Рабочая программа по башкирской литературе 9 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школаим. Файзуллы Султанова с.Исянгулово муниципального района
Зианчуринский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
Руководитель МО
________/ Н.Я.Юлдашбаев /
Протокол № 1 от
« 25 » августа 2015 г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
______/Р.М. Трубкулова /
« 25 » августа 2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
__________/ В.К. Юланов /
приказ № 108
от_26 августа 2015г.
02 - 21
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету башкирская литература
Класс 9 авУчитель Юлдашбаев Наиль Яхиевич
Количество часов по программе – 70 часов
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
Рабочая программа по башкирской литературе для 9 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
Закона Республики Башкортостан от 1.07.2013 года №696-3(Статья 6.) «Об образовании в Республике Башкортостан», принятый Государственным Собранием-Курултаем Республики Башкортостан 27.06.2013года;
Закон Республики Башкортостан от 15.02.99 г. №216-з (ред. от 03.11.2006) «О языках народов Республики Башкортостан» (Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 21.01.1999);
Закон Российской Федерации от 02.07.2013г. №185-ФЗ «О языках народов Российской Федерации»;
Указа Президента РФ от 19.12.2012 №1666 «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года»;
Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. №718 г. Москвы "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (на2014-2020 годы)"
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва;
Постановления главного государственного санитарного врача №189 от 29.12.2010г. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России от 03.03.2011 г.;
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004г.);
Основной общеобразовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ им.Ф.Султанова с.Исянгулово МР Зианчуринский район РБ;
Примерной программы по башкирской литературе, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Авторской программы по башкирскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Гималовой, Г.Хусаинова, А.Байгарина.. Программы по башкирской литературы. 5-11 классы. Уфа: Инфрмреклама, 2008.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 г. №253;
Учебника «Башкирский язык и литература литература”. 10 кл.: учебник по башкорскому языку и литературы для учащихся-башкир 10 класса с русским языком обучения. / Д.С.Тикеев, Б.Б. Гафаров, Ф.А. ХуснутдиноваМ.Г. Гималова. – Уфа: Китап, 2006.;
Положения МОБУ СОШ им.Ф.Султановас.Исянгулово о рабочей программе № 88 приказ от 13.08.2015 г.;
Учебного плана МОБУ СОШ им.Ф.Султанова с.Исянгулово, утвержденного приказом № ____ от «____»________________2015 г. .
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами башкирского литературного языка.
На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд башкирской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
− выразительное чтение художественного текста;
− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
− анализ и интерпретация произведения;
− составление планов и написание отзывов о произведениях;
− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и родного языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение башкирского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с башкирским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.
И башкирский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность обучающихся.
Место данного предмета в учебном плане ОУ
Место предмета «Башкирская литература» в учебном плане МОБУ СОШ имени Ф.Султанова с.Исянгулово. Региональный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературе в 9 классе – 68 часов ( 2 часа в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Ценностные ориентиры содержания предмета
На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования , целями изучения литературы в основной школе являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися,
установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (села, района) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения УУД, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Основное содержание предмета учебного плана (далее на башкирском языке):
Инеш. Башҡорт халыҡ ижады. “Урал батыр” эпосы. Уның боронғолоғо, мифологик нигеҙе. Төп идеяһы. Кешенең бөйөклөгө, тәбиғәт менән халыҡтың үлемһеҙлеге темаһының сағылышы. Урал һәм Шүлгән образдары. Ҡобайырҙың художество үҙенсәнлектәре. Эпостың донъя мәҙәниәтендә тотҡан урыны. “Иҙеүкәй менән Мораҙым” эпостары. Тарих һәм халыҡ эпостары. Азатлыҡты яҡлап хандарға көрәш сағылышы. Иҙеүкәй образы. Һабрау – башҡорт халыҡ йырауы. Әҫәрҙең композицияһы. Теле һәм стиле. (5с)
Боронғо әҙәби ҡомартҡылары. Боронғо төркиҙәр һәм уртаҡ төрки әҙәбиәт. Башҡортостанда боронғо ҡулъҙма әҙәбиәт. Китап күсереүсе оҫталар. Мәхмүд Ҡашғари.( Диуану лүғәт әт-түрк...) Йософ Баласағуни. (Ҡутадғу билиг. Уғыҙнамә. Ҡорҡо-ата.) Ҡол Ғәли.(Ҡисса-и Йософ.) Буҙйегет. Әҫәрҙәрҙең сюжеты, теле, образдар системаһы.(3с)
Урта быуат әҙәби ҡомарҡылары. Урта быуаттар төрки әҙәбиәтенең Көнсығыш классик әҙәбиәте менән бәйләнеше. Ҡотб. “ Хөсрәү вә Ширин” поэмаһының ҡыҫҡаса йөкмәткеһе. Сәйф Сараи.”Гөлостан бит-төрки” поэмаһы тураһында. Хәрәзми.”Мөхәббәтнамә” әҫәре. Хөсәм Кәтиб. “Жөжжөмә солтан” әҫәре. Әҫәрҙәрҙең идея-тематик йөкмәткеһе, тел-стиль, поэтик үҙенсәнлектәре. Дастан жанры. (3с)
Милли-колониаль иҙеүгә ҡаршы көрәш. Азатлыҡ өсөн көрәш һәм уның ауыҙ-тел ижадында сағылышы. Халыҡ публицистикаһы. Батыршаның батшаға яҙған хаты. Идеяһы һәм тел үҙенсәнлектәре. Хаттың йәшәйеше. Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу. Бәхтиәрнамә. Халыҡ ижады һәм сюжет. Дастанлыҡ традициялары. Ҡулъяҙма әҙәбиәттең роле. (2с)
Йырауҙар ижады. Һабрау. Һабрауҙың Уралға төбәп әйткәне. Һабрауҙың ир-егеттәргә әйткәне. Асан Ҡайғы. Асан-ата йыры. Ҡаҙтуған йырау. Уларҙың тормошо һәм ижады тураһында айырым мәғлүмәттәр, риүәйәттәр. Был йырауҙарҙа һүҙ оҫталығы һәм музыкаллек һәлләттәренең берләшеүе. (2с)
Сәсәндәр ижады. Сәсәнлек сәнғәте. Сәсәндәр йыраусылыҡ ижадын дауам итеүе. Ҡабағош сәсән. Аҡмырҙа сәсән менән Ҡобағош сәсәндең әйтешкәне. Ҡарас сәсән. Ҡарас батыр һәм сәсән тураһында хикәйәт. Ҡарас менән Аҡша. Ерәнсә сәсән. Ерәнсә сәсәндең Әбделхәйер ханға әйткәне. Байыҡ сәсән. Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аҡыны Бохар менән әйтешкәне. Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне. Буранбай-Йәркәй сәсән. Бөҙрә тал. Ялан Йәркәй. Ишмөхәмәт сәсән. Саңды үҙәк. Бүҙекәй кантон. Ғәбит сәсән. Иҙел менән Яйыҡ. Сәсәндәр ижадында фольклор һәм әҙәбиәт ижадының сағылышы. (5с)
Салауат Юлаев ижады. Салауаттың тормошо һәм яҙмышы. Салауат – башҡорт халҡының легендар батыры һәм сәсән шағиры. Ижады: Яу. Тирмәмдә. Уҡ. Зөләйхә. Һандуғас. Бүгәсәүгә ҡушылып, ир-батырға ҡуш булып. Шиғырҙарының һаҡланыу тарихы. Әҫәрҙәренең идея-тематикаһы. Тыуған тәбиғәтте һөйөү, азатлыҡ өсөн көрәш, батырлыҡ, кешелеклелек. Шиғырҙарыныңь поэтик үҙенсәнлектәре. (3с)
Суфыйсылыҡ ижады. Әҙәбиәттәге ике йүнәлеш. Халыҡсан әҙәби йүнәлеш. Дини-рухани йүнәлеш. Дини-рухани йүнәлештең электән килгән тамырҙары. Уның тарихи, социаль ерлеге. Суфыйсылыҡтың был осорҙағы сағылышы. Күренекле вәкилдәре. Тажетдин Ялсығол. Тормошо. Сәйәхәттәре. Рисалиә Ғәзизә. Тарихнамәи Болғар. Әҫәрһәрҙең йөкмәткеһе. Ғәбрәхим Усман. Томошо. Мөһиммәт әз-заман. Фекерҙәрҙе пакландырыусы файҙалы кәңәштәр. (2с)
Башҡортостан һәм рус яҙыусылары. Башҡорт фольклорын йыйыуҙа рус әҙиптәре һәм ғалимдары. (Р.Игнатьев, С.Рыбаков, Ф.Нефедов, М.Лоссиевскийҙарҙың хеҙмәттәренә ҡылыҡһырлама.) А.Пушкиндың әҫәрҙәрендә башҡорт халҡы тарихының фажиғәле һәм азатлыҡ көрәше биттәре сағылышы. Л. Толстойҙың әҫәрҙәрендә башҡорт халҡы тормошо сағылышы. Н.Крашенинниковтың тормош юлы һәм ижадына характеристика. (1с)
Ғәли Соҡорой. Томош юлы менән танышыу. Шәжәрәһе. Уның поэтик яҙмаһы. Тәуарих Болғария әҫәре. Шиғырҙары. (1с)
Мифтахетдин Аҡмулла. Аҡмулланың тормош юлы. Шиһабетдин Мәржәни мәрҫиәһе. Урыным – зиндан. Инсафлыҡ. Мәжлесенә ҡарай ғына. Нәсихәттәр. Шиғыр-ҡобайырҙары. Бәхет. Ҡәнәғәт. Донъя. Тиһеңме. Уяныу. Бәдбәхеткә һүҙем үтмәҫ. Шиғырҙарҙың идея-тематикаһы. Проблематикаһы. (4с)
Мөхәмәтсәлим Өмөтбаев. Тормошо, ғилми, әҙәби һәм ижтимағи эшмәкәрлеге. Старшина булып эшләүе. Мәғрифәтсе һәм ғалим.Тәржемәсе. Шиғырҙарының тематикаһы. Поэтик эшләнеше. “Йомран иле” шиғыры. “Үткән заманда башҡорт ҡыҙҙарының оҙатылыуы” шиғырының этнографик белем биреү яғынан әһәмиәте. “Ҡайыш илә Йүкә” мәҫәле. Әҫәрҙең идея-художество ҡиммәте. Аллегорик мәғәнәһе. “Башҡорттар” мәҡәләһе. (3с)
Ризаитдин Фәхретдин. Тормошо. Мәҙрәсәлә уҡыуы, уҡытыуы. Дини эшмәкәрлеге. Мәғрифәтсе. Сәлимә һәм Әсмә әҫәрҙәре. Йөкмәткеһе, сюжеты, идея-тематекаһы. Жанр үҙенсәнлеге. “Сәлимә” һәм “Әсмә” образдары. (3с)
Сафуан Яҡшығолов. Башҡорт ағаларыма хитап. Дим буйы. Туған халҡының вайымһыҙлығы, наҙанлығы хаҡында борсолоуы. Туған тәбиғәттән, башҡорттарҙы ерҙәренән яҙҙырыуға ҡаршы мотивтар.(2с)
Ф. Сөләмәнов. (3с)
Мәжит Ғафури. Тормош юлы. Ижады. Себер тимер юлы. Бөтһөн импириалистик һуғыш. Икмәк. Ант. Аждаһа. Бир ҡулыңды. Шиғырҙарының идея-тематикаһы. Поэтик эшләнеше. Шиғырҙарының теле һәм стиле. Шағирһың алтын приискыһында. Автобиографик әҫәр. Образдар системаһы. Сюжеты һәм композицияһы. (6с)
Шәйехзада Бабич. Тормошо һәм ижад юлы. Халҡым өсөн. Кем өсөн. Бер минут. Көрәшеп үткәр ҡыҫҡа ғүмереңде. Көтәм. Йәшәһен эшселәр. Бай һәм ярлы. Әйҙә, милләт. Башҡортостан. Башҡорт халҡына көйлө хитап. Салауат батыр. Көтмәҫтән. Яҙғы йыр. Беҙ. Ғазазил. Шиғырҙарыныү идея-тематикаһы. Теле. Стиле. Юмор һәм сатираһы. (4с).
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности обучающихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Основным индикатором достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль русской литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты башкирского национального характера в героях произведений устного народного творчества;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать произведения УНТ, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для произведений УНТ художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении УНТ, обосновывая свой выбор;
- сочинять произведения и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов , определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Основные виды устных и письменных работ
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Возрастающие требования к воспитанию молодежи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют решительного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления процентомании.
Большое воспитательное значение имеет объективная, правильная и своевременная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Она способствует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требовательность учащихся к себе, правильную их самооценку, честность, правдивость, в. то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлетворенность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможностей, формированию у некоторых школьников иждивенческой психологии, потребительского отношения к жизни.В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических задач, строго следовать установленным нормативам.
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Оценка устных ответов учащихсяУстный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Оценка сочинений Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание
работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов Допускаются: 2 орфографические и
2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
(в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
«2» 1.Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,
а также 7 грамматических ошибок
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Тематическое планирование
9 класс. Башҡорт әҙәбиәте. Аҙнаһына 2 сәғәт, йылына 68 сәғәт. Әҫәрҙең тексын өйрәнеү – 54 сәғәт. Һөйләү һәм яҙыу телмәрен үҫтереү өсөн – 9 сәғәт. Синыфтан тыш уҡылған әҫәрҙәр буйынса әңгәмә – 5 сәғәт.
№ Тема Сәғәт һаны Үткәрелеү ваҡыты Контроль эш (диктант, изложение, инша)
Уҡыусылар эшмәкәрлеге төрөнә характеристика
Планлаштырылған дата Фактик дата Башҡорт халыҡ ижады. 5 1 -
5 Урал батыр
Мораҙым менән Иҙеүкәй. 1
1
1
1
1 Урал батыр” эпосын өйрәнеү. Уның боронғолоғо, мифологик нигеҙе. Төп идеяһы тураһында фекер йөрөтөү. Кешенең бөйөклөгө, тәбиғәт менән халыҡтың үлемһеҙлеге темаһының сағылышы. Урал һәм Шүлгән образдары. Ҡобайырҙың художество үҙенсәнлектәре. Эпостың донъя мәҙәниәтендә тотҡан урыны. “Иҙеүкәй менән Мораҙым” эпостары. Тарих һәм халыҡ эпостары. Азатлыҡты яҡлап хандарға көрәш сағылышы. Иҙеүкәй образы. Һабрау – башҡорт халыҡ йырауы. Әҫәрҙең композицияһы. Теле
һәм стиле буйынса әңгәмә үткәреү.
Боронғо әҙәби ҡомартҡылар 3 6 - 8 Мәхмүд Ҡашғари
Йософ Баласағуни
Ҡол Ғәли 1
1
1 Боронғо төркиҙәр һәм уртаҡ төрки әҙәбиәт менә танышыу.. Башҡортостанда боронғо ҡулъҙма әҙәбиәт. Китап күсереүсе оҫталар. Мәхмүд Ҡашғари.( Диуану лүғәт әт-түрк...) Йософ Баласағуни. (Ҡутадғу билиг. Уғыҙнамә. Ҡорҡо-ата.) Ҡол Ғәли.(Ҡисса-и Йософ.) Буҙйегет. Әҫәрҙәрҙең сюжеты, теле, образдар системаһы буйынса әңгәмә, фекер йөрөтөү.
Урта быуат әҙәби ҡомартҡылары 3 9 - 11. Ҡотоб.
Сәйф Сараи
Хәрәзми. Хөсәм Кәтиб 1
1
1 Урта быуаттар төрки әҙәбиәтенең Көнсығыш классик әҙәбиәте менән бәйләнеше. Ҡотб. “ Хөсрәү вә Ширин” поэмаһының ҡыҫҡаса йөкмәткеһе. Сәйф Сараи.”Гөлостан бит-төрки” поэмаһы тураһында. Хәрәзми.”Мөхәббәтнамә” әҫәре. Хөсәм Кәтиб. “Жөжжөмә солтан” әҫәре. Әҫәрҙәрҙең идея-тематик йөкмәткеһе, тел-стиль, поэтик үҙенсәнлектәре. Дастан жанры.
Милли-колониаль иҙеүгә ҡаршы көрәш 2 12 -13. Батыршаның батшаға яҙған хаты
Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу. Бәхтиәрнамә 1
1 Азатлыҡ өсөн көрәш һәм уның ауыҙ-тел ижадында сағылышы. Халыҡ публицистикаһы. Батыршаның батшаға яҙған хаты. Идеяһы һәм тел үҙенсәнлектәре. Хаттың йәшәйеше. Ҡуҙыйкүрпәс менән Маянһылыу. Бәхтиәрнамә. Халыҡ ижады һәм сюжет. Дастанлыҡ традициялары. Ҡулъяҙма әҙәбиәттең роле тураһында әңгәмә үткәреү, фекер үҫтереү.
Йырауҙар ижады 2 14.
15. Һабрау
Асан Ҡайғы 1.
1. Һабрау. Һабрауҙың Уралға төбәп әйткәне. Һабрауҙың ир-егеттәргә әйткәне. Асан Ҡайғы. Асан-ата йыры. Ҡаҙтуған йырау. Уларҙың тормошо һәм ижады тураһында айырым мәғлүмәттәр, риүәйәттәр менән танышыу.. Был йырауҙарҙа һүҙ оҫталығы һәм музыкаллек һәлләттәренең берләшеүе.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22 - 23. Сәсәндәр ижады.
Ҡобағош сәсән
Ҡарас сәсән
Ерәнсә сәсән
Байыҡ сәсән
Буранбай-Йәркәй сәсән
Ишмөхәмәт сәсән
Бәйләнешле телмәр үҫтереү 1
1
1
1
1
1
1
1 Инша. Сәсәнлек сәнғәте. Сәсәндәр йыраусылыҡ ижадын дауам итеүе. Ҡабағош сәсән. Аҡмырҙа сәсән менән Ҡобағош сәсәндең әйтешкәне. Ҡарас сәсән. Ҡарас батыр һәм сәсән тураһында хикәйәт. Ҡарас менән Аҡша. Ерәнсә сәсән. Ерәнсә сәсәндең Әбделхәйер ханға әйткәне. Байыҡ сәсән. Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аҡыны Бохар менән әйтешкәне. Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне. Буранбай-Йәркәй сәсән. Бөҙрә тал. Ялан Йәркәй. Ишмөхәмәт сәсән. Саңды үҙәк. Бүҙекәй кантон. Ғәбит сәсән. Иҙел менән Яйыҡ. Сәсәндәр ижадында фольклор һәм әҙәбиәт ижадының сағылышы
Салауат Юлаев ижады 3 24.
25.26.
27 - 28. Тормош һәм у юлы.
Шиғырҙары.
Салауат телмәре
Бәйләнешле телмәр үҫтереү 1
1
1
1
1 Инша. Салауаттың тормошо һәм яҙмышы. Салауат – башҡорт халҡының легендар батыры һәм сәсән шағиры. Ижады: Яу. Тирмәмдә. Уҡ. Зөләйхә. Һандуғас. Бүгәсәүгә ҡушылып, ир-батырға ҡуш булып. Шиғырҙарының һаҡланыу тарихы. Әҫәрҙәренең идея-тематикаһы. Тыуған тәбиғәтте һөйөү, азатлыҡ өсөн көрәш, батырлыҡ, кешелеклелек. Шиғырҙарының поэтик үҙенсәнлектәре.
Белемдәрен системаға һалыу, фекер йөрөтөргә өйрәтеү, яҙыу оҫталыҡтарын камиллаштырыу.
Суфыйсылыҡ ижады 2 29.
30. Тажетдин Ялсығол
Ғәбдрәхим Усман 1
1 Әҙәбиәттәге ике йүнәлеш, уларҙы сағыштырыу. Халыҡсан әҙәби йүнәлеш. Дини-рухани йүнәлеш. Дини-рухани йүнәлештең электән килгән тамырҙары. Уның тарихи, социаль ерлеге. Суфыйсылыҡтың был осорҙағы сағылышы. Күренекле вәкилдәре. Тажетдин Ялсығол. Тормошо. Сәйәхәттәре. Рисалиә Ғәзизә. Тарихнамәи Болғар. Әҫәрҙәрҙең йөкмәткеһе. Ғәбрәхим Усман. Томошо. Мөһиммәт әз-заман. Фекерҙәрҙе пакландырыусы файҙалы кәңәштәр.
31. Башҡортостан һәм рус яҙыусылары
1 Башҡорт фольклорын йыйыуҙа рус әҙиптәре һәм ғалимдары. (Р.Игнатьев, С.Рыбаков, Ф.Нефедов, М.Лоссиевскийҙарҙың хеҙмәттәренә ҡылыҡһырлама.) А.Пушкиндың әҫәрҙәрендә башҡорт халҡы тарихының фажиғәле һәм азатлыҡ көрәше биттәре сағылышы. Л. Толстойҙың әҫәрҙәрендә башҡорт халҡы тормошо сағылышы. Н.Крашенинниковтың тормош юлы һәм ижадына характеристика.
32. Ғәли Соҡорой 1 Томош юлы менән танышыу. Шәжәрәһе. Уның поэтик яҙмаһы. Тәуарих Болғария әҫәре. Шиғырҙары
Мифтахетдин Аҡмулла. 6 33.34 - 36.
37 - 38. Тормош юлы.
Шиғырҙары.
Бәйләнешле телмәр үҫтереү. 1
1
1
1
1
1 Инша. Аҡмулланың тормош юлы. Шиһабетдин Мәржәни мәрҫиәһе. Урыным – зиндан. Инсафлыҡ. Мәжлесенә ҡарай ғына. Нәсихәттәр. Шиғыр-ҡобайырҙары. Бәхет. Ҡәнәғәт. Донъя. Тиһеңме. Уяныу. Бәдбәхеткә һүҙем үтмәҫ. Шиғырҙарҙың идея-тематикаһы. Проблематикаһы
Белемдәрен системаға һалыу, фекер йөрөтөргә өйрәтеү, яҙыу оҫталыҡтарын камиллаштырыу
Мөхәмәтсәлим Өмөтбаев 3 39.40.
41. Тормош юлы
Шиғырҙары
Башҡорттар 1
1
1 Тормошо, ғилми, әҙәби һә ижтимағи эшмәкәрлеге. Старшина булып эшләүе. Мәғрифәтсе һәм ғалим.Тәржемәсе. Шиғырҙарының тематикаһы. Поэтик эшләнеше. “Йомран иле” шиғыры. “Үткән заманда башҡорт ҡыҙҙарының оҙатылыуы” шиғырының этнографик белем биреү яғынан әһәмиәте. “Ҡайыш илә Йүкә” мәҫәле. Әҫәрҙең идея-художество ҡиммәте. Аллегорик мәғәнәһе. “Башҡорттар” мәҡәләһе
Ризаитдин Фәхретдин 3 42.43.44. Тормош юлы
Сәлимә
Әсмә 1
1
1 Тормошо. Мәҙрәсәлә уҡыуы, уҡытыуы. Дини эшмәкәрлеге. Мәғрифәтсе. Сәлимә һәм Әсмә әҫәрҙәре. Йөкмәткеһе, сюжеты, идея-тематекаһы. Жанр үҙенсәнлеге. “Сәлимә” һәм “Әсмә” образдары
Сафуан Яҡшығолов 2 45.46. Башҡорт ағаларыма хитап
Дим буйы 1
1 Башҡорт ағаларыма хитап. Дим буйы. Туған халҡының вайымһыҙлығы, наҙанлығы хаҡында борсолоуы. Туған тәбиғәттән, башҡорттарҙы ерҙәренән яҙҙырыуға ҡаршы мотивтар
Ф. Сөләмәнов 3 47.48.49. Башҡорт моңо
Тимербай ҡурайсы
Салауат батыр 1
1
1 Әҙиптең тормош юлы менән танышыу. Шиғырҙары һәм хикәйәһенең йөкмәткеһе менән танышыу, идеяһына ярашлы фекер йөрөтөргә өйрәнеү.
Мәжит Ғафури 6 50 51 - 55
56 - 57. Тормош юлы
Шиғырҙары
Шағирҙың алтын приискыһында
Бәйләнешле телмәр үҫтереү 1
1
1
1
1
1
1
1 Инша. Тормош юлы. Ижады. Себер тимер юлы. Бөтһөн импириалистик һуғыш. Икмәк. Ант. Аждаһа. Бир ҡулыңды. Шиғырҙарының идея-тематикаһы. Поэтик эшләнеше. Шиғырҙарының теле һәм стиле. Шағирһың алтын приискыһында. Автобиографик әҫәр. Образдар системаһы. Сюжеты һәм композицияһы
Белемдәрен системаға һалыу, фекер йөрөтөргә өйрәтеү, яҙыу оҫталыҡтарын камиллаштырыу
Шәйехзада Бабич 4 58.59 - 61.
62 - 63. Тормош юлы
Шиғырҙары
Бәйләнешле телмәр үҫтереү 1
1
1
1
1
1 Инша. Тормошо һәм ижад юлы менә танышыу.. Халҡым өсөн. Кем өсөн. Бер минут. Көрәшеп үткәр ҡыҫҡа ғүмереңде. Көтәм. Йәшәһен эшселәр. Бай һәм ярлы. Әйҙә, милләт. Башҡортостан. Башҡорт халҡына көйлө хитап. Салауат батыр. Көтмәҫтән. Яҙғы йыр. Беҙ. Ғазазил. Шиғырҙарыныү идея-тематикаһы. Теле. Стиле. Юмор һәм сатираһы.
Белемдәрен системаға һалыу, фекер йөрөтөргә өйрәтеү, яҙыу оҫталыҡтарын камиллаштырыу
64 - 68. Кластан тыш уҡыу 1
1
1
1
1 Методические пособия для учащихся при изучении башкирской литературы
1. Аслаев Т. Х., Атнагулова С.В. Сюжетные картинки для развития речи. Уфа: Книга,1996.
2. Аудио-видео пособия по башкирской литературе.- Уфа,2005.
3. Башҡорт теле,башҡорт әҙәбиәте .Электрон дәреслектәр.7-9,10-11,педколледждар өсөн.
4. З.М Габитова, Х.А.Тулумбаев.Электронный учебник. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте.ru. Уфа,2006.
Материально-технические пособия
телевизор;
компьютер;
принтер;
DVD-проигрыватель.
Основная и дополнительная литература
1. Башҡорт теле (5-9) һәм әҙәбиәтенән 5-11) тест һорауҙары.И.Ә.Шарапов.Өфө-2012.
2. Башҡорт телен һәм әҙәбиәтен заманса уҡытыу.Уҡытыусылар өсөн ҡулланма.М.И.Баһаутдинова,Г.Н.Йәғәфәрова,Өфө,Китап,2012.
3. Башҡорт теле һәм туған әҙәбиәт дәрестәрен үҙ-ара бәйләнештә уҡытыу.М.Б.Юлмөхәмәтов, Өфө-2012
4. Башҡорт теле,башҡорт әҙәбиәте .Электрон дәреслектәр.7-9,10-11,педколледждар өсөн.
5.Лирик әҫәрҙәрҙе өйрәнеү.Б.Б.Ғафаров.Өфө,китап,2012
6. Әҙәбиәт уҡытыу методикаһы.Б.Б.Ғафаров.Өфө,Китап,2012.
7. Башкирско-русский словарь пословиц и поговорок. – Уфа: Книга, 1994.
8. Скороговорки, чистоговорки, считалочки. Составители: Исянгулова А.Ф., Давлеткулова Г.Ш. – Уфа: Рабочая династия, 2008.
9. Журналы: «Учитель Башҡортостана», «Акбузат», «Аманат».
10. Упражнения для физминуток. Методические пособия. Составители: Исянгулова Ә.Ф., Давлеткулова Г.Ш. – Уфа: Рабочая династия, 2008.
11. Русско-башкирский учебный словарь .Саяхова Л.Г., Ураксин З.Г. - Уфа: Китап, 2001.