Конспект урока по литературе на тему Сатирик превосходный… ( по творчеству Д.И.Фонвизина)
Урок литературы в 8 классе. Учитель: Дмитриева В. Л. МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Тема: «Сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной».
Обобщающий урок по теме Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Цели:
1.Обучающая - обобщить изученный материал по произведению Фонвизина, обучение анализу драматургического произведения.
2.Развивающая - развитие диалогической, монологической речи.
3.Воспитывющая - воспитание честности, воспитанности, уважение к классике
Эпиграф к уроку: Волшебный край! Там в старые годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы
А.С.Пушкин «Евг. Онег.»
Учащиеся записывают тему и эпиграф в тетрадь.
Ход урока:
1 Слово учителя: Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству Фонвизина. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (повторить, обобщить изученный материал). Ваша задача оценить свои знания по этой теме.
2.блиц опрос (учащиеся оценивают себя с помощью фишек)
Назовите имя и отчество Фонвизина (Денис Иванович)
Первое произведение, принесшее ему известность («Бригадир»)
Любимый жанр Фонвизина (комедия)
Герой, которому принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофан)
Фамилия матери Митрофана (Простакова)
Кому казалось, что , живя в доме Простаковой, он находится среди лошадок (учитель Вральман)
Герой комедии, фамилия которого характеризует его скотскую природу (Скотинин)
Кто и кому платил « по пяти рублей в год да пяти пощечин на день» (Простакова - Еремеевне)
Назовите учителей Митрофана (Кутейкин, Цифиркин, Вральман)
Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами (отец Простаковой)
Где происходит действие в комедии «Недоросль» (в деревне Простаковых)
Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия (недоросль)
3.Словесное рисование.
Представьте себя сценаристом, какой эпизод из комедии вы изобразили бы?
4.Конкурс «Узнай героя»
«Прочтите его сами!... Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому» (Простакова)
«Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление» (Стародум)
«Нашел помещика дурака, а жену презрелую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома» (Правдин)
«Люблю свиней, а у нас в околотке такие крупные свиньи» (Скотинин)
«Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил» ( Еремеевна)
5.Слово учителя:
Комедия «Недоросль» - вполне в духе своего времени. По традициям тогдашней драматургии главные герои делятся на два лагеря: отрицательные - представители порока, злонравия, положительные - носители добродетели.
Задание. Распределите героев на 2 группы (на доске, на магнитах)
Софья Простакова
Милон Простаков
Правдин Скотинин
Стародум Митрофан
6.Слово учителя. Все правильно. По законам классицизма одни герои только положительные, другие только отрицательные. Но Фонвизин идет дальше современников. Он наделяет своих героев разными качествами. У него получились образы сложные.
Задание: защитите отрицательные персонажи.
Простакова – заботливая мамочка, обожает и любит единственного сына
Простаков - послушный отец семейства, беспрекословно подчиняется жене
Скотинин - любит животных, хороший фермер
Митрофан – простодушный, сообразительный
7. Слово учителя. Новаторскими оказались и идеи драматурга о просвещении подрастающего поколения. Эта мысль была не новой. Еще до Фонвизина о необходимости просвещения дворянства говорили Петр 1, Ломоносов, Екатерина 2 и другие. Но Фонвизин и здесь пошел дальше. Он говорит одного просвещения мало. Вначале надо воспитывать человека, растить его душу.
Задание: Найдите цитаты, высказывания, подтверждающие это.
8.Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из тем: «Жизнь Стародума», «Учителя Митрофана», «Образование и воспитание», « Три главных закона»
Найдите пословицы и поговорки, образованные из реплик героев комедии
Напишите сочинение отзыв о прочитанном произведении Фонвизина.
9. Рефлексия:
зачитать утверждение по учебнику литературы 8 класс стр. 183
Вопрос: в чем же заключалась сила созданного Фонвизиным образа
Митрофана?
Вопрос: как вы понимаете слова современного исследователя творчества драматурга, писателя Рассадина? (зачит. по учеб. стр 183)
10.Подведение итогов урока. Подсчет фишек. Самооценка.
15