование оценок.
А) Общая оценка группе: Сегодня на уроке вы все были активны, все подготовились очень хорошо! Подготовили такой интересный и объёмный материал! И поэтому вы сами можете оценить своих товарищей.
Б) Отдельная оценка:
- Итак, кто сегодня из ребят работал весь урок, отвечал на все вопросы верно, правильно выполнял все задания, помогал своим товарищам, не боялся высказывать своё мнение?
- Ответы ребят (называют имена).
- Значит у этих ребят сегодня оценка за урок «5».
- А кто из вас работал не весь урок, не на все вопросы отвечал верно, задания выполнил хорошо, не боялся высказывать своё мнение?
- Ответ обучающихся (называют имена).
- Значит, у этих ребят сегодня оценка за урок «4».
- А есть ли у нас ребята, которые молчали весь урок, не были готовы ни по одному из заданий, боялись высказать своё мнение?
- Ответ обучающихся (называют имена).
- Будем надеяться, что эти ребята в следующий раз постараются проявить себя и на следующем занятии будут на уровень выше.
VII. Инструктаж домашнего задания: написать сочинение по данной теме в тетрадях.


Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе ООШ №44 Б.Б.Абышева