Урок по математике на тему Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток»
Преподаватель: Кижменёва Татьяна Викторовна
Учебное заведение: ГОУ СОШ № 643 Московского района
г. Санкт-Петербурга
Учебная дисциплина: математика
Тема: «Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток»
Целевая аудитория: 1 класс
Тип урока: обобщение изученного материала , 1 акад. час.
Цель: систематизация знаний и умений по теме
Знание: знать нумерацию чисел в пределах 100
Понимание: приема сложения и вычитания на основе десятичного состава чисел
Применение: решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 100
Анализ: упорядочивание числовой последовательности
Синтез: составить верные равенства
Оценка: своей деятельности по заданным критериям
Оборудование: мультимедийная презентация, ТК для ученика и учителя, раздаточный материал.
План урока:
Орг. момент
Актуализация опорных знаний
Объявление темы, постановка цели
Повторение сложения и вычитания в пределах 100
Подведение итогов и подсчет баллов
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 1 Заставка
Математика Ребята, поздоровайтесь с гостями, проверьте готовность к уроку.
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно,На урок торопит нас – математика сейчас.- У нас сегодня не совсем обычный урок. В ходе нашей работы вы самостоятельно будете оценивать выполненные вами задания. А поможет вам в этом технологическая карта нашего урока. Рассмотрите её, после выполнения каждого задания вы будете получать определенное количество баллов.
- Мне бы хотелось, чтобы на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
2. Актуализация опорных знаний
Слайд
- Что вы видите на доске? (геометрические фигуры)
- На обратной стороне каждой фигуры записано задание, которое вы должны постараться выполнить.
- Отгадайте фигуру: она не красная, не синяя и не круг (зеленый квадрат).
Математический диктант:
1) запиши число, в котором 2 десятка и 5единиц; 3 десятка.
Какое число следует при счете за числом 23? 25?
Какое число предшествует при счете числу 28? 24? 29?
Какое число расположено между числами 21 и 23, 28 и 30?
Проверка на доске: 25, 30, 24, 26, 27, 23, 28, 22, 29
2)Какое число лишнее. Почему? (30 – «круглое число», 22 – в этом числе одинаковое количество цифр каждого разряда)
- Расположите числа в порядке убывания. Проверьте себя.
30 29 28 27 26 25 24 23 22
В ЫМ О Л О Д ЦЫ- Молодцы, ребята!
-Что мы сейчас с вами повторили? (нумерацию двузначных чисел)
- А теперь каждый из вас сам попробует оценить свою деятельность.
Заполнение карты урока.
1 Математический диктант
Я не допустил ошибок 3 б
Я допустил одну-две ошибки 2 б
Я допустил более двух ошибок 1 б
3. Объявление темы, постановка цели.
Слайд 3 - Ребята, какие действия мы уже умеем производить с двузначными числами? (умеем считать в пределах 100, можем сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа)
- Сегодня мы продолжим работу по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток".
- Покажем, как мы решаем примеры и задачи с этими числами, и будем учиться определять, насколько правильно мы выполняем задания.
4.Повторение сложения и вычитания в пределах 100.
Слайд 4
1.Составление равенств
- Следующая геометрическая фигура: красная, но не квадрат (красный треугольник).
С числами 40, 8, 48 составьте 4 равенства. Найдите в них части и целое (коллективно)
- Какие равенства составили?
- Какие знания использовали?
40+8=48 от перемены мест слагаемых значение
8+40=48 суммы не меняется
48-40=8 взаимосвязь между целым и частью
48-8=40
С числами 25, 12, 37 составьте и запишите равенства самостоятельно.
Проверка на доске (взаимопроверка).
Заполнение карты урока.
2 Составление равенств
Я составил правильно 4 равенства 3 б
Я составил правильно 3 равенства 2 б
Я составил правильно 2 равенства 1 б
Физкультминутка
Мы считали и устали,Дружно все мы тихо встали,Ручками похлопали1, 2, 3.Ножками потопали1, 2, 3.Сели, встали, встали, селиМы немножко отдохнем И опять считать начнем.
2.Нахождение значений выражений
- Определите следующую геометрическую фигуру, у которой противоположные стороны равны (синий прямоугольник).
Задание по выбору:
14 – 10= 46 + 30= 30 + 4 + 2=
49 – 40 = 57 – 37 = 16 – 2 + 2 =
20 + 8 = 82 – 51 = 19 – 3 – 11 =
- Выберите тот столбик примеров, который вы сможете решить без ошибок. Образец проверки на доске.
- Оцените себя.
Заполнение карты урока.
3 Нахождение значений выражений
Я решил 3 столбик и не допустил ошибок 3 б
Я решил 1 или 2 столбик и не допустил ошибок 2 б
Я допустил ошибки 1 б
3.Решение задач
- У следующей фигуры длины всех сторон равны, она не зеленого цвет (красный квадрат).
-Перед вами карточка с задачами, прочитайте текст, выберите одну задачу для самостоятельного решения.
Анализ учащимися текста задачи, определение типа, оформление схемы и решения в тетрадь.
Проверка на доске с объяснением.
Заполнение карты урока.
4 Решение задач
Я смог правильно решить 3 задачу 3 б
Я смог правильно решить 1 или 2 задачу 2 б
Я допустил ошибки 1 б
4.Составление слов*
- Следующее задание подскажет фигура, которая является лишней (синий круг). Почему вы выбрали именно ее?
- Составь слова и найди «лишнее» слово:
Д А Ч А З А
Ц А Р Ф И
Н О Ф Е К А Т
Г И Ф Ы Р У
Лишнее: конфета – не является математическим понятием
цифра - слово состоит из двух слогов
Работа в паре.
Образец проверки на доске, взаимопроверка с соседом.
Заполнение карты урока.
5 Составление слов*
Я смог сам составить 4 слова и выбрать «лишнее» 3 б
Я составил слова с помощью соседа 2 б
Я составил не все слова 1 б
5.Подведение итогов урока и подсчет баллов.
- Наш урок подошел к концу. Вы активно и дружно
работали.
-Что мы повторили и прочно закрепили?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Что нового было на уроке? Вам понравилось работать с картой?
-Давайте подсчитаем набранные вами баллы.
Завершение работы с технологической картой урока.
Технологическая карта для учителя ( критерии оценки работы учащегося
1 Математический диктант баллы
Я не допустил ошибок 3
Я допустил одну-две ошибки 2
Я допустил более двух ошибок 1
2 Составление равенств
Я составил правильно 4 равенства 3
Я составил правильно 3 равенства 2
Я составил правильно 2 равенства 1
3 Нахождение значений выражений
Я решил 3 столбик и не допустил ошибок 3
Я решил 1 или 2 столбик и не допустил ошибок 2
Я допустил ошибки 1
4 Решение задач
Я смог правильно решить 3 задачу 3
Я смог правильно решить 1 или 2 задачу 2
Я допустил ошибки 1
5 Составление слов*
Я смог сам составить 4 слова и выбрать «лишнее» 3
Я составил слова с помощью соседа 2
Я составил не все слова 1
Примечание: учащиеся обводят баллы после выполнения и проверки заданий. Учитель даёт критерии оценки.
15-13 баллов – отлично
12-10 баллов – хорошо
9-7 баллов – удовлетворительно
Задание № 1
14 – 10 = 46 + 30 = 30 + 4 + 2 =
49 – 40 = 57 – 37 = 16 – 2 + 2 =
20 + 8 = 82 – 51 = 19 – 3 – 11 =
Задание № 1
14 – 10 = 46 + 30 = 30 + 4 + 2 =
49 – 40 = 57 – 37 = 16 – 2 + 2 =
20 + 8 = 82 – 51 = 19 – 3 – 11 =
Задание № 1
14 – 10 = 46 + 30 = 30 + 4 + 2 =
49 – 40 = 57 – 37 = 16 – 2 + 2 =
20 + 8 = 82 – 51 = 19 – 3 – 11 =
Задание № 2
Задачи
а) Когда из мешка отсыпали 3 кг крупы, в нём осталось 6 кг. Сколько крупы было в мешке?
б) У Юры было 12 значков, а у Пети 16 значков. У кого из мальчиков значков меньше и на сколько?
в) В первом бидоне 4л молока, а во втором на 2л больше. Сколько литров молока в двух бидонах?
Задание № 2
Задачи
а) Когда из мешка отсыпали 3 кг крупы, в нём осталось 6 кг. Сколько крупы было в мешке?
б) У Юры было 12 значков, а у Пети 16 значков. У кого из мальчиков значков меньше и на сколько?
в) В первом бидоне 4л молока, а во втором на 2л больше. Сколько литров молока в двух бидонах?
Задание № 3
Г И Ф Ы Р У
Н О Ф Е К А Т
Д А Ч А З А
Ц А Р Ф И
Технологическая карта учащегося 1-в класса
___________________________________________________
1 Математический диктант баллы
Я не допустил ошибок 3
Я допустил одну-две ошибки 2
Я допустил более двух ошибок 1
2 Составление равенств
Я составил правильно 4 равенства 3
Я составил правильно 3 равенства 2
Я составил правильно 2 равенства 1
3 Нахождение значений выражений
Я решил 3 столбик и не допустил ошибок 3
Я решил 1 или 2 столбик и не допустил ошибок 2
Я допустил ошибки 1
4 Решение задач
Я смог правильно решить 3 задачу 3
Я смог правильно решить 1 или 2 задачу 2
Я допустил ошибки 1
5 Составление слов*
Я смог сам составить 4 слова и выбрать «лишнее» 3
Я составил слова с помощью соседа 2
Я составил не все слова 1
__________________________________________________________________