Методическая разработка на тему Ф.Стендаль Красное и черное
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Горловский колледж промышленных технологий и экономики
Методическая разработка
открытого занятия по литературе
«Ф.Стендаль «Красное и чёрное»
2015
Методическую разработку открытого занятия по внеклассному чтению подготовила преподаватель литературы Мержева Татьяна Анатольевна, 2015 - 23 с.
Рецензенты:
- Леонова Е.В., председатель регионального методобъединения, преподаватель гуманитарных дисциплин, специалист высшей категории Горловского колледжа промышленных технологий и экономики;
- Зябрева С.Э., зав. кафедрой педагогики, к.п.н., доцент высшего ученого заведения «Горловский институт иностранных языков»
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комисии дисциплин общеобразовательной подготовки (протокол № 1 от 31.08. 2015 г.)
Зам.директора по УР _____________________ Цыба О.Ю.
1СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
4
Методические рекомендации по использованию методической разработки
5
1
План занятия
6
2
Ход занятия
8
Приложения
16
Приложение А. Аннотации художественных произведений для проведения литературной викторины «Выход в свет»
17
Приложение Б. Список литературных произведений с «красными » и «чёрными» названиями
21
АННОТАЦИЯ
Современная школа, родители, образовательные организации и общественность, остро реагируя на упадок среди молодежи интереса к чтению, не только констатируют эту важную проблему, но и ищут возможности ее позитивного решения. Их усилия направлены в первую очередь на поиск новых стимулов в преподавании литературы и мотивации к чтению в условиях развития Интернета и СМИ.
Формирование широкой читательской культуры студентов в наше время нельзя ограничивать лишь аудиторными занятиями по литературе. Развитию мотивации к чтению способствуют занятия по внеклассному чтению, которые делают возможной систематизацию знаний воспитанников по литературе, приобретенных в школе и во время учебы в колледже, и приемы интерпретации литературного произведения, популярные сегодня (интерактив, компаратив и т.п.).
Методическая разработка обоснованно предлагает вариант организации и проведения открытого занятия по внеклассному чтению с целью демонстрации инновационных приемов работы с книгой. Составленная в соответствии с реализацией образовательных задач морально-этического и эстетичного воспитания молодежи, она содержит организационно - методические рекомендации, иллюстративный материал, предусматривает реализацию широкого спектра воспитательных заданий.
Встреча и обсуждение бессмертной книги с известным писателем, ведущим специалистом библиотеки и студенткой-выпускницей ГКПТЭ (людей разных поколений) в формате ток-шоу «Игра в бисер» продемонстрирует студентам настоящий интерес к чтению и литературе людей, независимо от рода деятельности, будет способствовать осознанию того, что книга прямо или косвенно формирует человека, что читать не только полезно, но и увлекательно, а также развитию у подростков интереса к литературоведческим и культурологическим телевизионным передачам.
Методические рекомендации по использованию методической разработки
«Ф.Стендаль «Красное и чёрное»
Методические рекомендации предназначены для преподавателей гуманитарных дисциплин, в первую очередь словесников, руководителей кружков филологической направленности, учителей общеобразовательных организаций, сотрудников библиотек, литературных студей и музеев, книжных магазинов и т.п.
Опыт проведения подобного занятия или его составных элементов (также и видеозапись) может быть использован при организации нестандартных занятий по литературе с целью разнообразия приемов анализа художественного текста, при проведении внеаудиторных мероприятий (заседаний кружка, кураторских часов (с привлечением родителей) соответствующей тематики, которые предусматривают форму презентации индивидуальных заданий студентов, а также применяться во время организации любых литературных мероприятий, встреч с писателями, недели популяризации гуманитарных дисциплин. Обуждение книги может проводится не только в учебном учреждении, но и в литературном музее, библиотеке и т.д.
Подготовленный материал пригодится преподавателю для развития мотивации к изучению классического искусства, подготовки наглядности, материально–технического и методического обеспечения занятия.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Группа: 15БЭ (общеобразовательная подготовка)
Специальность: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Тема занятия: Ф.Стендаль «Красное и чёрное»
Приглашены родители студентов, куратор группы.
Цель занятия:
Методическая - Развивать навыки компаративного анализа литературного произведения.
Обучающая – Познакомить студентов с основными этапами жизни и творчества Ф.Стендаля. Проанализировать его роман «Красное и чёрное» на широком литературном контексте, доказать его актульность в наши дни.
Воспитательная – Осуждать карьеризм, развивать интерес к классической литературе, формировать высокий эстетический вкус.
Развивающая – Развивать культуру речи студентов, навыки анализа литературного текста, образное и абстрактное мышление.
Вид занятия: Занятие по внеклассному чтению.
Форма и методы проведения занятия: занятие проходит в форме ток-шоу «Игра в бисер», эвристическая беседа, работа с текстом, исследование, словарная работа, лингвоанализ, проблемные вопросы, элементы компаративного анализа литературного произведения, социометрии, игры.
Межпредметные связи:
Обеспечивающие русский язык, литература, мировая художественная культура, украинская литература
Которые обеспечиваются основы философских знаний, украинская литература
Методическое обеспечение: Учебная программа, рабочая учебная программа, методическая разработка занятия, книжная выставка «Выход в свет», книги на которой скрываются под масками, «Свободная полка», на которой представлены литературные произведения с «красными» и «чёрными» названиями, эпиграф, книжный дух листает роман Ф.Стендаля «Красное и чёрное», красные и чёрные ленты, красные и чёрные мелки.
Литература:
Арагон Л. Свет Стендаля. Собрание сочинений в 11 томах. Т. 10. М., 1961. – с. 213-300.
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. –М.: Просвещение, 2016. - с.43-47.
Манн Г. Стендаль. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. М., 1958. – с. 226-247.
Моруа А. Литературные портреты: Стендаль. – М.: Правда, 1986. – с. 514-533.
Овруцька І.М. Стендаль. Нарис життя і творчості. - К.: Дніпро, 1983. – 176с. – (Класики зарубіжної літератури).
Франс А. Стендаль. Твори в 5 томах. Т.5. - К.: Дніпро, 1977. – с. 416-428.
Цвейг С. Три певца своей жизни: Стендаль. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. – М., 1992. - с. 467-553.
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – К., 1989.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент 1 мин.
Приветствие студентов, проверка присутствия студентов и подготовки аудитории к занятию.
Актуализация опорных знаний 5 мин.
Преподаватель зачитывает первый абзац романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное».
Актуализация опорных знаний проходит в форме объяснения условий передачи «Игры в бисер» и представления её участников: «Сегодня наше занятие по внеклассному чтению пройдёт в форме ток-шоу «Игра в бисер». Так называется передача И.Волгина, которая выходит с 2012 года на телеканале «Культура». Название для передачи автор взял у одноимённого романа немецкого писателя Г.Гессе. В свое время эта книга стала откровением для читателей, которые прикоснулись к заветным тайнам Игры и узнали, что возможен некий абстрактный синтез вечного и сиюминутного.
В ток-шоу, также как и в романе, действие разворачивается вокруг «ордена интеллектуалов». В студии – современные мудрецы (философы, критики, писатели, актеры, режиссеры), которые обсуждают одно из произведений мировой литературы и пытаются осуществить его проекцию на современную жизнь. На сегодня эта передача насчитывает 123 выпуска. Но в списке анализируемых книг нет романа Ф.Стендаля «Красное и чёрное». Я считаю, мы должны исправить эту несправедливость.
В импровизированной телевизионной студии мы встречаем С.Н.Чернявского – известного в городе и регионе писателя, С.Н.Михеенко – ведущего специалиста библиотеки колледжа, В.Оклей – студентку 4 курса. В качестве ведущего выступает преподаватель литературы Мержева Т.А. Формат передачи предполагает четверо участников, но мы немного отступим от регламента. На обсуждение каждого вопроса к мудрецам присоединяться 2 студента группы 15ЭБ: имя одного определит жребий (номер наугад достанут из шляпы), он и назовёт 2-го участника этой пары.»
Мотивация обучения 5 мин.
Проходит в форме цитирования французского писателя с акцентом на современные социальные ассоциации с классическим произведением и опорою на эпиграф и наглядность: «Когда мы говорим, что классика всегда актуальна, мы не задумываемся, что именно в художественном произведении, созданном десятилетия, а то и века назад, созвучно дню сегодняшнему, представлению современного человека о себе самом. Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос, заглянув в лучшие образцы мировой литературы.
«Игра в бисер» - это своеобразная игра ума для всех, кто пытается обнаружить новый смысл в привычных вещах, кто воспринимает мировую литературу как уже написанную книгу, которую никто и никогда не постигнет до конца, но, тем не менее, каждое новое прочтение удивительно и откровенно.
Стендаль называл свои произведения лотерейными билетами. Насколько они выигрышные в наше время, мы постараемся разобраться сегодня.»
В 2007 г. вышел сериал «Два цвета страсти». Я вам зачитаю синопсис фильма: «История молодого честолюбивого провинциала. Он работает гувернером в богатом доме и заводит роман с хозяйкой. А затем едет в Москву и снова строит карьеру, благодаря любви женщины-дочки олигарха». Кстати, в названии сериала - обтекаемая цифра – 2, хотя на постере и, соответственно, диске представлены знакомые нам цвета.
4. Ознакомление студентов с темой и обучающими целями занятия, методами их реализации 3 мин.
Проходит в форме адаптированной ссылки преподавателя на цели занятия (по плану занятия) и акцентированием на основних методах их реализации: «Занятие по внеклассному чтению по изучению жизни и творчества Ф.Стендаля во время анализа романа «Красное и чёрное» на широком культурологическом контексте.»
Изучение нового материала 55 мин
Проходит в форме беседы по роману, ответов на проблемные вопросы, комментария умозаключений критиков, цитирования текста «Красное и чёрное», компаративного анализа «Романа воспитания» при работе с книжной выставкой «Выход в свет»:
«Дантон» А.Левандовского из серии «Жизнь замечательных людей»:
Даже оказавшись победителем, он неизбежно терпел поражения.
Он брал там, где мог взять, и делал то, что считал нужным делать.
«Шагреневая кожа» О. де Бальзака:
Я точно сам с собой держал пари, в котором сам же я был и игроком и закладом
Чтобы жить, я готов был рискнуть самой жизнью.
Это «Роман одного героя». Это женское серце было последним лотерейным билетом, от котрого зависела моя участь
Федора сама являлась зрелищем в зрелище
Фильм «Красное и чёрное»:
В фильме С.Герасимова у Луизы и Матильды – красные платья (черный костюм гувернёра, сутана)
Почему Луизу часто называют госпожой де Реналь, а не по имени? В некоторых экранизациях 1 ребёнок.
«Ламьель» Ф.Стендаля:
Лектриса у герцогини Миоссан как умершая собачка Дзи.
Желание казаться чем-то выше того, что ты есть на самом деле- это роковая страть – вот одна из главных причин печали 19 века.
На путь заблуждений увлекла её голова, а серце осталось чистым, - думает о Ламьель аббат Клеман.
Не для того, чтобы стать богатым, живёт человек на земле, а чтобы стать счастливым
Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско»:
- Семнадцатилетний кавалер де Гриё влюбляется в прекрасную незнакомку, и, по мнению окружающих, любовь к Манон разрушила его жизнь. Кстати, Жюльен Сорель смотрит балет «Манон Леско». Можно провести параллели судьбы двух влюблённых героев?
Ж.Б. Мольер «Тартю
·ф, или Обма
·нщик»:
- В доверие к хозяину дома втирается молодой человек по имени Тартюф, который хочет использовать доверие своего благодетеля Оргона в корыстных целях. Жюльен Сорель – это Тартюф XIX века?
Ответы на вопросы викторины «Выход в свет».
А у нас реклама! Я хочу предложить вам ответить на вопросы литературной викторины «Выход в свет» (ПРИЛОЖЕНИЕ А), ведь «Красное и чёрное» - классический «Роман карьеры». Вам нужно вспомнить книги, в которых герои также поднимаются по карьерной лестнице, используя при этом не всегда честные средства и часто заручившись помощью женщин. Названия этих произведений скрыты под масками (Жюльен Сорель часто носил маску), но когда они будут названы, мы их увидим, а участник получит поощрительный приз – конфеты «Выход в свет». За одной маской нет книги – может, вы назовёте своё произведение, не представленное здесь.
«Тысяча душ» А.Ф.Писемского:
А только прошу не становиться мне беспрерывно поперёк дороги. Мне и без того трудно пробираться хоть сколько-нибудь вперёд.
Хорошо жить на свете богатым!
Господи, неужели в жизни, на каждом шагу, надобно лгать и делать подлости?
Я не рождён для счастия в семейной жизни в бедной доле. Честолюбие живёт во мне, кажется, за счет всех других страстей и чувств и только слава может наполнить мою беспокойную душу.
Г.Манн «Литературные портреты. Стендаль»:
- Это история большой, но угнетённой силы. Он борется за свою жизнь, избрав единственную доступную ему форму борьбы – интриги.
- Он желал всегда того, что стояло выше его, его проявление страсти всегда были смешаны с ненавистью.
- и на его несчастливый путь упала тень гильотины.
«Этюд о Бейле» О. де Бальзака:
- О Люсьене Левене: самым верным средством для него было обладание женщиной: это значило обладание всем
«Утраченные иллюзии» О. де Бальзака:
- Питать иллюзии участь провинциалов.
А.Моруа «Стендаль»:
- Став узником, Жюльен отдыхает от сжигавшего его честолюбия
- Кристаллизация чувства.
- 1 часть имеет эпиграф – слова Дантона «Правда, горькая правда», при этом г.Верьер выдуман, а в Безансоне Стендаль не был. Почему роман имеет подзаголовок «Хроника XIX века»?
С.Цвейг «Три певца своей жизни. Стендаль»:
- Всё, чего добился, не из-за лицемерия.
- Жюльен Сорель – молодой Стендаль, маркиз де Ла-Моль – старый.
- Он [Жюльен] ненавидит тех, от кого оторвался, и тех, к кому стремится.
Закрепление знаний студентов: 15 мин.
Проводится в виде словарной работы: анализ этимология слов «красный» и «чёрный» на основе литературных произведений с «красными» и «чёрными» названиями (ПРИЛОЖЕНИЕ Б) с выходом на характеристику главного героя и проблематику романа. Ребята при ответе разворачивают красную и чёрную ленты.
Красный: красныи – красьнъ:
- «цвета крови и его близких оттенков» (ср. диал. краска «кровь»);
- червоний из чьрвьнъ, червь «красная краска» (добывалась из червей определённого вида); «червяк – ползающее беспозвоночное животное»;
- «прекрасный», «красивый», «приятный» (красна девица);
- «разукрашенный», «парадный», «почётный» (красный угол) – чеш. krasiti «украшать», «красить»;
- древнеисландский hrosa «хвалиться», исландский hros «слава»;
- «яркий, пламенный» лтш. кarsa «жара»/ «блеск огня, сияние» «жара»/ «великолепие».
Алый: алыи – алъ (тур. «пламя»).
В 1993г. в Великобритании вышел сериал по роману Ф.Стендалю «Алое и чёрное».
Чёрный: чернъ – черныи:
- «цвета сажи, угля»;
- перен. «мрачный, тяжёлый», «грязный», «плохой»;
- лит. кersas «чёрно-белый», «пятнистый»;
- чернъ – чернь «чёрный цвет», «чернота», с 13 века также «простой народ, низы общества» (пренебреж.);
- черновой – «не отделанный, написанный начерно»;
- чернец «монах» (название по цвету одежды).
В итоге красная и чёрная ленты переплетаются, вовлекая всех участников в красно-чёрное пространство.
8. Итоги занятия. 4 мин.
Преподаватель осуществляет путем обобщения приобретенных знаний: «Игра в бисер» - это лишь метафора, обозначающая усилия ума и неравнодушие сердца, это поиск сокровенных смыслов культуры. В поле зрения участников этой передачи - вся мировая литература, где все аукается и перекликается друг с другом. В этом мы сегодня убедились (указывает подготовленные книжные выставки)».
По традиции в финале ведущий задаёт последний вопрос участникам передачи и отвечает на него сам. Но мы снова отступим от формата встречи: отвечают все желающие: «Как вы можете прокомментировать строчку: «Собираясь без лестницы взять приступом небо»?
Преподаватель читает последние строки романа.
Читайте и перечитывайте классику! Будем следить за анонсами передачи «Игра в бисер».
Поощряет наиболее заинтересованных и активных в течение занятия студентов. Самый активный получает в подарок поделку из бисера.
9 .Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Жюльен Сорель нашего времени. Кто он?».
2 мин.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Аннотации художественных призведений
для проведения литературной викторины «Выход в свет»
Гончаров И.А. Обыкновенная история
Главный герой – двадцатилетний Александр Адуев приезжает в Петербург, т.к. знания, полученные им в университете, необходимо применить на практике служения Отечеству. Он верит в любовь, дружбу, занимается творчеством. Проходит 2 года, год, ещё 4. Александр повторно приезжает в столицу. Он достиг вершин, о которых некогда мечтал для него дядюшка: «коллежский советник, хорошее казённое содержание», зарабатывает немалые средства да ещё и готовится жениться, взяв за невестой триста тысяч и пятьсот душ...
Грибоедов А.С. Горе от ума
Главный герой – Алексей Молчалин - секретарь Павла Афанасьевича Фамусова. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением: на вид скромный молодой человек. Софья (дочь Фамусова) восхищается его кротостью. Она не понимает, что все это маска, которая служит Молчалину для достижения жизненной программы. С Софьей он держится почтительно, прикидываясь влюбленным, т.к. расположение дочери начальника может пригодиться в дальнейшей карьере. Он с циничной откровенностью признается служанке Лизе, что любит Софью «по должности».
Драйзер Т. Американская трагедия
Главный герой – Клайд Гриффитс. Бедность его не устраивает, к богатству его не подпускают. Страдая от унижения и одиночества, Клайд обращает внимание на красивую работницу Роберту Олден, к которой испытывает вполне искреннее чувство, пока соблазн стать членом богатого семейства не смутил его душу. Понимая, что беременная любовница, к тому же воспитанная в твердых правилах, не даст ему свободу, Клайд решает ее убить и женится на богатой наследнице Сондре Финчли.
Мопассан Г. Милый друг
Главный герой – Жорж Дюруа. Начав свое восхождение с простого желания есть каждый день, он с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами.
У него нет каких-либо талантов, разве что своей внешностью он может покорить сердце любой дамы, а совесть прощает ему любую подлость. И этого хватает для того, чтобы стать сильным мира сего. Он получает от женщин ласковое прозвище, которое и стало названием романа.
Нечуй-Левицький І.С. На Кожум’яках/ Старицький М.П. За двома зайцями
Талантливый, отчаянный и вдохновенный авантюрист Свирид Петрович Голохвастов решает поправить свои дела, женившись на богатой невесте Проне Прокофьевне Серко. Он уже представлял себе, какая шикарная жизнь начнется на невестины деньги Однако, в историю вмешивается тетка Прони Лымариха, желающая выдать замуж за «богатого пана» Голохвастова свою дочь Галю
Островский А.Н. Красавец-мужчина
Аполлон Евгеньевич Окоёмов помещик, красавец-мужчина, который живёт в счастливом браке в уездном городке. Будучи в Москве он проигрался в карты и залез в долги. Окоёмов решил вскружить голову московской миллионерше Оболдуевой и тем самым поправить свои финансовые дела. Для того, чтобы претендовать на приданое Оболдуевой, Аполлон решает сразу развестись с женой.
Писемский А.Ф. Тысяча душ
Главный герой - Калинович нищий выпускник университета и литератор-любитель определён смотрителем училища в провинциальный город. Молодой человек мечтает о блестящей карьере; выше всего он ставит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В него влюбляется Настенька Годнева, но честолюбивый карьерист не спешит связать себя узами брака с бесприданницей. Ему удаётся влюбить в себя немолодую дочь генеральши Шеваловой Полину, наследницу самого крупного в губернии состояния, пресловутой «тысячи душ». После брака, благодаря протекции своих новых родственников он быстро делает карьеру, становится вице-губернатором. «Тысяча душ» , по отзыву [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], «нечто вроде «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» на русский манер».
Підмогильний В.П. Місто
Главный герой - Степан Радченко приезжает учиться в Киев. Сначала живёт на окраине, где жизнь мало чем отличается от сельской. Он становится любовником хозяйки =------- – условия проживания сразу улучшаются. Но со временем, когда он более-менее твёрдо встал на ноги, он уходит от неё. Мусенька становится частью его прошлого, а он живёт настоящим и будущим.
Флобер Г. Воспитание чувств
Главный герой - 18-летний Фредерик Моро, влюблённый в женщину [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Марию Арну. Атмосфера расчета, беспринципности, безнравственности отрезвляет романтического мечтателя, бесплодно пытающегося быть чистым и верным в любви, героическим в политической борьбе. Моро пытается сделать карьеру, реализовать свои природные способности, он хочет и умеет любить. Но его избранница связана узами брака, и все начинания Фредерика - писательство, живопись, юриспруденция - так и остаются начинаниями.
О. де Бальзак. Утраченные иллюзии
Главный герой – Люсьен Шардон. Молодой талантливый поэт и красавец, но он беден. Ему оказывает покровительство дворянка Луиза де Бержетон. Когда она переезжает в Париж, ибо провинция ей наскучила, она берёт Люсьена с собой. В столице он не выдерживает сравнения со светскими молодыми людьми: не так одет, не может подать себя в обществе. Луиза бросает его и ему приходится выживать самому.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.
Список литературных произведений с «красными » и «чёрными» названиями
Акунин Б. Пелагея и красный петух. Пелагея и чёрный монах.
Андреев Л.Н. Красный смех.
Бережний О. Червоний борщ.
Берроуз Э. Красный Ястреб.
Бианки В.В. Красная горка.
Бредбери Р. Белые и чёрные.
Бычок - чёрный бочок, белые копытца/ русская народная сказка.
Винниченко В.К. Чорна Пантера і Білий Ведмідь.
Виноградов А.К. Чёрный консул.
Воннегут К. Завтрак для чемпионов, или Прощай, чёрный понедельник.
Высоцкий В.С., Л.Мончинский. Чёрная свеча.
Гальего Р. Белое на чёрном.
Гаршин В.М.Красный цветок.
Делибес М. Красный листок.
Донцова Д. Черный список деда Мазая.
Дюма А. . Кавалер красного замка. Красный сфинкс. Чёрный тюльпан.
Зощенко М.М. Чёрная магия.
Есенин С.А. Чёрный человек.
Катаев В.П. Волны Чёрного моря.
Кинг С., Страуб П. Чёрный дом.
Козачек В.И. Чёрная тень.
Конрад Дж. Чёрный штурман.
Крутогоров Ю.А. Красные воды.
Куліш П.О. Чорна рада.
Купер Ф. Красный корсар.
Куприн А.И. Чёрная молния. Чёрный туман.
Лавровы О.А., А.С. Чёрный Маклер.
Леру Г. Духи дамы в чёрном.
Лондон Дж. Красное божество.
Маяковский В.В. Красный ёж. Сказка о красной шапочке.
Мердок А. Чёрный принц.
Миллер Г. Чёрная весна.
Незнанский Ф., Тополь Э. Красная площадь.
Некрасов Н.А. Мороз, красный нос.
Памук О. Меня зовут Красный. Чёрная книга.
Перро Ж. Красная капелла.
Перро Ш. Красная шапочка.
По Э. Чёрный кот.
Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители.
Ремарк Э. Чёрный обелиск.
Рощин М.М. Чёрный ход. Воспоминание.
Руднев Е.Н. Красные лиственницы.
Солженицын А.И. Красное колесо.
Сабатини Р. Чёрный лебедь.
Сальгари Э. Чёрный корсар.
Скотт В. Чёрный карлик.
Стаут Р. Красная шкатулка. Чёрные орхидеи.
Стендаль Ф. Красное и белое (Люсьен Левен). Красное и чёрное.
Стивенсон Р. Чёрная стрела.
Стринберг А. Красная комната.
Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо.
Успенский Э.Н. Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы.
Фолкнер У. Красные листья.
Франс А. Красная лилия. Красное яйцо. Чёрная партия. Чёрные хлебины.
Фэр Р. Я и Красный.
Хилл С. Женщина в чёрном.
Чейни П. Чёрный дуэт или убийцы из контрразведки.
Чехов А.П. Чёрный монах.
Чёрный волшебный конь/ узбекская народная сказка.
Шукшин В.М. Калина красная.
Юрьев З. Чёрный Яша.
13PAGE 15
13PAGE 14515
Заголовок 3Заголовок 415