Комплексное, познавательно-речевое образовательное мероприятие с элементами художественного творчества в подготовительной группе В гостях у осени.


Комплексное, познавательно-речевое образовательное мероприятие с элементами художественного творчества в подготовительной группе
«В гостях у Осени»
Цель
1. Пополнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о животных сибирской тайги.
Закрепить умение сопоставлять раннюю, золотую и позднюю осень по рассказам детей , по иллюстрациям и по коллективным работам.
Воспитывать наблюдательность и воображение.
2. Упражнять детей в составлении повествовательных рассказов.
Обогащать лексику синонимами. Стимулировать память и мышление в играх на классификацию и обобщение.
3Продолжать учить вырезать животных по контуру, аккуратно пользоваться клеем, соблюдать правила безопасности работы с ножницами.
Развивать умение ориентироваться на листе ватмана, размещая животных учитывая их величину.
Развивать: художэственно - эстэтические способности, умение видеть красоту природы, и создавать её своими руками через художественное творчество.
Интеграция областей: коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литератуы.
Материалы:
Иллюстрации с изображением животных сибирской тайги и жарких стран.
Картинки зимующих и перелётных птиц.
Слайды проектов с изображением иллюстраций, загадок , стихов, кроссвордов, рассказов.
Коллективная работа «золотая осень»
Картина пейзаж «Поздняя осень»
На столах раздаточный материал для художественного творчества.
Рисунки детей с изображением животных.
Интерактивная доска.
Предварительная работа: Рисование красками «Животные сибирской тайги». Составление проектов с детьми и родителями. Знакомство детей с перелетными и зимующими птицами. Наблюдение за погодными явлениями природы. Составление повествовательных и описательных рассказов об осени, о животных, о птицах. Чтение энциклопедий.
Ход занятия:
В – Сегодня утром я нашла у дверей нашей группы этот красивый конверт.
А здесь написано: «Ты загадку отгадай, а потом и открывай!»
Слушайте внимательно:
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет (иней)
Листья желтые летят
Падают, кружатся.
И под ноги просто так
Падают – ложатся
Что-за желтый снегопад?
Это просто – (листопад).
Дождь и слякоть, грязь и ветер
Мерзнет, мерзнет человек.
Выпал первый белый – (снег).
В – Иней, листопад, первый снег!! О каком времени года говорят эти признаки природы? (об осени)
В – Правильно ребята, это загадочное письмо и прислала нам – осень.
Осень – волшебница, она любит преподносить сюрпризы.
Это приглашение: «Ребята, я вас приглашаю к себе в гости в осенний лес».
А какая бывает осень? (Ранняя, поздняя, золотая!)
В – Назовите мне осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
И так – в путь!
Подул волшебный осенний ветер… (шумовые эффекты, аудиозапись)
И мы очутились в гостях у ранней осени:
(рассказ ребенка – Камилла)
Наступила ранняя осень, созрели в лесах ягоды, орехи. Появилось много грибов. Поспел урожай в садах и огородах. Люди варят варенье, делают салаты, маринуют овощи.
(воспитатель показывает слайды или иллюстрации)
В – Хвалит ребенка, предлагает сесть.
Осень преображается, и раскрашивается в разные цвета.
(аудиозапись ветра, шелест листьев)
В – А теперь мы оказались в гостях у золотой осени
(рассказ ребенка – Рада)
Наступила золотая осень, на деревьях желтые, красные, оранжевые листья. Улетают к югу птицы, животные готовятся к зиме. Прошел листопад.
(показ слайдов или иллюстраций)
В – Но смотрите, как меняется погода. (аудиозапись шум дождя и ветра)
- И мы в гостях у поздней осени
(рассказ ребенка – Настя)
И вот поздняя осень. Солнце светит, но не греет. Стали дни короче и холоднее, часто идут дожди. Появился иней серебристый, пошел первый снег. Появились слабые морозы.
(показ слайдов или иллюстраций)
В – Благодарит ребенка и достает облако – макет.
- Смотрите ребята, а осень приготовила для вас очередной сюрприз. Она предлагает вам поиграть в игру:
«Скажи иначе»
(я скажу слова, а вы подберете одинаковые по смыслу)
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Высохли цветы – завяли.
Деревья нагие – голые, обнаженные.
Осенью птицы улетают стаями – караваном, косяком, клином.
Поздней осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания.
Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный.
В – А все ли птицы улетают на юг? (нет)
- А какие птицы улетают? (перелетные)
- Какие птицы остаются? (зимующие)
- Следующая игра так и называется «Зимующие и перелетные птицы»,
(для этого, разделимся на две команды - первая команда – «солнышко», вторая – «снежинка». На полу вы видите картинки с зимующими и перелетными птицами.
В – Что обозначает знак «солнышко»? (тепло, свет)
- Что обозначает знак «снежинка»? (холод, мороз, снег)
В – Команда «снежинка» будет выбирать картинки с зимующими или перелетными птицами? (с зимующими)
- А почему? (потому что они не боятся холода и остаются зимовать)
- Команда «солнышко» будет выбирать картинки, с какими птицами? (с перелетными)
- Почему? (потому что птицы летят в теплые края, где греет солнце)
- Игра начинается: под музыку, вы побежите на носочках по кругу. По окончании музыки вы выбираете картинки и находите свое место в команде.
(идет игра)
В – А теперь, капитаны команд, проверьте наличие ошибок.
(дети сели)
В – много в нашей тайге зимующих птиц которые прилетают к жилью человека поздней осенью и зимой в поисках пищи. Но есть птицы, которых мы не увидим на улице. Об одной из них расскажет – Маша.
(Рассказ ребенка - Полина)
Глухарь, самая крупная лесная птица, осенью и зимой ест хвою, ягоды рябины, почки, листья. Видеть его удается редко – он очень осторожен. Не слышит тогда, когда поет, поэтому его так назвали.
(показ слайдов или иллюстраций)
В – А Марсель познакомит вас с удивительной птицей, называется куропатка.
(рассказ ребенка - Максим)
Эта единственная птица, которая меняет оперение. Летом – рыже-бурая . Зимой – белоснежная , только хвост черный. Куропач – смелый защитник, не боится людей, может попугать немножко.
(показ слайдов или иллюстраций)
В – Молодец, очень красивая и интересная птица.
- Кто же еще обитает в сибирской тайге? (дикие животные)
- О жизни диких животных поздней осенью, расскажет – Влада.
(Рассказ ребенка - Влада)
Осенью животные меняют свою шерсть на более теплую, многие впадают в спячку, а некоторые делают запасы на зиму.(показ слайдов или иллюстраций)
В – Молодец Тоня, а Аня расскажет нам о росомахе, рыси, об олене.
(показ слайдов)
(Рассказ ребенка – Аня)
Это росомаха, живет в тайге, охотится на зайцев, грызунов. Может напасть на оленя.
Это рысь – красивый, ловкий и осторожный хищник. Живет в глухой тайге.
А вот северный олень. Питается мхом – ягелем, молодыми ветками деревьев. У него широкие копыта, ветвистые рога и совсем короткий хвост.
В – Смотрите ребята, а осень приготовила для вас еще одну игру. Она называется «составь картинку»
- Для этого постройтесь в две колонны. Команда «снежинка» собирает первую картинку, команда «солнышко» - вторую (идет игра).
- Команда «солнышко», что изображено на картинке? (животные жарких стран)
- Команда «снежинка», что изображено на картинке? (животные Сибири)
(если дети скажут – животные, то спросить – «к какой группе эти животные относятся»)
Воспитатель хвалит детей и предлагает сесть на стулья.
Под музыку входит осень.
О – здравствуйте ребята.
В – Здравствуй осень! Спасибо тебе за интересные игры и загадки, мы с удовольствием в них поиграли.
О – Молодцы, все справились с заданием. (подходит к выставке)
- Какие красивые коллективные работы, рисунки вы выполнили в этом сезоне. Мне тоже хочется в моем лесном дворце повесить такую картину.
В – Осень, а мы с ребятами сегодня для тебя создадим картину «Поздняя осень»
О – Тогда я приглашаю вас в свою творческую мастерскую (дети садятся за столы)
В – Ребята, перед вами лежат ваши рисунки. Вам остается только вырезать и наклеить на картину (дети вырезают и приклеивают)
- Осень, вот и готова для тебя наша картина.
О – Спасибо ребята, какие вы молодцы, умеете рисовать и смешивать краски, вырезать по контуру животных и деревья, отображать особенности нашей природы, а мне пора. До свидания, ребята, до следующей осени!
В- Спасибо за занятие, ребята, вы теперь много знаете об осени, о природе и жизни животных.