Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Дикие животные


Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Дикие животные»
Подготовила:
Учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад№110 комбинированного
Вида» Ново-Савиновского района
г.Казань Дзык Марина Вадимовна
Казань-2013
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Дикие животные»
Цель: формирование лексико-грамматических средств речи.
Задачи:
1.Образоватльные: систематизирование знаний о диких животных, о месте их проживания; расширение словаря глагольной лексикой «кто как передвигается»; закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными, образовывать множественное число существительных; обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных; закрепление умения составлять сравнительно-описательные рассказы, рассказы по таблицам – схемам.
2.Коррекционно-развивающие: формирование зрительной памяти; развитие логического мышления и смысловой догадки.
3. Воспитательные: воспитание дисциплинированности, усидчивости и интереса к занятиям.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, картинки с изображением детенышей диких животных в единственном и множественном числе, картинка с изображением леса, картинка с изображением хвостов и ушей диких животных, схема к игра «Кто чем питается?», мнемнотаблицы для составления рассказа-описания.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами на прогулку в лес, но сначала вам нужно отгадать загадки, которые я для вас приготовила.
Игра «Отгадай загадку»
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
Кедровые орешки на дубе
Люблю их и грызу (белка).
Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее - … (лиса).
В берлоге спит зимою он,
А солнце станет греть весною
Просыпается коричневый … (медведь).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной. (Ёж.)
2.Введение в тему
Логопед выставляет картинки: белка, еж, лиса и медведь на доску и просит назвать детей - кто это одним словом: дикие животные.
Беседа:
- Ребята, а почему этих животных мы называем дикими? (потому что они не живут рядом с человеком, они живут в лесу).
Логопед выставляет на доску картинку леса
- Скажите мне, где же живут дикие животные? (в лесу).
- Давайте назовем этих животных. (Ответы детей).
По мере того как дети отвечают, на картинку с изображением леса прикрепляются фигурки животных.
-Молодцы, ребята, всех животных назвали, никого не забыли. А теперь давайте посмотрим на наш лес и вспомним где же конкретно живет каждый зверь? (дети ориентируясь по картинке отвечают).
Например: заяц живет под пнем, лиса живет в норе, белка живет в дупле, медведь живет в берлоге, волк живет в логове и т.д.
- А теперь скажите мне кто из животных меняет цвет шубки? (заяц, лиса). Кто сбрасывает рога? (лось, олень).
3. Игра «Кто чем питается?»
Детям раздаются картинки с изображением животных, на доске большая схема, в которой расположены картинки с изображением различного вида корма. Задача детей поднять руку и определить своего зверя в нужную ячейку.
- Ребята, давай накормим наших животных, но для этого нужно вспомнить чем каждый из них питается и поместить его к нужному корму. (Ответы детей по желанию).
Например: белка питается орехами, белка питается грибами, медведь питается мёдом, заяц питается травой и т.д.
4. Игра «Кто как передвигается и подает голос?»
Логопед показывает картинки животных и просит детей сказать кто как из зверей передвигается и как подает голос?
Например: Как передвигается медведь? (ходит, лазает, бегает, плавает).
Заяц – прыгает, скачет, бегает.
Вол и лиса - бегают.
Белка – прыгает, карабкается, бегает.
Еж – ходит, бегает, катится и т.д.
Волк– воет
Лиса – тявкает
Медведь – ревет
Мышь – пищит
Еж – фыркает
5. Игра «Кто мама?»
- Сейчас я вам буду показывать детенышей диких животных, только вот беда все они перепутались, давайте поможем каждому детенышу найти свою маму!
Логопед показывает карточки с детенышами в ед и множ. числе и просит назвать их маму.
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
-Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
6.Игра «Что не так?»
- Послушайте меня внимательно, найдите ошибку и скажите правильно
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У зайца –ежата. Они живут под кустом.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)7. ФизминуткаСтоит в поле теремок, теремок,
Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок.
Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок.
Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог?
Делают движения запястьями вперёд – назад.
Слева – зайка, справа – мишка –
Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку!
Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк –
Делают повороты головой.
Нажимайте на замок!
Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.
Разводят руки в стороны.
8.Игра «У кого что?»
Появляется картинка медведя
– Ох, и устал я. Так навеселился, что руки ломит– Ты что, Мишка!  Какие же у тебя руки? Это … (лапы)– И живот болит.– Не живот, а … (брюшко)– Ребята, а как же у меня называются  ногти?– Когти– А рот?– Пасть– А лицо?– Морда.
Затем логопед показывает картинку, на которой перепутаны уши и хвосты всех животных. Дети должны распределить где чье и назвать:
Лисий хвост, лисьи уши.
Заячий хвост, заячьи уши.
Волчий хвост, волчьи уши.
Беличий хвост, беличьи уши.
9. Игра «Кто больше, меньше?»
- Посмотрите на картинки и скажите какие по размеру бывают звери?
- Кто больше: медведь или волк, заяц или лиса, лось или медведь, белка или заяц?
- Кто меньше: волк или лось, лиса или белка, еж или мышка, волк или медведь?
10.Игра «Отгадай загадку-описание»
Логопед загадывает загадку-описание
-Мордочка у нее хитрая, усы длинные, ушки острые, шерстка рыжая, мохнатая, лапки с коготками, брюшко белое. Кто это? (лиса).
Затем предлагает придумать загадки детям.
11.Составление рассказа-описания по мнемотаблицеПеред детьми выставляются по очереди таблицы по составлению описательного рассказа про медведя, волка, лису и зайца, дети опираясь на схемы составляют предложения, по очереди, затем один из детей соединяет все перечисленное остальными детьми в один рассказ. Аналогично выполняются остальные рассказы про животных.
Например: Медведь живет в лесу в берлоге. Медведь больше лисы, зайца и волка. Медведь любит кушать мед, малину. Медведь не любит кушать желуди, огурец, яблоко и т.д.
12.Итог занятия.
На доске снова выставлена картинка леса с фигурками животных.
-Ну вот и пора нам возвращаться из нашего путешествия по лесу. Что вы нового узнали про диких животных? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным для вас?
Все ребята молодцы, все постарались сегодня на занятии!
Приложение
Игра «Кто что ест?»