Технологические карты по естествознанию для средней группы


Технологическая карта ОУД
Средняя группа
Білім беру бөлімі - Образовательная область: Познание
Бөлімшесі - Раздел: Естествознание
Тақырыбы – Тема: «В шубах и шапках» (растения зимой)
Мақсаты - Цель:  Повторить сезонные признаки. Познакомить детей с жизнью растений зимой. Воспитывать желание замечать красоту зимней природы
П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.
Оборудование: 
Билингвальный компонент: морозная-аязды; ветренная-желді; холодная-суықты; лед-мұз; тает-ериді; похолодало-суықтады; природа-табиғат.
Іс - әрекет кезендеріЭтапы деятельности Тәрбиешінің іс - әрекеті
Действия воспитателя Балалардың іс - әрекеті
Деятельность детей
Мотивациялық – қозғаушы
Мотивационно – побудительный Сюрпризный момент
-Ребята нам пришло письмо, давайте мы с вами прочитаем что там написано
 - В письме приглашение  совершить путешествие в страну природы.
-Ребята пойдем в путешествие в страну природы? Проявляют интерес.
Осознают значимость путешествия – узнать что-то новое
Ребята соглашаются с воспитателем
Іздену – ұйымдастырушы
Организационно – поисковый 1.Экскурсия на природу
а) Предлагаю детям отправится на природу
-Ребята какое сейчас время года?
-Сколько месяцев во времени года зима?
-Назовите первый месяц?
-Второй месяц?
-Последнии месяц времени года зима?
-Назовите признаки зимы?
- Какая погода сегодня?
-А почему люди начали одеватся теплее?
-А что происходит с растениями зимой?
Объясняю,что зимой деревья спят с наступлением весны вся природа пробуждается.
-Чем покрылась земля и деревья?
-Какого цвета у нас снег?
-Назовите качества снега?
- Ребята скажите мне что бы случилось, если потеплело?
-А после если резко похолодает что будет с землей?
-А почему он покроется льдом? Дети соглашаются.
-Сейчас время года зима.
-Зимой три месяца.
-Первый месяц зимы декабрь.
-Второй месяц январь.
-Последнии месяц зимы февраль.
Дети называют признаки зимы.
-Погода  холодная, ветренная.
-Потому что на улице холодно.
-Растения на зиму засыпают.
-Земля и деревья  покрылись снегом.
-Снег белого цвета.
-Снег холодный, рыхлый, белый, и т.д.
-Снег бы растаял.
-Земля покроется льдом.
Дети высказывают свое мнения
б) П/игра «У медведя во бору» Дети играя в игру, соблюдают правила игры, повторяют слова за воспитателем.
Словарная работа Дети повторяют слова за воспитателем; морозная-аязды; ветренная-желді; холодная-суықты; лед-мұз; тает-ериді; похолодало-суықтады; природа-табиғат.
Д\Игра  «Что относится к природе?» Дети внимательно слушая воспитателя угадывают что относится к природе ,а что сделано руками человека.
Итог занятия
Хвалю и благодарю детей за очень интересный урок
*У кого мы были в гостях?
*Что запомнили?
*Как надо вести в природе, чтобы никому не навредить? Отвечают на вопросы
Делятся впечатлениями
Күтілетін нәтиже – Ожидаемый результат:
Өндіреді- Воспроизводят: простейшие изменения в природе, погоде, в растительном мире, одежде людей.
Түсінеді -Понимают: представления о времени года зима
Қолданады -Применяют: бережное отношение к растениям, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением
Технологическая карта ОУД
Средняя группа
Білім беру бөлімі - Образовательная область: Познание
Бөлімшесі - Раздел: Естествознание
Тақырыбы – Тема: «Домашние животные –друзья человека»
Мақсаты - Цель: Систематизировать представления детей о домашних животных. Устанавливать взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. Воспитывать желание помогать взрослым по уходу за домашними животными.
П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а. Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных..Чтение художественной литературы.Рассматривание схемы-модели «Животные».
Оборудование: игрушки, картинки домашних животных, маски ,Билингвальный компонент: 
Іс - әрекет кезендеріЭтапы деятельности Тәрбиешінің іс - әрекеті
Действия воспитателя Балалардың іс - әрекеті
Деятельность детей
Мотивациялық – қозғаушы
Мотивационно – побудительный . И г р о в о й   с ю р п р и з н ы й   м о м е н т.
В группу приходит Курочка Ряба. Спрашивает у детей, помнят ли они, из какой она сказки и с кем она живет. Приглашает к себе в гости познакомиться со своими друзьями.
Приветсвуют Курочку.
Отвечают из какой сказки.
Дети отправляются в деревню.
Іздену – ұйымдастырушы
Организационно – поисковый «У бабушки в деревне».
Воспитатель в роли бабушки (знакомит со своими животными).
Б е с е д а:
– Кто это? (Показывает игрушки кролика, утки, картинки.)
– Как называется взрослое животное?
– Как называются детеныши? Чем отличаются кролики от уток?
– Давайте дадим описание внешнего вида животных.
Бабушка рассказывает, как она ухаживает за своими животными, и просит детей помочь ей покормить животных.
Д и д а к т и ч е с к а я  и г р а «Кто что ест?».
И г р а «Какую пользу приношу?».
Подходят к конюшне. Бабушка рассказывает о лошади, а дети помогают (картинка): большое и сильное животное, которое используется для перевозки тяжестей
Бабушка. Дед чистит стойло, моет и чистит лошадь, кормит ее овсом и сеном (рассмотреть корм), поит чистой водой.
И г р а - и м и т а ц и я - з в у к о п о д р а ж а н и е «Лошадки»:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Б е с е д а   о  с о б а к е.
Подходят к избе. Рядом с избой маленький домик – будка. Курочка говорит, что боится это животное потому, что часто рычит, громко лает, у него острые зубы.
– Кто это? 
Бабушка. Не бойтесь, она на своих не лает, а вы ведь свои.
Р а б о т а   п о  к а р т и н ке  «Собака со щенятами».
– Кто это? Что видите возле будки? 
– Как вы думаете, что любит собака? Как вы догодались?
– Как помогает собака деду с бабкой?
– Как они заботятся о ней?
Курочка. Пойдемте к тому, кого я не боюсь. Она не лает, только мурлыкает, такая пушистая, мягкая. Кто это? 
– Как выглядит кошка?
– Что любит?
О т г а д ы в а н и е  з а г а д о к.
Молоко пьет, песенки поет.
Чисто умывается,
А с водою не знается.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Под полом таится,
Кошки боится. (Мышь.) Называют животных.
Ответы детей.
Находят отличия.
Описывают животных.
Дети к картинкам животных подбирают корм и рассказывают, чем кого покормили.
Дети выбирают себе шапочки животных и от имени выбранного животного рассказывают, какую пользу человеку они приносят
 (Дети описывают внешний вид.)
(Собака.)
Дети с опаской подходят тихо к будке.
(Миска, кость.)
Отвечают .(Дети рассказывают про кошку.)
Отгадывают загадки
Итог занятия
Курочка прощается
Хвалю и благодарю детей за очень
*У кого мы были в гостях?
*Что запомнили?
*Как надо помогать ухаживать за животными? Отвечают на вопросы
Делятся впечатлениями
Күтілетін нәтиже – Ожидаемый результат:
Өндіреді- Воспроизводят: названия домашних животных
Түсінеді -Понимают: желание помогать взрослым по уходу за домашними животными.
Қолданады -Применяют: взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека
Технологическая карта организованной деятельности
Средняя группа
Образовательные области: Познание
Разделы: Естествознание
Тема: «Птицы зимой»
Цели: Уточнить представления о жизни зимующих птиц. Формировать желание помочь им. Воспитывать интерес и бережное отношение к зимующим птицам.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах.
Словарная работа: зимующиеЭтапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный. Круг «От сердца к сердцу».
Не забывайте подарить добро Соседям, родственникам, другу. Оно, как истинное волшебство, Вернется к вам по кругу. Дети выполняют упражнение. Передают по кругу «Щедрый мешочек», каждый дарит слова добра, любви.
Организационно-поисковый.
Беседа о зиме
- Земля и деревья тоже приготовились к зиме. А вы знаете как?  
-Дикие животные  и те приготовились к  встрече с зимой, а  вы знает как?
- Молодцы,  все знаете о зверях . А я хочу сейчас смотр птицам устроить. Что за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются  зимовать? Вы их знаете?  Назовите?
-  Правильно они остаются зимовать в наших краях. Как  мы их  называем  одним словом?
- Интересно мне узнать: как они выглядят, где живут, чем питаются и какие звуки издают?
-  Выбирайте  картинки , где  нарисованы зимующие птицы.
- Чем они похожи?  Что у них общего?
- Как их отличать друг от друга. Вот, например, кто это?
- А  как вы узнали, что это воробей, а не сорока?
- Прежде  всего птиц мы узнаем по цвету перьев. Воробей  серый с коричневой головой и перьями. А сорока - черно–белым оперением. Ёще птицы  отличаются по величине:  воробей- маленький, а сорока – большая.. У птиц  ёще клюв разный - у воробья- маленький, тоненький, твердый, к  концу заостренный; а у  сороки клюв изогнут книзу. Ёще у птиц разные хвосты -  у воробья - короткий, а у сороки – длинный. Они издают разные звуки:  воробей – чирикает, сорока стрекочет.    Где  зимуют воробьи?
- А  сорока  устраивает гнездо в густых ветвях деревьев или кустарников.
Гимнастика для глаз:
Наблюдаем  за маленькой птицей только глазками:
Птичка вправо полетела, (смотрят вправо)
Птичка  влево полетела.   (смотрят влево)
К нам на нос она присела, (смотрят на кончик носа)
Посидела, посидела,
И  куда - то полетела (смотрят вверх).
 Ребята, послушайте загадку:
Шапочка   черная,
Кофточка желтая.
Шустрая птичка
Птичка ….
Как выглядит  синичка? На  голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстук, спина желто- зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые. Они поют: синь-синь-синь-си-си.
Питаются насекомыми, едят столько сколько сами весят.
О какой птице эта загадка:
-Красногрудый, чернокрылый,
Любит  зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
-Почему эта птица называется снегирь?
От слова снег. Потому что они прилетают  перед первым снегом. Есть такая примета: снегири прилетели- значит завтра или послезавтра  пойдет снег.
Верх головы, крылья , хвост и пятно под клювом  черное, спина голубовато серая, брюшко у снегиря красное, а у  снегирихи – серое, клюв короткий, толстый
- Кто в беретке ярко красной?
 В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит,  стучит.
- Это пестрый дятел. У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и  вытаскивает  из- под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки. Дятла считают санитаром леса.
- Ребята вы запомнили кто как поет?
 
Какую пользу птицы приносят людям?Какие правила нужно выполнять, чтобы птицы жили спокойно и радовали нас?
Как и чем  мы можем помочь  птицам  зимой?
 Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Давайте мы сделаем и развесим кормушки. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят. Они замерзли, покрылись льдом.  
- Земля замерзла, покрылась снегом. Деревья сбросили  листочки, покрылись снегом.
У  всех зверей вырастает  теплая шерсть. Чтобы защищаться от хищников,  заяц  и белка меняют окраску. Белка запасает на зиму  орехи, грибы, шишки. К зиме барсук, медведь, ёж накапливают жир. Медведь  всю зиму спит в своей берлоге, барсук и ёжик  спят в своей норе.
Это -  воробьи,  вороны,  сороки,  снегири, чижи, дятлы, галки,  голуби.
- Зимующие птицы.
- У всех птиц тело покрыта перьями, два крыла, клюв, две ноги, хвост
Воробей.
Ответы детей.
- В щелях стен,  под крышами и ставнями  домов, в  заброшенных гнездах.
Выполняют движения глазками согласно тексту.
Отгадывают загадку.
Синичка
Снегирь
дятел
- Воробей – чирикает, сорока стрекочет, голуби- воркуют, ворона- каркает, клест- свистит.
Они спасают от вредителей деревья, поля огороды, радуют песнями, укрошают природу.
Сделать кормушки и подкармливать птиц.
Проявляют желание помочь птицам.
Рефлексивно-коррегирующий. -Каких птиц вы знаете?
-Почему ворона, сорока, снегирь и т.д зимующие птицы?
-Почему в зимний период надо помогать птицам? Дети подводят итог занятия, отвечая на вопросы.
Ожидаемые результаты:
Воспроизводят : название птиц;
Понимают : представление, о зимующих птицах;
Применяют : интерес и бережное отношение к зимующим птицам.
Технологическая карта организованной деятельности
Средняя группа
Образовательные области: Познание
Разделы: Естествознание
Тема: «Снег и его свойства»
Цели: Расширять представления детей о снеге. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям. Воспитывать любознательность.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет»  М. Познанской.
Оборудование: магнитная доска, снежинки из бумаги и на магнитах, таз со снегом, салфетки, тарелки, мешочек с крахмалом.
Словарная работа: снежинка, кристаллы, ледяной, водоем
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный. Звучит запись «хруст снега и шагов»
- Ребята, что это за звук?
- Это кто – то к нам спешит в гости.
- Я сейчас посмотрю. (иду к двери)
- Посмотрите, к нам в гости пришёл Лесовичёк, да и не с пустыми руками.
2. Он нам принёс конверт. Посмотрим, что в нём?
Загадка:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки) Проявляют интерес.
Желание узнать,что в конверте.
Отгадывают загадку.
Организационно-поисковый.
- Посмотрите, какая она красивая          
- Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет?    
- Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие печные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки, Я предлагаю вам тоже собрать снежинки.
   
- Посмотрите, все снежинки разные. Кто может прочитать стихотворение о снежинке?
- Что потом происходит со снежинками?
- Правильно, снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно - они тихо падают на землю.
- Сейчас мы с вами тоже превратимся в частички воды. 
- Иногда снежинки падают по одной,
- В какую погоду это бывает?
- А иногда они падают хлопьями.
- Что значит хлопьями?
- Когда на улице мороз - снежинки падают по одной, а когда оттепель - хлопьями - это когда снежинки соединяются по несколько штук вместе.
Посмотрите как    
- Когда снежинок падает очень много, то на земле образуются сугробы.
- Посмотрите-ка, под нашей елочкой тоже намело сугроб (под елкой тазик со снегом).
- Какой снег? 
 Скажите, мне пожалуйста, что мы можем слепить из снега? (ответы детей)
- Можем мы слепить из снега что угодно. Опыт 1.
Посмотрите, на одном подносе лежит сухой, рассыпчатый снег, а на другом подносе влажный. Из какого же снега, нам лучше всего лепить? (ответы детей)
- Сейчас я попробую слепить комок из сухого снега. Получается? (ответы детей)
- Затем лепим из влажного снега.
Опыт 2.
Сейчас вам предлагаю посмотреть на снег, который я принесла ранним утром. Что с ним случилось? От чего он растаял? 
- Молодцы. В группе у нас тепло, жарко и от этого тепла снег и растаял и превратился в воду.
Пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балиринкиМы деревья побелили
Крыши пухом замели
Землю бархатом укрыли
- И от стужи сберегли.
Опыт 3.
Пришло время понаблюдать, что же может произойти, если мы снег положим в тарелочки с разной температурой воды. 
Посмотрите – ка, нам Лесовичек приготовил ещё тарелочки со снегом и краски. Мы попробуем с вами сейчас покрасить наш снег. 
- Ребята, что случилось со снегом? 
- Возьмите немного снега в ладошки.
- Что произошло? Почему?
- Почему руки замерзли? Поэтому на прогулке мы играем со снегом в варежках.
(дети рассматривают)
   (ответы детей)
(Слушают воспитателя)
(Дети собирают на ковре каждый свою снежинку)
Читают стихи.
(ответы детей)
Подходят к магнитной доске и выкладывают на нее снежинки)(Дети изображают - присели, (медленно встают, подняв руки вверх, затем тесно прижимаются друг к другу, расходятся, кружатся и медленно садятся).(когда мороз)
(ответы детей).
(соединить снежинки, которые дети сами собирали).
(холодный, белый), (дать потрогать).
Отвечают на вопросы .Высказывают свое мнение.
Вывод: из сухого, рыхлого снега лепить не получается, нам нужен влажный, мокрый снег.
(ответы детей)
Вывод: на снег влияет высокая температура.
Выполняют физкультминутку
(в холодной воде снег тает медленно, в горячей тает быстро).
Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее снег тает. Происходит влияние высокой температуры
(проводится опыт).
(ответы детей).
Рефлексивно-коррегирующий. 10. Итог. Сегодня мы узнали, что снег может быть сухим и влажным. Из влажного можно лепить, а из сухого нет. Снег в тепле тает и превращается в воду. Быстрее всего снег тает в горячей воде и может окрашиваться в различные цвета Дети подводят итог занятия, отвечая на вопросы.
Благодарят лесовичка.
Прощаются с ним.
Ожидаемые результаты:
Воспроизводят : представления о снеге.
Понимают : радость от открытий, полученных из опытов.
Применяют :  мышление, интерес к зимним явлениям
.
Технологическая карта организованной деятельности
Средняя группа
Образовательные области: Познание
Разделы: Естествознание
Тема: «Как узнать зиму»
Цели: Обобщать представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закреплять знания об особенностях существования растений зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Предварительная работа: Наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы.Чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме.Рассматривание пейзажных картин о зиме.Труд на участке зимой.
 Оборудование: магнитная доска, снежинка из бумаги набор дидактических картинок «Времена года»,картинки зимующих птиц.
Словарная работа: 
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный. Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зима)
В гости приходит Зима.
Предлагает игру «Когда это бывает?».
Воспитатель называет признаки зимы и осени. Отгадывают загадку
Проявляют интерес.
дети отгадывают и находят карточки-схемы с зимними явлениями природы.
Организационно-поисковый.
Воспитатель предлагает назовить зимующих птиц и найти картинки с их изображением. Показать их Зиме.
О т г а д ы в а н и е   з а г а д о к.
Среди леса кузнецы куют. (Дятлы.)
Маленький мальчишка в сером армячишкеПо дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)
Зима предлагает рассказать как растения переносят холодное время года.
И г р а  «Во что любите играть зимой?».
Дети сидят полукругом. Воспитатель передает кому-либо из детей снежинку.
Предлагает поиграть
В игру «Кто больше назовет признаков зимы?».
Дети становятся в круг, по кругу передается «волшебная снежинка», каждый ребенок называет признак зимы, кто не может назвать – выбывает из игры. Находят картинки
Называют птиц.
Отвечают на вопрос почему они зимующие.
Отгадывают загадки
Читают стихи.
Рассказы из опыта детей.
(ответы детей).
Получивший еe, называет известную зимнюю игру.
Играют в игру
Называют признаки зимы.
Рефлексивно-коррегирующий. Зима прощается с детьми.
О каком времени года говорили на занятии?
Прощаются .Отвечают ,что интересного запомнилось от встречи с зимой
Ожидаемые результаты:
Воспроизводят : представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе
Понимают : эстетическое отношение к зимним явлениям.
Применяют : знания об особенностях существования растений зимой