Конспект образовательной деятельности на тему «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» для детей средней группы
НОД «Перелётные, зимующие и кочующие птицы» средняя группа
Цель: обогатить знания детей о зимующих, кочующих и перелетных птицах.Задачи: - закрепить названия зимующих, кочующих и перелетных птиц.- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
- обогатить словарный запас детей. - воспитывать бережное отношение и любовь к живой природе.
- дать представление детям о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать память, внимание.
- развивать и формировать выразительность движений.
Предварительная работа: Беседы «Осень», «Животные и птицы осенью», Тематические прогулки «Наблюдение за птицами», «Сезонные изменения в природе».
Ход:
Отгадывание загадки
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ...? (Птицы)
Воспитатель: - Сегодня мы с вами погорим о птицах.
Рассматривание картины и беседа по ней
2слайд
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине? (ответы детей) Какие признаки у осени? (ответы детей)
- А что делают птицы осенью? (ответы детей)
- Молодцы, всех птиц мы можем разделить на: перелётных, зимующих и кочующих
3 слайд.
Воспитатель: - Перелётные птицы улетают осенью в тёплые края: зяблик, трясогуска, дрозд певчий, горихвостка, пеночка – теньковка, ласточка, чибис, малиновка, конёк лесной, жаворонок, славка черноголовая, иволга.
- Ребята, а как вы думаете, почему они улетают? (ответы детей)
4 слайд
Воспитатель:- Правильно. Первыми улетают насекомоядные, т.е. те которые питаются насекомыми. Это трясогуска, скворец, соловей, ласточка. Большая часть насекомых зимой впадает в спячку, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда и получается, насекомоядным птицам нечем питаться.
5 слайд
Воспитатель: - Вторыми улетают зерноядные, те которые питаются плодами и семенами растений: овсянка, чиж, зяблик, лесная завирушка. Как вы думаете почему они улетают? (ответы детей)
6 слайд
Воспитатель: - Последними улетают
· водоплавающие птицы – они собираются в путь, когда замерзают водоёмы: утка, лебедь, цапля, гусь.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Медведь, дятел, лось, барсук.
- Сорока, скворец, курица, журавль.
- Ворона, синица, воробей, соловей.
- Синица, скворец, трясогузка, утка.
- Сова, снегирь, дятел, сорока.
- Воробей, соловей, ворона, кукушка (не вьёт гнезда).
- Утка, лебедь, ворона, гусь.
7 слайд
Воспитатель:- Ребята посмотрите, варианты способов перелёта птиц. Прямой фронт (цепочкой) – гуси, утки. Скученная стая – скворцы, дрозды, мелкие воробьиные и другие мелкие птицы. Косяком летают лебеди, клином журавли. Одни летят днём (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), другие ночью (трясогуски, мухоловки), а некоторые даже идут пешком коростель – дергач.
8 слайд
Развивающее упражнение: «Определи по картинке, кто как летит».
Физкультминутка «Аист».(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) Топай правою ногою,Топай левою ногою,Снова правою ногою,Снова левою ногою.После правою ногою,После левою ногою.И тогда придешь домой.
9 слайд, 10 слайд
Воспитатель: - Кочующие птицы, которые постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи: синица, поползень, сойка, клёст, щур, свиристель, снегирь.
11 слайд
Воспитатель:- Зимующие птицы, которые не перемещаются за пределы определённой большой территории. В основном они обитают вблизи человека и зависят от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка.
12 слайд Развивающее упражнение «Найди тень».
13 слайд Развивающее упражнение «Посчитай сколько птиц на дереве».
Итог: отрывок из стихотворения «Все летят, все улетают птицы»
Все летят, все улетают птицы, И зови ты их иль не зови, Все равно дано им возвратитьсяНа места обжитые свои.
Птицы, птицы Улетают птицы,Косяки летят за косякомЗа чужие дали и границы,Мне их строй понятен и знаком.
15