Образовательная программа по географии 5класс

Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»



Обсуждена на Согласована Утверждаю
заседании МО на совете МС директор школы
_____________ ____________ ______________
« » 2015г. « » 2015г. Ринчиндоржиева Е.И.





Образовательная программа
по географии
5 класс








Составлена:
учителем географии
Солодниковой В.В.





2015-2016 уч. год



Рабочая программа
Курса «Землеведение»
5 класс
(для основного общего образования)
34 часа


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями «Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» и на основе программы основного общего образования по географии 5 – 6 классы, авторы В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, издательство «Дрофа», 2012 г.
В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Цели:
- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
- создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
- развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
- раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
- изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика предмета:
«Землеведение» - первый системный курс, новый для школьных учебных дисциплин. В процессе изучения курса представления о земле, как природном комплексе, об особенностях и их взаимосвязей. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов, исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
2. Метапредметные:
Результатами изучения курса «Землеведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД):


Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном уровне – житель планеты Земля; - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Регулятивные УУД
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно взаимодействовать в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
3. Предметные:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде.
Программа адресована учащимся 5 класса МАОУ СОШ №46
Курс «Землеведение» изучается в 5 классе. Общее число учебных часов за год обучения – 34 (1 час в неделю).


Учебно-тематический план
№ пп
Название тем и разделов
Количество часов



Всего
Тесты
Практ.
Контр.


Введение
1
-
1


1
Накопление знаний о Земле
5
1
3
1

2
Земля во вселенной
7
1
4
2

3
Географические модели Земли
9
1
6
2

4
Земная кора
12
3
6
3


Итого за год 34 часа.

































Используемый УМК:
Учебник под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Землеведение», Дрофа 2012г.
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). – М.: Дрофа, 2012.
Атлас по географии для 5 класса
Контурные карты по географии
Электронное приложение к учебнику

Содержание разделов программы
Введение (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практическая работа 1. Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (9 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (12 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.





Календарно-тематическое планирование
5 класс
34 часа (1 час в неделю)

Раздел предмета
Тема
Название урока
Количество часов
План
Факт

1
Введение

Урок 1. Вводный урок
1



2
Раздел 1.
Накопление знаний о Земле
Урок 2. Что изучает география
1



3


Урок 3. Познание Земли в древности
1



4


Урок 4. Великие географические открытия
1



5


Урок 5. Открытие Австралии и Антарктиды
1



6


Урок 6. География на современном этапе
1



7
Раздел 2
Земля во Вселенной
Урок 7. Земля и космос
1



8


Урок 8. Земля-часть Солнечной системы
1



9


Урок 9. Влияние космоса на Землю и жизнь людей
1



10


Урок 10. Осевое вращение Земли
1



11


Урок 11. Обращение Земли вокруг Солнца
1



12


Урок 12. Форма и размеры Земли
1



13


Урок 13. Обобщение. Контрольная работа
1



14
Раздел 3
Географические модели Земли
Урок 14. Ориентирование на земной поверхности
1



15


Урок 15. Изображения земной поверхности
1



16


Урок 16. Масштаб и его виды
1



17


Урок 17. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
1



18


Урок 18. Планы местности и их чтение
1



19


Урок 19. Параллели и меридианы
1



20


Урок 20. Градусная сетка. Географические координаты
1



21


Урок 21. Географические карты
1



22


Урок 22. Обобщение. Контрольная работа




23
Раздел 4
Земная кора
Урок 23. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры
1



24


Урок 24. Разнообразие горных пород
1



25


Урок 25. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли
1



26


Урок 26. Разнообразие рельефа Земли
1



27


Урок 27. Движение земной коры
1



28


Урок 28. Землетрясения
1



29


Урок 29. Вулканизм
1



30


Урок 30. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание
1



31


Урок 31. Работа текучих вод, ледников и ветра
1



32


Урок 32. Главные формы рельефа суши
1



33


Урок 33. Рельеф дна океанов
1



34


Урок 34. Человек и земная кора.
1




Итого 34 часа











Использованная литература:
Учебник под редакцией В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Землеведение» 5-6 кл., Дрофа 2012г.
Методическое пособие учебнику В.П.Дронов, Л.Е.Савельева «География. Землеведение» 5-6 кл. Дрофа 2012 г.
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева). – М.: Дрофа, 2012.
Атлас по географии для 5 класса
Контурные карты по географии
Электронное приложение к учебнику







15