Открытый урок по курсу Окружающий мир 2 класс на тему: «Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс
Тема: «Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей».
Цели: расширить представления детей о профессиях.
Задачи:
Образовательные - дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий; сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельности; наглядно представить важность и значимость человека труда.
Развивающие – помочь учащимся расширить жизненный опыт;
продолжить работу над развитием мышления, памяти, внимания;
развивать честное и добросовестное выполнение своих обязанностей как залог будущей профессии.
Воспитательные – прививать уважение к людям разных профессий, развивать такие качества, как трудолюбие, коллективизм, товарищеская взаимопомощь; воспитать чувство ответственности;
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник «Окружающий мир» авт. А.А. Плешаков;
толковый словарь С.И. Ожегова;
конверты с заданием для работы в парах;
сундучок с предметами к игре «Волшебный сундучок»;
портрет композитора С.С. Прокофьева;
картинки с изображением людей разных профессий.
ХОД УРОКА
I .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете вкусный торт, или откроете новые звезды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.
- Сегодня мы будем работать под девизом:
«В труде будет расти душа, и человек станет мастером своего дела»
(девиз вывешивается на доску)
- Ребята, в каком городе вы живёте? (в Донецке).
- Сегодня, когда я ехала на работу, встречалась с разными людьми на улицах города, в транспорте. Давайте попробуем предположить, какими профессиями они могут владеть. Поможет нам в этом кроссворд.
(Дети по очереди загадывают загадки, после отгадки показывают рисунок с изображением человека этой профессии).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
КРОССВОРД.
1.
В белоснежном колпаке,Перепачканный в муке,Булки сдобные печётИ ребятам раздаёт.Продавец или аптекарь?Нет, конечно, это…
2.
Вот на краешке с опаскойОн железо красит краской,У него в руках ведро,Сам расписан он пестро.
3.
Кто в дни болезней Всех полезнейИ лечит нас От всех болезней?
4.
Наведёт стеклянный глазЩёлкнет раз –И помнит вас. 5.Он учит детишекЧитать и писать, Природу любить, Стариков уважать.
6.
В прошлый раз был педагогом,Послезавтра машинист. Должен знать он очень много, Потому, что он …
7.
В горячем цехеВ доменной печиОн варит сталь,А это ведь не щи!
8.
Встаём мы очень рано, Ведь наша забота –Всех отвозитьПо утрам на работу
9.
И спросила Ната тихо:“Разве плохо быть портнихой…Кто штаны ребятам шьёт?Ну конечно не пилот”.
Ключевое слово: Профессии.
III. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
А) Знакомство с понятием «ПРОФЕССИЯ»
- Итак, ваши знания помогли нам определить ключевое слово нашего кроссворда и ключевое слово темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о профессиях)
Тема нашего урока: «Все профессии важны. Разнообразие профессий»
- Сегодня мы расширим знания о профессиях, познакомимся с новыми профессиями.
- Ребята, а кто из вас может сказать, что означает слово ПРОФЕССИЯ? (это труд, который выбирают люди)
Для этого мы обратимся к толковому словарю. В этом словаре собрано огромное количество слов русского языка. Составил этот словарь Сергей Иванович Ожегов. Если нам непонятно значение слова, мы можем найти его пояснение в толковом словаре. На странице, где лежит закладка, откройте словарь. Найдите объяснение слова «Профессия».
ПРОФЕССИЯ – это основной род занятий трудовой
деятельности.
- А какой трудовой деятельностью занимаются ваши родители. Назовите профессии ваших родителей? (ответы детей).
На свете много профессий и все они важны и почётны.
Б) Работу по учебнику.
Давайте откроем наш учебник на стр.124 и рассмотрим иллюстрации.
Попробуем составить небольшое высказывание «Кем бы тебе хотелось быть?», используя свои знания об этой профессии. (Ответы детей).
Алгоритм
Я хочу быть…, потому что…
-Здесь представлены не все профессии, только малая капля.
В) Знакомство с новыми профессиями.
- Ребята, существует много профессий, их насчитывается около 10 тыс., значение многих возможно вам не известно. Я хочу познакомить вас с двумя профессиями.
Познакомлю вас с одной очень интересной профессией -
«КИНОЛОГ». Вы знаете такую профессию? (Ответы детей)
Хотя многие из вас знакомы с наукой КИНОЛОГИЯ. Это наука о собаках. А людей, которые изучают и воспитывают собак, называют КИНОЛОГАМИ (рисунок). Есть у кого из вас собака? Вас уже можно назвать в какой-то мере КИНОЛОГАМИ. Как вы думаете, любой человек может быть КИНОЛОГОМ? Нет. Только тот, кто любит собак, правильно их воспитывает (дрессирует), следит за их здоровьем.
Ещё одна прекрасная профессия. Профессия – КОМПОЗИТОР. Вы знаете кто это такой?
КОМПОЗИТОР - это человек, который создаёт музыкальные произведения.
Композиторы пишут музыку к опере, балету, фильму, мультфильмам, песни. Каких вы знаете известных композиторов?
На нашей донецкой земле в селе Красное родился великий композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Он создал прекрасные музыкальные произведения. Его именем названы филармония в городе Донецке, государственная музыкальная академия, аэропорт и улица. (Демонстрируется портрет С.С. Прокофьева). В апреле 2016г.будет отмечаться 125 лет со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева.
- Вспомните, какие его произведения мы слушали на уроках музыки.
( С.С. Прокофьева пьеса для фортепиано «Сказки старой бабушки», фрагменты балета «Золушка»)
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Молодцы. Вы немного подвигались, а теперь поиграем.
А) Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
- Мы поиграем в игру «Волшебный сундучок».
- Из «Волшебного сундучка» достаёте один предмет, и называете, к какой профессии он принадлежит.
Ножницы (парикмахер, портной)
Кисточка (маляр, художник)
Булка (пекарь, продавец)
Книга (библиотекарь, учитель)
Монета (кассир, банкир, продавец)
Рулетка (строитель)
Бинт (медсестра, аптекарь)
Таблетки(врач)
Стамеска( плотник)
- Молодцы.
Б) РАБОТА В ГРУППАХ.
Я знаю, что вы очень активные и подвижные, а можете ли вы помочь друг другу. Давайте проверим, как вы можете работать в группах. Сейчас вы объединитесь в группы. Вам предстоит выполнить следующее задание:
в первом столбике таблицы записан вопрос, а во втором - ответ. Если вы заметили, ответы записаны не в нужном порядке. Стрелками соедините вопрос с правильным ответом. Для этого нужно подумать и решать всё сообща. Чья группа будет готова, вы поднимете руки, вместе держась за руки. Я буду видеть, что ваша совместная работа готова. Приступили к заданию.
Кто пишет книги? парикмахер
Кто лечит людей? актер
Кто лечит животных? слесарь
Кто стрижет людей? писатель
Кто печет хлеб? доктор
Кто играет роли в кино и театре? ветеринар
Кто ремонтирует автомобили? машинист
Кто водит поезда? пекарь
Проверка задания. (Ученики зачитывают вопрос и соответствующий ответ)
- Вспомните, а почему нужны люди разных профессий? (Ответы детей). Правильно, чтобы экономика города, села и всей страны работала эффективно, все люди комфортно жили, а это значит, что необходимы люди разных профессий. А можно ли разделить профессии необходимые в городе и в сельской местности?
- На партах у вас лежат конверты. В них записаны названия профессий. Разделите их на 2 группы:
- профессии сельской местности;
- профессии города.
(Названия профессий написаны на отдельных листочках).
шахтёр зоотехник
обувщик комбайнер
металлург агроном
ткач пастух
инженер доярка
Проверка задания. (Ученики, распределяя названия профессий на группы, соотносят с картинкой)
В) Работа над значением пословиц о труде и трудолюбии.
-Ребята, сейчас вы трудились вместе, а народ с давних пор в своём творчестве отражает положительное отношение к труду. Пословицы и поговорки о трудолюбии передавались от поколения к поколению. Дошли до наших дней. Они нам подсказывают, как не лениться и добиваться успеха в жизни.
- Кто из вас знает пословицы о труде и трудолюбии? (ответы детей).
- Прочитайте самостоятельно пословицы. Как вы их понимаете?
(Ученики зачитывают каждую пословицу и объясняют ее значение)
Глаза страшатся, а руки делают.
Уменье и труд всё перетрут.
Все профессии нужны, все профессии важны!
- Ребята, а какая пословица больше всего подходит к нашему уроку?
Все профессии нужны, все профессии важны!
- Молодцы. А почему же они нужны?
Наши ребята из класса сейчас объяснят почему, а поможет им в этом стихотворение П. Куклина
«Подумайте, что было бы?»
1.Подумайте, что было бы
Когда б сказал портной.
Шить платье мне не хочется,
Устрою выходной.
И все портные в городе
За ним ушли домой.
Ходили б люди голые,
По улице зимой.
4.Подумайте, какая бы,
Случилась вдруг беда.
Но только так не сделает,
Никто и никогда.
И люди не откажутся,
От нужного труда.
Учитель обязательно,
Придёт наутро в класс.
А пекари старательно,
Хлеб испекут для вас.
2. Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач.
Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи,
Не стало б никакой,
А ты б сидел и мучился,
С подвязанной щекой.
5.Любое дело выполнят,
Что им не поручи.
Портные и сапожники Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною,
В одной стране живём,
И каждый честно трудится,
На месте на своём!
3.Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр.
Возить людей не хочется,
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы,
Засыпало б снежком.
Рабочие на фабрики,
Ходили бы пешком.
-Какой вывод из стихотворения можно сделать?
Вывод:
Помните, все профессии хороши, выбирай на вкус. Неважно, какую
профессию выберет каждый из вас, важно чтобы она была вам по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь. А чтобы быть мастером своего дела, нужно учиться (учитель обращает внимание на девиз урока). А учится новому, мы должны и в школе и дома. Вот мы и дошли с вами до домашнего задания.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учебник стр.126-128 прочитать рассказ. Подготовьте рассказ о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, попробуйте это нарисовать.
VII. ИТОГИ УРОКА.
-Что нового вы узнали на этом уроке?
-Какие чувства вы испытали во время урока?
У вас на парте лежат «тучки» и «солнышки». Возьмите их в руки и покажите то, что соответствует вашему настроению в данный момент. Если на уроке вам было скучно, и вы ничего нового не узнали, поднимите «тучку», если же урок прошёл интересно, покажите «солнышко». Напишите на своих солнышках своё имя и положите его в мой волшебный сундучок. Поделитесь хорошим настроением со мной.