Конспект урока Новое мировоззрение в эпоху Барокко


Цель урока:
выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений
формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
Задачи урока:
систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
способствовать развитию творческих навыков;
стимулировать развитие способностей к самообразованию.
Форма урока: комбинированный: сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.
Методы обучения: 1)эмоционально-образное погружение; 2)активизация восприятия воображения, творческого мышления; 3) создание проблемной ситуации.
Понятия и термины: барокко, аффектация, волюта, пилястры, теламоны, маскароны, гомофония.
Зрительный ряд: Авторская презентация “Барокко”, произведения Л. Бернини , Брунеллески , В.В. Растрелли, П. Рубенса, Рафаэля
Музыкальный ряд: произведение А. ВивальдиОборудование:
1. Учебник.
2. Компьютер с мультимедийным проектором.
3. Раздаточный материал
План урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала. Вступительное слово учителя
Работа с понятием «Барокко»
Словарная работа
Работа с учебником
Знакомство с архитектурными ансамблями Рима. Лоренцо Бернини.
Работа с раздаточным материалом
Знакомство с особенностями интерьера в стиле барокко.
Самостоятельная работа
Подведение итогов
Ход урока:
Организационный момент.
Для начала давайте мы с вами проверим дом зад « Рецензия по Шекспиру «Ромео и Джульетта» Кто первый начнет? (зачитывают )- Сегодняшний урок очень важен в понимании процесса развития человеческой культуры. Мы будем говорить об особой ее составляющей – европейской культуре, которая оказала огромное влияние на развитие культуры в нашей стране. Поэтому нам необходимо систематизировать знания о европейской культуре и проанализировать основные понятии, оцениваться на уроке будет результат творческой работы..
(Слайд 1) стихотворения со стр 14
Давайте мы с вами прочитаем отрывок стихотворения и попытаемся узнать, про какой стиль эпохи говорится в данном стихотворении? (Барокко)
(слайд 2 ) Верно! Запишите себе в тетради тему урока « Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера в стиле Барокко»
Кто может мне сказать, какие цели можем мы отметить по сегодняшней теме?
(Слайд 3) Цели
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
- Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве. Эта эпоха не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный мир причудливых образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день.
- Формирование европейской культуры XVII в. было связано со стремительно меняющейся «картиной мира» и кризисом идеалов итальянского Возрождения.
(слайд 4 )- Кругосветное плавание Фернана Магеллана и
(слайд 5 ) Христофора Колумба, новейшие открытия в астрономии
(слайд 6 ) Николая Коперника,
(слайд 7 ) Галилео Галилея и
(слайд 8 ) Джордано Бруно, изобретение телескопа и микроскопа раздвинули горизонты, показали относительность пространства, разрушили образ ренессансного замкнутого мироздания, центром которого являлся человек.
(слайд 9 ) Английский поэт Джон Донн, современник Шекспира, с печалью констатировал:
(слайд 10 ) Кто прочитает эти строки?
Так много новостей за двадцать лет
И в сфере звезд и в области планет,
На атомы Вселенная крошится,
Все связи рвутся, все в куски дробится.
Основы расшатались, и сейчас
Все стало относительным для нас.
{Перевод О. Румера)- О чём свидетельствуют эти строки?
Верно!
- Относительность, изменчивость, непостижимость пространства и времени приводили к трагическому ощущению жизни как непрерывного движения, цель которого человеку неведома. «Вчерашнего уж нет, а Завтра не явилось. Сегодня движется вперед без передышки»,— восклицал в одном из сонетов испанский писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас, а французский мыслитель Блёз Паскаль сравнивал человека всего лишь с «мыслящим тростником, колеблющимся на грани бесконечности и небытия». Место ренессансной Гармонии заняло Противоречие.
(слайд 11 )
- О чем свидетельствуют стихи английского поэта Джорджа Уитера:
Возьми в свою святую длань
Поводья, мой Господь,
У нашего кормила стань,
Чтоб волны побороть.
Прямее паруса поставь
И в этот грозный час
Нас на надежный путь направь
И якорь брось за нас.
(Перевод О. Румера)
- Кто должен был разрешить сложившиеся противоречия? ( Его разрешение искали в Боге)
Католическая церковь решительно распространила власть на все сферы духовной и общественной жизни. Следствием этого явились чрезмерный рост мистических настроений, гиперболизация чувств, экзальтация на грани аффекта. Подобный духовный настрой нашел специфическое преломление в образах нового стиля – Барокко.
Работа с понятием «Барокко»
Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление.
(Я Вам сейчас предлагаю на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же знаний, полученных при работе с учебником с. 14 – 17. и раздаточным материалом, сформулировать ответы на поставленные вопросы)
(слайд 12 )
пояснить термин «Барокко»
объяснить когда и почему он возник
В чем заключается особенность стиля?
Словарная работа
Звучит музыка А.Вивальди. Подготовленный ученик читает стихи.
(слайд 13 )
…Но пред красой и зданья, и фасадаПомеркли и фонтан, и мрамор, и ограда.В орнаменте витом увидишь тут и тамПобедоносный шлем и вазы фимиам,Колонны, капитель, пилястры и аркадыУвидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,Амуры, вензеля, вплетенные тайком,И головы ягнят, увитые шнурком,И статую найдешь в великолепной нише,В узорах, в резьбе карниз под самой крышей…
- Так описывал свои впечатления от архитектуры этого стиля французский поэт 17 века Жорж де Сюдери.
- Как вы думаете, о каком стиле искусства эти поэтические строки?
- Что же представляет собой этот стиль, стремящийся удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя?
- Какие архитектурные детали стиля барокко запечатлел Жорж де Сюдерн в своих поэтических строчках?
- Какие изменения были привнесены в архитектуру барокко?
(слайд 14 ) Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, динамизм, пышность, причудливость.
(слайд 15 ) Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
(слайд 16 ) Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме.
(слайд 17 ) Характерные детали барокко – теламоны, кариатиды, маскароны.
(слайд 18 ) Преобладающие и модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность.
Работа с учебником
А сейчас попробуйте определить характерные черты барокко.
Знакомство с архитектурными ансамблями Рима. Лоренцо Бернини.
( слайд 19 ) Сейчас мы переходим к знакомству с архитектурными ансамблями Рима. Лоренцо Бернини.
(Слайд 20 ) про Бернини
(слайд 21 ) Самое известное произведение Бернини «Площадь перед собором Св Петра»
(слайд 22 ) Собор Св Петра
(слайд 23 ) Коллонада перед собором
(слайд 24 ) Трон Св Петра
( слайд 25 ) Фонтаны
(слайд 26 ) Фонтаны
(слайд 27 ) Фонтан 4 рек
Работа с раздаточным материалом
Возьмите распечатки и откройте учебник на стр 16-17 ознакомьтесь с текстом, а потом мне кто нибудь из Вас зачитает информацию об ансамбле. Вычитываем самое главное.
Молодцы!
Знакомство с особенностями интерьера в стиле барокко.
Сейчас мы с Вами поговорим об интерьере в стиле барокко.
А как по Вашему представляется интерьер в стиле барокко?
(Ответы детей.)
Впервые интерьеры в стиле барокко появились во второй половине XVIII века, а в последние годы его отличительные черты набирают популярность среди домовладельцев, в целом отдающих предпочтение минималистскому дизайну. Профессионалы высоко ценят элегантные элементы барокко.
Богато украшенные зеркала, насыщенные драгоценные оттенки, золочёная отделка, затейливые линии, помпезная лепнина, дорогие материалы, эффектные архитектурные детали и элегантные формы — всё это удивительным образом сочетается с современными предметами обстановки.
Кто может мне сказать,как вы представляете интерьер в стиле барокко в современном мире? Какие тона, может у кого -нибудь есть какие то представления о мебели.
Хорошо! А сейчас внимательно меня послушайте.
(Слайд 28 ) Использовать больше белого.
Использование большого количества белых предметов — современный способ нейтрализовать вычурность барокко.
(слайд 29 ) Не бояться смешивать «эпохи»
Грандиозное фойе французского замка сочетает в себе такие элементы барокко, как старинный фонарь эпохи Людовика XV, кованые двери, изобилующие завитками, и богато украшенный консольный стол. Их дополняют произведения современного искусства, что порождает интересный баланс эстетик разных эпох.
(слайд 30 ) Дополнить интерьер офиса деталями в стиле Тюдоров
Его стены оформлены роскошными металлизированными обоями в стиле барокко, а огромная картина с изображением ворона, висящая на стене, создаёт сильный контраст с ними. Итальянская люстра из стеклянных дисков, современная настольная лампа и низкий комод с распашными дверцами дополняют интересное сочетание эпох и стилей.
(слайд 31 )  Создать единую композицию в стиле барокко
В этой изящной кухне богато декорированный остров и люстра образуют фокусный центр в стиле барокко, а облегчённая мебель и кухонный фартук осовременивает образ.
(слайд 32 ) Сделать образ уютным
Акценты в стиле барокко в виде причудливой лепнины и карнизов, фреска на потолке и позолоченные аксессуары добавляют элегантности в эту небольшую, уютную гостиную. Мягкие тона обивки сглаживают помпезность и не позволяют интерьеру выглядеть музейной экспозицией.
(слайд 33 )  Добавить блеска
Потолок, декорированный обоями с золотистым орнаментом и зеркалом в форме звезды, наполняет роскошным блеском .(слайд 34 ) Создавать новые формы из новых материалов
Эксперименты со стилем барокко могут быть очень увлекательными. Эта ванная комната, расположенная в загородном доме, сочетает в себе крикливую эстетику трамп-арта и элементы стиля барокко: причудливо декорированная рама зеркала изготовлена из древесины и крышек от бутылок.
(слайд 35 )  Использовать однотонную палитру
Стиль рококо — порождение барокко, также известное как позднее барокко. Сочетание богатой резьбы в декоре изголовья с однотонным постельным бельем заставляет работать обои с тропическим орнаментом, и этого достаточно для того, чтобы хозяева спальни могли почувствовать себя кинозвёздами 50-х годов. 
(слайд 36 ) Потворствовать капризам
Причудливость и оригинальность стиля барокко полностью раскрывается в этой ванной. Претенциозность, поддержанная оформленными в стиле барокко ножками фортепиано, грубоватые предметы с деревенской эстетикой и зеркало, в декоре которого сочетаются мозаика и кислотно-зелёный цвет, соединяются в подлинно эклектичный образ.
(слайд 37 ) Придерживаться прямых линий 
Парижане включают эстетику барокко в современные интерьеры, придавая им тем самым лёгкость и свежесть. Лаконичная мебель отлично вписывается в эту комнату, радующую взор позолотой и сверкающим стеклом.
(слайд 38 ) Элементы барокко отлично вписываются в различные типы интерьеров. Стиль барокко придаёт роскошь и изящество современным пространствам, при этом не отягощая их массивными формами. Не хотите ли вы добавить в свой интерьер немного императорского шика, присущего барокко? 
Самостоятельная работа
А сейчас мы вами выполним тест маленький. Кто закончит сдаем мне.
10. Подведение итогов
- Ребята, до конца урока осталось несколько минут. Давайте подведем предварительный итог нашей сегодняшней работы
Что изучали сегодня на уроке?
Чему вы научились?
Что понравилось на уроке?
Что получилось?
В чём были проблемы?
Домашнее задание:
(слайд 39 ) - Каждый из вас посмотрите на слайд и выберите тему, о которой вы узнаете всё и расскажите своим одноклассникам на следующем уроке. Это будет ваш маленький реферат. Давайте распределим, кто над какой темой будет работать. (Слушаю, кто что выбрал) Это будет ваше домашнее задание.
скульптура эпохи барокко.
Живопись эпохи барокко.
Наука и литература эпохи барокко
Музыка и театр эпохи барокко.
Русское Барокко
Спасибо за урок!