Использование алгоритма написания букв- залог формирования красивого почерка и каллиграфического письма.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Учитель начальных классов
Беджисова И. В.
Серьезно и глубоко заняться проблемой формирования почерка у младших школьников я решила, когда поняла, что не только детям труден сам процесс письма, но и учителям, обучающим этому процессу. Ни одна пропись, ни одно методическое пособие не дает объяснения написания буквы. И учителям приходится прописывать хорошо исполненные образцы, а первоклашкам срисовывать, выслушивая лишь советы учителя по написанию букв.
При успешном решении первых письменных задач ученик справедливо гордится своими маленькими успехами, как большими достижениями. Неудачи же, наоборот, вызывают отрицательное отношение к учебе в целом. Для обеспечения успеха при формировании графического навыка у младших школьников, я разработала систему, позволяющую с наименьшими трудностями для детей реализовать главную цель уроков письма - сформировать четкое, ровное письмо. Начало реализации педагогического проекта в области обучения детей письму было положено еще в 1997 году, когда будучи на курсах в Академии повышения квалификации города Москвы, я попала на выступление учителя – методиста одной из московских школ В. А. Илюхиной, рассказавшей о своей методике «Письмо с открытыми правилами», целенаправившее меня на глубокую и плодотворную работу в этой области. Отличие моей системы работы от существующих разнообразных программ по обучению письму состоит в целостности применения всех приемов, методов по формированию навыка письма в школьной практике.
В своей работе по формированию графических навыков я выделяю следующие этапы работы над каллиграфическим письмом, своеобразные "ступеньки" роста ученика:
1)Введение детей в новую для них деятельность.
2)Ознакомление с основным алгоритмом письма, состоящим из семи пунктов.
3)Использование основного алгоритма письма при написании всех букв, отработка специфических элементов написания каждой буквы.
4)Автоматизация графического навыка и дальнейшее развитие способности проговаривать способ написания.
Знание четкого алгоритма написания буквы – стержень всей моей системы письма. В ходе реализации педагогического проекта по письму был создан продукт: авторское произведение - Учебное пособие по письму «Алгоритм написания букв». Использование на практике данного учебного пособия позволило добиться высоких результатов овладения каллиграфическим письмом учащимися. "Звуковое письмо" - путь, позволяющий успешно на первых же этапах воспроизводить буквы. В «Алгоритме написания букв» дается словесное описание начертания письменных букв алфавита с точными указаниями, откуда начать и где закончить букву через использование линий «помощниц». Хочу поделиться еще одной своей находкой – порядок изучения букв, в котором нашла свое отражение такая мыслительная операция как сравнение. Буквы алфавита разделены на блоки. Блок объединяет группу букв с одинаковыми элементами, имеет свое название и изучается в таком порядке, что каждый следующий блок включает в себя буквы с элементами предыдущего блока. Считая прием показа процесса письма и объяснения способов написания букв главным в освоение навыка письма, провожу работу сразу по трем направлениям:
первоначальная работа в «Тренировочных прописях»
основная работа в «Развивающих прописях», где лист уже стандартен, но дети могут воспользоваться «помощницей», подложив ее под нужную страницу для получения видимого качественного результата письма.
закрепляющая работа в стандартных тетрадях
На первых порах письмо детей при хорошо организованной работе было похожим очень, но уже при переходе к письму в одну линию происходит отрыв от определенной формулы письма, которую я даю на уроках, проявляются индивидуальные особенности ребенка и начинает формироваться индивидуальный почерк каждого ученика, не расходящийся с требованиями, предъявляемыми мной к письму.
Предложенная мной система работы по формированию графического навыка и каллиграфического почерка была опробована на практике уже на трех выпусках детей. Такое обучение письму помогло мне получить не только каллиграфическое качество работ, но и грамотное письмо, о чем свидетельствуют результаты преемственности на рубеже перехода моих учеников в среднее звено. Французские графологи считают, что "... ребенок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям..." Почерк, без сомнения, отражает характер. В таком случае разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем воздействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть.




ПРИЛОЖЕНИЕ
Вот так выглядит объяснение отдельных букв.

Ставим ручку на помощницу №1 ниже середины верхней дополнительной строки, ведём крючок до помощницы №2 выше середины, поворот на месте, опускаемся до верхней линеечки рабочей строки, поворот на месте, поднимаемся по крючку до помощницы №3 ниже середины верхней дополнительной строки, по секрету поднимаемся выше середины, опускаемся ниже середины рабочей строки, выписываем «клюшку» до помощницы №2 ниже середины и глубиной до нижней линеечки.




Ставим ручку на помощницу №1 на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся ниже середины нижней дополнительной строки, снимаем ручку, ставим ручку на помощницу № 1 выше середины рабочей строки, выписываем «бугорок» с наклоном до помощницы №2 и высотой до верхней линеечки, опускаемся до нижней линеечки, поворот на месте, доводим крючок до помощницы №3 на середину.
15