Конспект НОД по образовательной области Художественно — эстетическое развитие: рисованию для старшей группы Знакомство с городецкой росписью


Конспект НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» для старшей группы «Знакомство детей с городецкой росписью»
Составила: Танаева Н.А.
Цели и задачи:
1). Познакомить с особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.
2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества.
3). Развивать умение рисовать «листок».
Материал: в группе оформлена выставка изделий с городецкой росписью;
у воспитателей и детей – гуашь зеленого и черного цвета, белого, лист бумаги;
грамзапись р.н. песни.
Ход НОД:
В начале дети стоят около воспитателя:
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами побываем на выставке, где познакомимся с изделиями городецких мастеров. Давайте внимательно рассмотрим эти предметы, их прислали на нашу выставку мастера городецкой фабрики (включить русскую народную мелодию). Послушайте, пожалуйста, как возникла эта роспись.
Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от нашего города Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться рада
Съездить в город Городец
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия и краски
Словно взятые из сказки.Воспитатель: А сейчас, ребята сядьте на свои места за столами. (Столы расставлены так, чтобы видна была выставка.)Понравилась вам наша выставка? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т.д.)
Из какого материала все эти изделия? (из дерева)
Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись. Я загадаю вам загадки.
Он неброский, круглый он, раскрывающийся….(бутон).
Ей в жару не жарко. Она в воде, она…..(купавка).
Она круглая, как чашка, а зовут ее …..(ромашка).
Словно чудо тут итам распускается….(розан).
Найдите эти элементы на рисунке.
Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.
Воспитатель: Ох, Россия, ты, Россия,
Славы не убавилось,
Городцом ты, Городцом
На весь свет прославилась.
Все работы хороши,
А мы спляшем от души.
Воспитатель: Скажите, что в основном рисовали городецкие мастера?
Дети: Цветы и птиц.
Воспитатель: Росписи сначала выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон. Какие краски используют мастера?
Дети: Желтый.
Воспитатель: На фон наносятся главные фигуры букеты в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету. Господствует цвет ярко желтый хром или киноварь (ярко – красный). Синий и зеленый цвета иногда разбавлены белой краской, они используются для узора. А черный и белый цвета для проработки деталей.
Городецкая роспись необычная.
Композиция здесь симметричная.
В букеты собраны цветы
Необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
-Посмотрите еще раз на картину. Какие цветы вы здесь видите?
Дети называют.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, чем похожи и не похожи друг на друга элементы узора?
Дети называют.
Воспитатель: Хотите, я вас научу рисовать такие же красивые узоры? Тогда внимательно смотрите, как создается такой узор (рисует отдельные узоры). А теперь все попробуем рисовать листья, сделаем «тоневку» и «разживку», но сначала сделаем нашим пальчикам разминку.
Вот теперь нарисуем с вами листочек и оживим его. Какие краски нам понадобятся? Будьте аккуратны. Не забывайте убирать лишнюю краску о краешек банки. А чтобы вам интереснее было рисовать, я включу вам русскую народную мелодию.
/дети самостоятельно выполняют работу/
Воспитатель: Ребята, с какой росписью мы с вами познакомились?
Какие элементы входят в эту роспись?
Какого цвета краски используют мастера?