Статья о привлечении школьников к созданию дидактического материала к урокам биологии

Привлечение школьников к созданию дидактического материала для решения проблемы мотивации к изучению химии и биологии и развития творческих способностей.


Психолог А. Маслоу выделяет шесть базовых потребностей человека:
Физиологические потребности – они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей
Потребность в безопасности – потребность безопасности, стабильности, зашите, структуре и порядке,
Потребность принадлежности и любви – она включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе
Потребность в признании - она включает в себя стремление связаннее с понятием достижение – достижение уважения других и самоуважения
Потребность в самоактуализации – стремление к самовоплощению человека, в актуализации его потенции.
Потребность в познании и понимании - она связана с потребностью в истине, влечением к непознанному, необъяснимому. Эта потребность очень связана с мотивацией обучения.
Привлечение школьников к участию в создании дидактического материала и, собственно, к созданию самого урока помогает реализации, по крайней мере, подавляющего большинства из этих потребностей.
Для повышения мотивации школьников к обучению необходимо осознавать, что современные учебные программы построены на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди которых:
Принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;
Коммуникативно-деятельностный принцип;
Социокультурный принцип;
Принцип полифункциональности образования;
Принцип практической направленности обучения;
Компетентностный принцип направленности образования.
Согласно теории обучения Щукиной Г.И. интересный урок можно создать за счёт трёх условий:
содержания учебной информации, когда ученику просто интересен изучаемый материал;
используемых приёмов и методов обучения;
самой личности учителя.
Мне кажется, что четвертой, а может быть, и первой, составляющей этих условий, должен быть ученик, активно участвующий и в подборе содержания учебной информации, и в выборе приёмов и методов обучения, и в формировании личности учителя.
Не дидактику, а психологию, взаимодействие ученика и учителя, двух личностей, одна из которых формируется, а другая непрерывно совершенствуется, - вот что необходимо ставить во главу угла школьного образования.
Способствовать развитию творческой личности мы можем, развивая следующие компетенции ученика:
понимать проблему;
выдвигать гипотезы, подлежащие проверке и предлагать способы этой проверки;
составлять план решения данной проблемы, применяя имеющиеся знания, и аргументировать своё решение;
создавать положительную систему нравственных ценностей (по Безуху К.Е.)

Заключение
В настоящее время перед преподавателями стоит задача по созданию таких условий, при которых учащиеся за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.
Именно мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности школьников к учебному процессу.

Литература и Интернет-ресурсы.

Безух К.Е. Развитие творческих способностей учащихся (совершенствование текстовой компетенции), ж-л 1 сентября, январь 2012.
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.
Брейгер Л.М., Нестандартные уроки химии. Волгоград, Учитель, 2004.
Внеклассная работа по химии в сельской школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983.
Выготский Л.С. : Лекции по психологии, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Каменская Е.Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.
Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения, Москва, 2005
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000.
.Мотивация учебной и педагогической деятельности, Монография, www.rae.ru
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3.
Стёпин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2006.
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.
Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1974
Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. Методическое пособие дл учителя. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979
http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html
http://www.rae.ru/monographs/77-2804
http://www.psychological.ru/
http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























Приложение 1
ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

Однажды ранним утром Серёжа, проснувшись, вышел в сад, полюбоваться рассветом. На траве и деревьях сверкали капельки росы. Серёжа попробовал одну из них: она была сладковатой. Затем он зевнул и пошел в дом, не подозревая, что внутри его организма Капелька будет путешествовать и встречать друзей и врагов.
Ну, обо всём по-порядку
Попав в ротовую полость, а затем в глотку, Капелька скатилась по пищеводу в Желудок. Причём пищевод был таким скользким, что Капелька на всей скорости врезалась в желудочную стенку, а та, в свою очередь, отпихнула Капельку с такой силой, что та чуть в обморок не упала. Желудок что-то пробурчал себе под нос, а затем воскликнул:
- Ты что, с ума сошла? Чуть не выбила меня из брюха!.. Вот помню, в моё время меня все уважали, любили и не позволяли себе такой грубости. А ну-ка, мой солдатик Пепсин, расщепи-ка её хорошенько!..
Тут Капелька испугалась и взмолилась:
- Да разве я виновата, что Серёжа меня проглотил и пищевод скользкий?! Да и не нравится мне у Вас. Здесь так кислятиной пахнет!
Желудок ещё поворчал для приличия и отпустил Капельку в Двенадцатиперстную кишку.
Новая хозяйка была более дружелюбна, так как была занята расщеплением жиров и углеводов вместе со своими подругами мадемуазель де Поджелудочная железа и мадам де Печень. Они были очень важными и никакого внимания не обращали на Капельку. Но по пути своего передвижения маленькая путешественница оказывалась то в щелочной среде, то в нейтральной. Не то, что бы ей это было неприятно, но как-то удивительно.
Пройдя небольшой путь, Капелька оказалась в Тонком кишечнике. Тонкая кишка была разделена на Тощую и Подвздошную.
- Извините, Тощая кишка, - обратилась любопытная Капелька, - Вас так назвали потому, что Вас не кормят?
- Нет, потому, что я тебя сейчас перепищеварю!!! – возмутилась Тощая кишка.
- Успокойся, - сказала Подвздошная кишка.
- Что тебе здесь нужно? – спросили он обе.
- Я ищу друзей по форме и строению.
- Их здесь много, похожих на тебя, - сказала Тощая кишка. – Но они заняты делом, и не до тебя им.
Тут в Тонкий кишечник пришли Углеводы с большой сумкой денег и попросили расщепить их до глюкозы, фруктозы и других мономеров.
Тощая кишка сказала очень вежливо:
- Пошла вон, Капля, - и оттолкнула её ногой-ворсинкой.
Капелька обиделась и пошла прочь. И не заметила, как оказалась в Аппендиксе, который её обогрел и накормил семечками. Сытая и довольная Капелька отправилась в Толстый кишечник, по которому перемещались какие-то странные существа на толстокишечных машинах и командовали расщеплением и брожением. Здесь было шумно и весело, но продолжалось это недолго. Вот кто-то скомандовал, и Капелька всосалась в кровь и на красном кровяном автобусе поехала к клеткам, где что-то растворяла или помогала растворять, с чем-то соединялась, а затем отщеплялась. Но факт в том, что ей все были очень рады, и она никогда не уезжала с пустыми руками, когда путешествовала от Клетки к Клетке.
Так мальчик Серёжа приобрёл маленького и незаменимого друга.

Кость К.
































Приложение 2

ВИТАМИНЫ (бестселлер)

Как-то в литре фруктового йогурта встретились Витамины A, B, C и D. Там же они познакомились с энергетическими богатеями Белками, Жирами и Углеводами.
Человек решил полакомиться этим йогуртом
Попав в Ротовую полость, Витамины столкнулись с бандой Слюнных желёз. Их фермент Амилаза сразу же напал на Углевод Крахмал, схватил его за мошенничество и начал расщеплять прямо в Ротовой полости. А Витамины поступили умнее. Они умели договариваться и делиться своими наличными частями, поэтому быстро получили свободу.
Затем они скатились по Пищеводу (в котором некоторые Углеводы ещё мучались) в Желудок. Но и в Желудке было очень неспокойно. Здесь банда пищеварения, в составе которой были знаменитые Пепсин и Трипсин, выбивали из Углеводов информацию о сообщниках. Нежные Полисахара выдали Белков, замаскированных в кефире. Белки были схвачены, и их тут же расщепили. А Витамины снова дали взятку, и попали в Двенадцати-перстную кишку, где их поджидали страшная Желчь и Соки Поджелудочной железы. Шедшая по этапу Клетчатка выдала Жиров. Жиры быстро были эмульгированы. А Витамины и здесь не растерялись. Теряя свои силы и составные части, вместе с молекулами глюкозы, аминокислот, жирных кислот, Клетчатки и Глицерина они переместились в Тонкий кишечник. Дальше их не пустили: оказалось, что в Толстом кишечнике есть свои Витамины группы В, ручные и работящие. Их вырабатывают родные Кишечнику кисло-молочные Бактерии.
Новая группа жуликов из Кишечного Сока и Кишечных Ферментов предложила им выбор: полостное пищеварение, пристеночное пищеварение или всасывание.
Так как кошелёк у Витаминов был уже пуст, то они, помятуя прежде увиденные происшествия, выбрали сразу всасывание. И попали в кровяное русло. Им было невдомёк, что откупались они не деньгами, а своей активностью, и что эта активность была основой для активности ненавистных ими Ферментов.
Но так и бывает в жизни: борьба и единство Противоположностей!
И выиграл за счёт этой борьбы Человек, выпивший йогурт, ничего не знавший, что же происходило в его организме последние целых 4 часа, ничего не почувствовавший, кроме прилива сил и бодрости.

Макаров К.




Приложение 3

ПИЩЕВАРЕНИЕ (ложный рассказ)

Пища откусывается коренными зубами и пережёвывается резцами. После чего она всасывается в носовую полость (поэтому мы хорошо чувствуем запах всего, что съели) и смачивается выделениями слёзных желёз, чтобы не подрать стенки носоглотки. Затем она проходит через надгортанник и гортань в двенадцатиперстную кишку, которая протянута на всю длину шеи, и переходит в пищевод в грудной клетке.
Затем пища проходит через печень в желудок, где она переваривается с помощью серной кислоты, разбавленной слюной. Из желудка переваренная пища направляется через трахею в толстый кишечник, где из неё всасываются питательные вещества, переходит в аппендикс, где остатки пищи сбраживаются, спускается в тонкий кишечник, где с помощью толстых мышц выдавливаются остатки питательных веществ, и через прямую кишку выходит в анальный проход.
Я ничего не напутал? Кажется, в моём организме всё так и происходит.

Ласкавченко В.