Разработка классного часа «Тайны почерка» (4 класс).
Ход классного часа в 4 классе «Тайны почерка».
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и порадуем их своей работой. Присаживайтесь.
Возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами в волшебном круге. Давайте перенесёмся на 4 года назад. Вспомните: 1 сентября 2012 года. Слайд 1- 2 ( Фото 1 сентября 2012 года. Песня «В первый погожий сентябрьский денёк.» 1 куплет). - Вы пришли в 1 класс. Нарядные, весёлые, счастливые. Рядом с вами мамы, папы, младшие братишки и сестрёнки.
- Кто помнит этот день? Что? Какие стихи читали?
- О каких мечтали отметках? (Только «5»)
- А помните, как вы всем показывали свои новые тетради? Как радовались звёздочкам и первым «5»
- Просили выдать скорее «Прописи», чтобы показать всем дома?
- А сейчас, любите ли вы показывать кому-нибудь свои тетради?
- Кто смотрит ваши тетради?
- Почему? (из-за плохих отметок, некрасиво написано, плохой почерк)
М.О. Я правильно вас поняла? Вам не нравиться показывать свои тетради из-за плохих отметок, плохого почерка, небрежный вид у тетрадей. То есть можно сделать вывод: вы стыдитесь показать свои тетради. Вам их не хочется показывать.
- Вы, наверное, догадались, о чём мы сегодня будем говорить…(о почерке)
- А что вы уже знаете о почерке?
- Почерк- это…(индивидуальная манера написания букв, характерные начертания букв, наклон, нажим, размер, расстояние между буквами, словами…)
- А что ещё бы хотелось узнать о почерке?
( - Можно ли его изменить? - Какой бывает почерк? Нужно ли писать правильно и красиво? Для чего нужен почерк? Зависит ли почерк от ручки? Какой ручкой лучше писать? Как научиться писать и быстро и понятно и красиво?)- А вы любите тайны? Оказывается, у почерка есть тайны… Вы хотите узнать тайны почерка? Может, узнав тайны, мы найдём ответы и на наши вопросы.
Тайна первая: Есть наука, которая изучает почерк? А называется она ГРАФОЛОГИЯ (графо – пишу, логия – наука, с древне греческого языка)
А со второй тайной нас познакомит Марина. Давайте её послушаем.
Выступление Марины Тазетдиновой.
По почерку можно узнать характер человека- это тайна № 2.
Надо лишь внимательно изучить почерк.
1. Размер почерка человека говорит об его общительности с окружающим миром. Обладатель крупного и жирного почерка легко находит общий язык с любым человеком и имеет много друзей. Если человек пишет буквы маленькие, мелкие, то он, скорее всего, скрытный, замкнутый.
2. Закругленные буквы, говорят о доброте и отзывчивости человека. Сильный нажим – это признак усидчивости и большой силы воли. Бледные буквы, говорят о том, что человек слабовольный и нерешительный. Угловатые буквы, чаше всего принадлежат эгоистам.
3. Слитный почерк, где буквы тесно переплетаются между собой, говорит о хорошем логическом мышлении. Если же буквы вдалеке друг от друга, это указывает на хорошо развитую интуицию.
4.Наклон вправо говорит о целеустремленности и настойчивости.
Вертикальный почерк (без наклона) характерен для упрямцев, людей предусмотрительных, которые сначала вдумчиво анализируют ситуацию и только потом принимают решения.
Наклон влево характерен для тех, кто ставит свои интересы выше общественных, для тех, кто любит критиковать.
5. Если человек пишет без линеек, то можно заметить, что у оптимиста строки идут вверх, а у пессимиста вниз. Неровные или кривоватые строки – признак отсутствия совести и наличие хитрости.
- Какую тайну раскрыла нам Марина? По почерку можно узнать характер человека.
- Интересно, давайте проверим. Сможем ли мы поучаствовать в графологическом эксперименте. Приготовьте свои тетради. Я вам выдам небольшие таблички, с их помощью можно проанализировать свой почерк и узнать новое о себе, своём характере, качествах личности.
- Посмотрите на свой почерк, выберите и отметьте во втором столбике характеристики, которые подходят вашему почерку.
Работа с таблицами
Определение личностных характеристик человека
с помощью анализа почерка.
№ Основные графологические критерии Личностные характеристики.
Нажим на ручку Сильный нажим Усидчивость, большая сила воли
Средний нажим уравновешенность, спокойствие, обдуманность действий и поступков предсказуемость
Слабый нажим нерешительность, стеснительность
Наклон букв Наклон вправо Целеустремленность, настойчивость
Вертикальный почерк Упрямство, предусмотрительность, вдумчивость.
Наклон влево скрытность, хитрость
Наклон в разные стороны неуверенность, нерешительность, частые смены настроения,
Расстояние между строками словами Небольшое бережливый
человек
Большие пробелы щедрость,
расточительность
Форма букв Закругленные буквы доброта, отзывчивость
Угловатые буквы упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость
Каллиграфический почерк дисциплинированность, аккуратность
Размер букв Крупные буквы общительность, уверенность в себе, активность
Мелкие буквы сдержанность, замкнутость, скрытность
Большие петли общительность
Маленькие заглавные буквы замкнутость, стеснительность
- Кто готов рассказать, что у вас получилось? (Ответы детей.)
- Все ли согласны с данными характеристиками?
- Подходят ли они вам?
- Все ли характеристики вас устраивают?
- Значит ли это, что вы не довольны характеристиками, которые у вас получились?
- А что можно сделать, чтобы изменить почерк? Как сделать его лучше? Что изменится в человеке, при работе над почерком?
ВЫВОД: Перемены почерка ведут к переменам в характере!
- Как это связано?
Я попросила Диму Харитонова посмотреть тетради у учеников нашего класса и дать советы.
Я просмотрел тетради всех учеников нашего класса. Мои выводы:…………………………….
Я советую ребятам серьёзнее отнестись к своему почерку - чем лучше у ученика отметка – тем и правильней, аккуратней почерк. У старательных учеников в тетрадях чисто и почерк ровный красивый, буквы стройные, как солдатики.
Советую некоторым ребятам
1. Вспомнить правильное начертание букв, особенно заглавных.
2. Не забывать о наклоне, размерах, высоте и соединениях букв.
3.Развивать свои пальчики: клеить, лепить, собирать мелкие детали конструктора, вышивать.
4. Правильно сидеть во время письма: прямая спина, наклон руки, правильный захват ручки, положение тетради.
5. И, самое главное, постоянно контролировать свои действия.
6. И никогда не забывать о проведении физкультминуток во время уроков и выполнения домашнего задания. Давайте проведём физкультминутки.
1. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
- Теперь вы уже почти специалисты по определению особенностей личности. Поэтому давайте рассмотрим два образца почерка.
- Что вы можете сказать про эти записи?
- Кто писал? Какие характеристики можно дать? (ребёнок, взрослый, что можно сказать об обладателях этих почерков?)
(Мои разные записи, или ребят старые из начальной школы и сегодняшние)
Я говорю, чей это почерк. Как могло такое произойти? Какая тайна?
-М.О. Почерк может измениться, стать лучше или хуже. Это третья тайна.
- Учёные, которые занимаются графологией, считают, что время не подвластно почерку, опытный взгляд специалиста легко определил бы, что писал один человек, даже если специально изменять почерк или писать левой рукой, основные линии, крючки, схематический рисунок письма сохраняется. Но если менять почерк, меняется и характер человека.
Физкультминутка. Игра – соревнование «Кто быстрее напишет?» (на доске надо по команде написать слово «почерк») посмотрите на записи и скажите следующую тайну почерка.
- Спешка мешает красивому почерку. (Поспешишь – людей насмешишь!)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Почему так говорят? Что написано пером, не вырубишь топором.
Смысл: если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. Говорят, когда придают большое значение документу, тому, что написано.
Никогда не пиши того, что не решаешься подписать. Если написанное стало известно, вошло в силу, его уже не изменишь, не исправишь. Синоним: Слово не воробей - вылетит, не поймаешь. Это исконно русская пословица, что свидетельствует о высокой народной оценке письменного слова, которому придаётся значение документа, обязательства. Действительно нельзя было вернуть срубленное дерево. Так и составленный документ нельзя было нарушить, не исполнить. У украинского народа есть похожая пословица: Что написано пером, не выволочь и волом.
- Продолжите пословицу: Пишет не рука, а…..(ум и голова, разум, мозг). Можно ли это высказывание считать четвёртой тайной?
- Рассмотрите почерк. Чей это почерк? Правый наклон - целеустремленность, настойчивость, сильный нажим – усидчивость, большая силы воли, буквы закруглённые – писал добрый и отзывчивый человек, петельки у букв большие, что означает человек общительный. Посмотрите на автора этого письма. (фото). Мальчик пишет ртом из-за ограниченных возможностей, из-за болезни. Возможно ли в такое поверить?
Почерк - письмо мозга. Достойно ли назвать тайной мозга?
К такому выводу в 1895 году пришел В. Прейер - немецкий профессор физиологии, основатель детской психологии. Он собирал образцы почерков людей, перенесших травмы, а именно - лишившихся рук и научившихся снова писать ртом. Сравнивая образцы почерков до травм и после них, он пришел к заключению, что почерк при этом не изменился, он остался прежним.
Можно быть ограниченным в физических возможностях, но чувствовать себя при этом полноценно, радоваться жизни и успешно адаптироваться в ней.
- Четвёртая тайна - Почерк - письмо мозга.
- Если почерк – письмо мозга, так что нам хочет написать мозг? Подумаем!
- Давайте снова сомкнём свой волшебный круг, вспомним все тайны почерка, которые мы сегодня узнали.
- Мы узнали тайны почерка. Давайте вспомним их:
1. Есть наука, которая изучает почерк? А называется она ГРАФОЛОГИЯ.
2. По почерку можно узнать характер человека.
3. Почерк может измениться.
4. Спешка мешает красивому почерку. (Поспешишь – людей насмешишь!)
5. Почерк - письмо мозга.
Продолжите предложение:
Я узнал(а)….
Меня удивило…
Мне было….
Я хочу научиться писать …
Посмотрим, на все ли вопросы мы нашли ответы? О чём поговорим на следующий раз?...23 января во всём мире отмечается День почерка, или День ручного письма. Утверждён он был в 1977 году, 39 лет назад. Основная цель праздника – напомнить людям о важности сохранения ручного письма.
Давайте наших гостей поздравим с Днём почерка, подарим им открытки.