ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Логинова Зинаида Николаевна,
учитель изобразительного искусства и черчения.
Способности к пространственному мышлению и творческой деятельности – свойства личности человека, и для их систематического развития необходимо ставить перед обучающимися выполнимые, но постоянно возрастающие требования. Применительно к черчению центральное место в творческой графической деятельности детей занимает решение задач.
Существует четыре ступени усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу, решение творческих задач. Ступени усвоения знаний фиксируются в определенной деятельности по распознаванию, воспроизведению, по решению типовых задач и по решению нетиповых (творческих) задач, требующих применения знаний в новых условиях. Последний, четвертый этап является необходимым, заключительным этапом процесса обучения, без которого процесс обучения останется незавершенным.
Для развития пространственных представлений и творческого мышления обучающихся на занятиях элективного курса в 9 классе «Черчение и графика. Графические задачи» я использую систему графических задач.
Пропедевтические задачи. Практически все предлагаемые задачи являются задачами с неполными данными, что создает условия для комбинаторного перебора. При этом каждый вид пропедевтических задач четко ориентирован на определенный раздел черчения, что позволяет избирательно использовать их для формирования, закрепления и применения графических знаний. Это задачи В1.1 – В1.11.
Пример:
Творческие задачи (задачи с элементами проектной деятельности). По данным психологов, выполнение конструкторских работ по собственному замыслу учащимся 8-9 классов недоступно, поэтому близкими логике черчения и посильными для школьников являются задачи на доконструирование (выполнение недостающего звена конструкции), переконструирование (усовершенствование конструкции на основе ее анализа), конструирование по техническим условиям (с предметно- графическими опорами). Это задачи В2.1 и т.д.
Пример:
Независимо от характера поставленной задачи в основе творческой графической задачи лежат поиск ее решения и графическое отображение полученного результата. Структуру этой деятельности можно представить следующей цепочкой: осознание цели – поиск решения – применение графических знаний – овладение способами действия и сопутствующими приемами мышления – графический результат – самоконтроль, и, как следствие – развитие творческих качеств личности.
Учитывая многогранность графической деятельности, для ее оптимизации мною предусмотрено следующее:
Планирование учебных занятий с учетом количества, последовательности введения в учебный процесс задач с творческим содержанием;
Разработка обобщенных приемов творческой графической деятельности (структурные схемы, использование прозрачных материалов);
Выделение оптимального времени на выполнение отдельных видов творческих заданий;
Учет индивидуальных особенностей школьников (способностей, склада мышления);
Создание обстановки доброжелательности.
Для ребят схему творческого процесса решения графической задачи разрабатываю в виде инструкции, например:
Прочитай условие задачи.
Подумай, что могут означать прямоугольники со знаком вопроса. Уточни для себя условие в целом.
Рассмотри заданное изображение. Представь, какая часть предмета к тебе ближе, а какая – дальше. Подумай, единственное ли решение имеет задача.
Определи конкретную цель работы.
Если ты считаешь, что задача имеет несколько решений, подумай, какую геометрическую фигуру можно взять за основу для каждого случая. Начерти изображение этих фигур там, где стоят знаки вопроса. Не нарушай проекционную связь изображений.
Подумай, что можно изменить в построенных изображениях (обозначить вырез, добавить элементы и т. д.), что бы они полностью соответствовали условию.
Проверь по линиям связи, соответствуют ли изображения друг другу.
После решения трех-четырех задач с опорой на разработанные схемы происходит осознание школьниками принципов действий, что подтверждается тем, что сильные и около 50% средних учащихся способны по графическому условию определять сферу поиска и получать не менее двух решений. Для остальных учащихся объясняю на примере, как решать задачи подобного вида. Однако затруднения связаны не столько с особенностями творчества, сколько с незнанием правил черчения, положенных в основу задачи, или с неумением применить их на практике.
Кроме представленных выше задач я использую блок задач (А), стимулирующих пространственное мышление во взаимосвязи с логическим.
Пример:
Данные задачи я предлагаю детям в качестве «творческой разминки». Первоначально при их решении детям разрешено использовать графическую опору, то есть решать задачу, последовательно выполняя графические построения на бумаге. На последующих этапах многие отказываются от графической опоры, переходят только на умственные операции, что работает на развитие образного мышления, пространственных представлений, визуализации.
Во время графической творческой деятельности обучающихся формируется и их творческое мышление. Можно выделить главные компоненты: аналитические – подвижность, ассоциативность, смекалка; созидательные: нестандартность, способность к мысленным преобразованиям, умение выбрать лучший вариант из ряда возможных и обосновать свой выбор. Чтобы успешно развивать в детях эти качества, я стремлюсь приучать детей к терпению и умению доводить дело до конца, к привычке работать в полную силу, умению отстаивать свою точку зрения. Результатом является рост их стремления к работе, требующей собственного вклада, умение видеть в ней источник удовлетворения и радости.
Использованная литература:
1. Воротников И.А., Занимательное черчение: - М.: Просвещение,
1990 г. –223 с.
2. Гервер В.А., Творчество на уроках черчения: Книга для учителя. – М.:
Гуманит. изд. Центр Владос, 1998. – 144 с.
3. Хакимов Г.Ф., Вахитов Р.Р., Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа –Пресс, 1999. – 112 с. (Библиотека журнала «Школа и производство» Вып.3)