Урок по русскому языку для 10 класса «Язык как отражение как отражение картины мира, 
Тема  урока: «Язык как отражение  картины мира, мышления, национального характера  народа». 
Цель урока: прививать  обучающимся  стремление к изучению языков, как русского и родного, так и  иностранных, а также  языка  культуры (приветствия, отказа, согласия), жестов (танца, глухонемых, спортивных жестов), языка искусства (живописи, архитектуры, танца)
Задачи урока:
А) образовательная: ознакомить  учащихся с различными видами  человеческого общения, мотивировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе, мотивировать к изучению русского языка и стремлению свободного изложения материала;
Б) развивающая: развивать у учащихся устную и письменную русскую речь, умение  свободно ориентироваться в заранее  подготовленном материале, развивать  стремление к творческому подходу в  подготовке  материала; 
В)  воспитательная: воспитывать у обучающихся  интерес  к изучению  языков, к  истории развития  языков и видов  человеческого общения.   
Тип урока: Урок  развития  речи. 
Форма: урок-микс, межпредметный интегрированный урок.
Методы и приёмы: наблюдение и сбор материалов, использование элементов проектирования, творческой  лаборатории, защиты презентации, выполнение уровневых заданий  по карточкам, беседа. 
Наглядные пособия: компьютер, флеш-носитель с презентациями и видеороликами,  иллюстрации,  выставка  книг  по данной теме,  раздаточный материал. 
План урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. 
III. Словарная работа.
IV. Урок развития речи: 
А) работа  по карточкам; 
Б) беседа по данной теме;
В) презентация темы учащимися  и    учителем; 
Г) составление   плана.
V. Подведение  итогов урока.
VI. Комментирование оценок.
А) общая  оценка группы;
Б) отдельная  оценка.
VII. Инструктаж домашнего задания.
Ход урока:
I. Организационный момент:
А)  приветствие:
- Здравствуйте, ребята!  Рада  вас  видеть  сегодня на уроке! Сегодня  вы все очень красивы и  полны  оптимизма! Как ваше настроение  сегодня? Я знаю, что вы  сильные ребята и  всегда  со всем справитесь! 
Б)  мобилизация внимания учащихся на урок: 
- Сегодня  у нас урок  развития  речи. У вас  такие  уроки проходили в  форме  изложения, сочинения или же  иногда  в  форме защиты  докладов,  рефератов и проектов. Наш урок будет  похож на всё, что  мы  с вами перечислили, но  чуточку  по-другому. Это урок - микс! Кто знает, что означает это  слово?!
- (Ответ  учащихся. Если учащиеся не  смогли  ответить на этот  вопрос, то учитель объясняет сам): Слово «микс» усечённое  от слова «миксер». А это принадлежность для  смешивания чего-либо с чем-либо. Например,  молока и  какао,  мороженого и сока или сиропа. То есть смешение  вкусов. Итак, наш урок-микс, потому что мы в нём смешаем всё:  и формы  работ, и микротемы, и виды заданий. Но в итоге  у нас  должно получиться нечто гармоничное и красивое!!! Тема нашего занятия сегодня: «Язык как отражение  картины мира, мышления, национального характера  народа». На нашем уроке мы познакомимся с новыми словами и  выражениями, касающиеся  нашей темы. Беседовать и работать мы  будем по этим микротемам (записано на  плакате):
Языки человеческого общения 
1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе. 
2. Язык мимики, жестов и движений человека. 
3. Музыка и ее язык 
4. Изображение. Картина. Рисунок.
5. Письменная речь. Письмо. Рассказ.
- Но прежде чем, мы начнём наш урок, проверим  домашнее задание, которое  очень тесно  связано с нашей темой сегодня. 
II. Проверка домашнего задания: подготовка материала в творческих папках: Дома  вы  должны  были  в  творческих папках собрать  материал, касающийся данной  темы, а именно составить  ребусы на слова «мир», «язык», «культура», и найти  пословицы и поговорки по  теме урока.
III. Словарная работа.
1) Найти в  словарях Ожегова С.И. и толковом  словаре Текучёва понятия  таких слов, как «язык»,  «мышление», «характер», «картина», «отражение», «мир», «национальный». (Запись значения данных слов и примеров в тетрадь. 
2)  Составить с данными  словами  словосочетания или предложения и записать в тетрадь.
IV. Урок развития речи.
А) работа  по карточкам (разноуровневое задание по данной  теме):
Работа  выполняется на  доске и в тетрадях одновременно с остальными  обучающимися.
Карточка № 1
Найдите однокоренные слова в предложении. К выделенным словам подберите так же  однокоренные слова. Во всех словах  выделите  корень. 
Древние  египтяне называли письмо «речью Бога», поскольку верили, что Тот, бог мудрости с головой ибиса,  дал им как  язык, так  и письменность, чтобы  записывать речь.
 (Дж. Фоли)
Карточка № 2
К выделенным словам  подберите  антонимы.
Отголоски слов-заклинаний, появившихся ещё  в ранней  истории  человечества сохранились и поныне. У американцев, например, считается плохой приметой одновременно с кем-нибудь сказать  одно и то же  слово -  без заклинания  может произойти ссора. У русских, наоборот, это хорошая примета, и следует  загадать  желание. 
 (По  В.Волиной)
Карточка № 3
Продолжите ряд слов  со значением речи словами, извлечёнными из текста: рассказать, объяснить
И тогда,  склонив  голову, прижав обожжённые, яркой глиной испачканные ладони к ослеплённым глазам, я стал рассказывать  свою скорбь. Хотелось мне объяснить, как прекрасна  моя  страна и как  страшен  её  чёрный  обморок, но нужных слов  я не находил. Торопясь и повторяясь, я лепетал всё о каких-то мелочах, о старых книгах и старых липах, о первых моих стихах, но самое главное я никак не  высказать не мог. Казалось мне, что вот  сейчас  дойду  до самого главного, объясню всё моё горе родины, но почему-то я мог вспомнить только о вещах маленьких, совсем  земных.
(В.Набоков)
Карточка № 4
Выпишите все слова, связанные со словом  язык. Придумайте  с ними предложения или словосочетания.
Вы, наверное, очень удивитесь, узнав,  что древние люди вообще  не умели говорить, хотя  у них  всё для  этого  было: и достаточно  развитый  мозг, и органы речи. Но потребность в  общении  у них  была столь  велика, что им приходилось язык придумывать. Люди открыли величайший  секрет языка:  звуками  языка  можно не изображать, а обозначать предметы, чувства, действия.
(По  В.Волиной)
Б) беседа по данной теме:
- Итак,  скажите, ребята, как  все эти задания, что мы  с вами  выполняли  связаны между  собой? (Ответы  учащихся).
- А как вы понимаете название нашей  темы? (Ответы  учащихся). Каждый человек, любой национальности говорит на своём родном  языке и соответственно  мыслит, так как  этот   язык ему был дан  с рождения и на этом  языке он  воспитывался и получил культуру. А в каждой  культуре у разных народов  свои особенности  характера, национального характера. Вот например, эстонцы известны  своей  неторопливой  речью и соответственно мышлением,  всё  взвешивающим, а  кавказские народы наоборот,  считаются  горячими, быстро загорающимися в каком-нибудь деле и решающими всё быстро. 
- А из чего же  состоит общение?  (Ответы  учащихся). Общение  состоит из языка, речи, слов, звуков.
- А ещё  из чего состоит  общение людей? Только ли всего того, что вы перечислили? Вспомните на предыдущих занятиях мы говорили, что общаться  можно не только с помощью языка но и с помощью жестов, знаков, символов (причём это не только  буквы, но и  другие  формы, например цвета,  рисунки, изображение картин,  особых звуков, музыки и даже архитектуры). 
Так  ли это на самом  деле? Сегодня  вы и поделитесь тем, что готовили к  нашему уроку сегодня. Дома  вы,  разбившись на группы, должны  были  подготовить презентацию той или иной  микротемы, используя  все возможные средства передачи знаний:  телевидение,  компьютер, аудиозаписи,  книги,  средства  массовой информации. 
 В) презентация темы учащимися и учителем:
После  презентации материала каждой  микротемы  мы  с вами  должны  записать  слова и  выражения,  присущие именно  этим  понятиям. Например, по микротеме «Изображение. Картина. Рисунок»  можно в скобках  записать  такие  слова как: гармония,  цветовая гамма и т.д.
Языки человеческого общения 
1. Речь человека. Как мы можем рассказать о себе. (биография, характеристика, гипербола, объективность взгляда, самооценка, самопознание, самообразование, самовыражение, культура  речи и т.д.)
2. Язык мимики, жестов и движений человека. (мимика,  жест, поза, безмолвное общение, эмоциональность  восприятия и т.д.)
3. Музыка и ее язык. (нотный стан,  мелодия, гармония звуков, катарсис, произведение искусства, талантливое  исполнение и т.д.) 
4. Изображение. Картина. Рисунок. (гармония красок,  цветовая гамма,  смешение  стилей, набросок, эскиз и т.д.)
5. Письменная речь. Письмо. Рассказ. (эссе, своё мнение, изложить  свои мысли на бумаге,  уметь выразить  чувства,  метафора, передать  переживания героя и т.д.)
Г) составление плана (у доски и в тетрадях):
Итак, мы  с вами поговорили на  тему «Язык как отражение  картины мира, мышления, национального характера  народа». Давайте  попробуем  обобщить всё сказанное нами и составить план нашего  сочинения, которое  вы  напишите дома.
1. Виды  языкового общения.
2. Выражение чувств и взаимоотношений человека, народов, эпохи.
3. Язык – как средство общения между народами и поколениями человечества.
4. Я – говорю, следовательно, я существую. 
V. Подведение  итогов урока.
- Итак, что  мы сегодня делали на уроке? О чём говорили?  К какому  выводу пришли? (Ответы  учащихся).
- Мы пришли к  выводу, что несмотря на то, что  существуют разные народы, которые говорят на разных  языках;  что  сведения о  наших предках  мы получаем  благодаря их «сообщениям», в виде  письменности, картин,  рисунков, наскальных изображений;  что соревнуемся со своими спортивными соперниками не  зная их  языка;   что общаемся  с людьми  ограниченными  в возможностях с помощью  жестов, музыки,  картин; общаемся друг  с другом, выражаем свои чувства  с помощью различных символов (сердечки-валентинки, цветы и цвета) и музыки (например,  индийские танцы, рэп, классика) и даже  посредством  архитектуры. 
VI. Комментирование оценок.
А) Общая оценка  группе: Сегодня на уроке вы все были активны, все подготовились очень хорошо! Подготовили  такой  интересный и объёмный материал! И поэтому  вы сами  можете  оценить своих товарищей. 
Б) Отдельная оценка: 
- Итак,  кто сегодня  из ребят работал  весь урок, отвечал на  все вопросы верно,  правильно  выполнял все задания, помогал  своим  товарищам,  не  боялся  высказывать своё мнение? 
- Ответы  ребят (называют  имена). 
- Значит  у этих ребят сегодня  оценка за урок «5». 
- А кто  из вас работал не весь урок, не на все вопросы отвечал  верно, задания  выполнил хорошо, не боялся  высказывать своё мнение?
- Ответ  обучающихся (называют имена).
-  Значит, у этих ребят сегодня  оценка  за урок «4».
- А есть ли  у  нас ребята, которые молчали весь урок, не  были  готовы ни по одному из заданий, боялись высказать своё мнение? 
- Ответ  обучающихся (называют имена).
- Будем надеяться, что эти ребята в следующий раз постараются проявить себя и на следующем занятии будут на уровень выше. 
VII. Инструктаж домашнего задания: написать  сочинение по данной теме в тетрадях. 
Учитель  русского  языка  и литературы,  заместитель  директора  по учебной  работе ООШ №44  Б.Б.Абышева