Урок-мастерская. А. А. Фет Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр. !0 класс.


муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Орлецы Кировской области Нагорского района

Венгренюк Ольга Ивановна
учитель русского языка и литературы
высшая категория
2012 год
Афанасий Афанасьевич Фет.
Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник.
Я и думать забыл про холодную ночь, -
До костей и до сердца прогрело;
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.
Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок
Над золою замрёт сиротливо;
Долго-долго, до поздней поры огонёк
Будет теплиться скупо, лениво.
И лениво и скупо мерцающий день
Ничего не укажет в тумане;
У холодной золы изогнувшийся пень
Прочернеет один на поляне.
Но нахмурится ночь – разгорится костёр,
И, виясь, затрещит можжевельник,
И, как пьяных гигантов столпившийся хор,
Покраснев, зашатается ельник.
I. Слово учителя:
Сегодня наш урок мы проведём в форме мастерской и займёмся анализом одного произведения. В центре нашего внимания стихотворение А.А.Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»
Мы не ставим перед собой цели полного анализа этого стихотворения.
Цель нашей работы:
увидеть сложность мира лирического произведения, сконцентрировав внимание на его смысловой стороне.
Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения
У вас есть всё, что необходимо для работы:
- текст стихотворения
- этапы урока с поставленными задачами
- орудие письма
- и, конечно, ваши светлые головы.
II. Анализ стихотворения с точки зрения смыслового содержания.
1. Итак, познакомимся со стихотворением А.А.Фета и сразу первая задача:
- представить то, о чём рассказывает автор.
Чтение.
А сейчас опишите то, что вы представили.
Послушаем, что получилось.
Перед нами не что иное, как первая смысловая ступень стихотворения (внешняя).
2. Обратимся к образам стихотворения: день, ночь и костёр. Найдите слова, которыми автор рисует эти образы. Работаем с таблицей.
Ночь, день - холод Костёр
Холодная ночь Ярким солнцем.. пламенеет
лениво и скупо мерцающий день До костей и до сердца прогрело
нахмурится ночь Что смущало…умчалося прочь
холодной золы изогнувшийся пень Раскрасневшись, шатается ельник
Проверим.
- Как можно назвать эти образы?
- Противоположные. Антонимичные.
- С одной стороны – реальное, которая, как вы сказали, характеризуется холодной золой, изогнувшимся пнём, мерцающим днём.
С другой стороны – фантастическое, «как пьяных гигантов столпившийся хор, Покраснев, зашатается ельник».
Итак, противопоставление реального и фантастического – это вторая ступень. Как вы думаете, где лирическому герою уютнее, теплее? Напишите.
Проверка.
3. Переходим на третью ступень:
Задача: представьте себя на месте лирического героя (ночь, лес, костёр), опишите свои чувства.
Проверка.
Третья смысловая ступень – это противопоставление человека и природы.
Трагическая интонация: вечная вражда человека и природы, и вечный помощник человека в этом противостоянии костёр.
Как поэт передаёт это противостояние? Работа с таблицей.
Человек Природа
разгорится костёр Точно пьяных гигантов столпившийся хор
Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,
Будто искры в дыму, улетело.
холодную ночь
думать забыл про холодную ночь нахмурится ночь
холодной золы
Проверка
4. Выходим на четвёртую, глубинную, смысловую ступень.
Мы знаем, что любое лирическое произведение – это рассказ автора о своих чувствах, переживаниях. Неужели А.А.Ф. хотел рассказать нам только о ночи, проведённой в лесу?
Конечно, нет! Образы стихотворения – это символы.
Задача: объяснить звенья метафоры – символы:
- «холодная ночь» - ________________________________________________
- «костёр» - _______________________________________________________
- «туман» - ________________________________________________________
- «до костей прогрело» -_____________________________________________
- «лениво и скупо мерцающий день» - _________________________________
Проверим.
5. Следующая задача: наблюдение: слова-действия; какое состояние передают?
- неуверенность, неустойчивость, сомнение, но в то же время вера в то, что «разгорится костёр» - а это уже оптимизм.
Проверка:
А сейчас делаем вывод: всё стихотворение – это развёрнутая метафора.
Мы знаем примеры подобных развёрнутых метафор в поэзии: «Узник» А.С.Пушкина, «Парус» М.Ю.Лермонтова, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкина.
Ну что ж, а сейчас вернёмся к цели нашего урока. Сделаем вывод.
Проверка
IV. Вывод. Мы отделили четыре смысловые ступени друг от друга, но стихотворение Фета существует как единство, как целостность, в которой эти ступени существуют одновременно, проникая одна в другую, взаимно поддерживая одна другую. В сущность, они нерасторжимы. Поэтому у Фета так усилена конкретная материальность изображённого:
…сжимаясь, трещит можжевельник.
Или
…изогнувшийся пень
Прочернеет один на поляне.
Четыре ступени смысла. А может быть их больше? Может быть, они другие? Мир лирического стихотворения сложен, его нельзя и не нужно выражать однозначной прозой. Как справедливо писал когда-то Герцен, «стихами легко рассказывается именно то, что не уловишь прозой… едва очерченная и замеченная форма, чуть слышный звук, не совсем пробуждённое чувство, ещё не мысль… В прозе просто неуместен этот лепет сердца и шёпот фантазии.» Д/задание.
Этим уроком мы завершаем разговор о поэзии А.А. Фета. Стихотворение по выбору: наметить смысловые ступени.
А.А.Фет «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»
(технологическая карта урока).
Цель: увидеть сложность мира лирического стихотворения.
Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр …»
Ступень 1 (внешняя).
Задача: слушаем, рисуем словесную картину.
Сюжет прост:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ступень 2 (противопоставление: реальное – фантастическое).
Задача: показать противопоставляемые образы.
Ночь, день - холод Костёр
Состояние героя?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ступень 3 (противопоставление: человек – природа).
Задача: представьте себя на месте лирического героя, опишите свои чувства.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человек Природа
Трагическая интонация: вечная вражда человека и природы.
Ступень 4 (развёрнутая метафора: душевное состояние лирического героя).
Задача: объяснить звенья метафоры – символы:
- «холодная ночь» - ________________________________________________
- «костёр» - _______________________________________________________
- «туман» - ________________________________________________________
- «до костей прогрело» -_____________________________________________
- «лениво и скупо мерцающий день» - _________________________________
Задача: наблюдение: слова-действия; какое состояние передают?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________