Урок физики в 7 классе по теме Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Урок физики в 7 классе
Тема. Графическое изображение силы. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: научить графически изображать силы и складывать две силы, направленные по одной прямой, ввести понятие «равнодействующая всех сил, приложенных к одному телу».
Задачи урока:
а) формирование представления о равнодействующей сил, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: демонстрационный динамометр, динамометры лабораторные, штатив, набор грузов, дидактический материал, компьютер, проектор.
Ход урока
І. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Наше сегодняшнее сотрудничество, по моему мнению, будет полезным и приятным. Ведь когда человеку приятно что-то делать, то у нее хорошее настроение. Начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в освоении новых знаний.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Экспресс – тест (Слайд 1)
- Что такое сила?
- В каких единицах измеряется сила в системе СИ?
- Почему мы говорим, что сила – векторная величина?
- Как изображается на чертеже сила?
- От чего зависит результат действия силы?
Взаимопроверка. Учитель объявляет правильные ответы.
2. Найди ошибку (Слайд 2)
Самопроверка. (Слайд 3)
ІІІ. Мотивация
Мозговая атака
Перед вами картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд 4) Опишите ее с точки зрения физики. Как вы думаете, нужно ли показывать приложенную силу от каждого человека? Почему это так? На этот вопрос мы сегодня с вами узнаем ответ.
IV. Изучение нового материала
Эвристическая беседа
1. Графическое изображение силы. (Слайд 5)
2. Равнодействующая сила. (Слайд 6)
3. Демонстрация опыта рис. 77 стр. 87 учебника. (Слайд 7)
4. Демонстрация опыта рис. 79 стр. 88 учебника. (Слайд 8)
5. Состояние равновесия. (Слайд 9)
6. Эстафета. Заполни таблицу «Как найти равнодействующую силу?»
Направления
Рисунок
Формула
По одной прямой в одну сторону
По одной прямой в разные стороны
По одной прямой в разные стороны, равные друг другу
V. Закрепление
1. Разминка. (Слайд 10)
2. Практическая работа. (Слайд 11)
Цель: убедиться на опыте, что равнодействующая двух сил, направленных в одну сторону равна их сумме.
Приборы и материалы: динамометр, набор грузов.
Прикрепить к динамометру 1 груз, определить силу тяжести.
Прикрепить к динамометру 2 груз, определить силу тяжести.
Прикрепить к динамометру 3 груз, определить силу тяжести.
Определить равнодействующую сил.
Сделать вывод.
Физкультминутка
Очень физику мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух – это атмосфера,
Если, правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот,
Воздух обладает массой
Мы попрыгаем по классу.
3. Решение задач
Работа в группах
1. На тело вдоль одной прямой действуют силы 2Н и 3Н. Может ли равнодействующая этих сил равняться 1Н? 2Н? 5Н? В каком случае? Проверьте свой ответ экспериментально.
2. Имея два динамометра, определите массу груза, вес которого превышает предел измерения каждого динамометра в отдельности.
3. Соедините два динамометра нитью. Приложите к одному из них небольшую мускульную силу. Обратите внимание на показания другого динамометра. Можно ли подействовать с силой только на один динамометр, что бы другой бездействовал? Сравните, с какими силами по модулю и направлению действуют динамометры друг на друга.
VI. Рефлексия
Мнимый микрофон:
- Что для вас на уроке было интересно?
- Насколько сложным оказался для вас материал?
- Что полезного вы приобрели для себя сегодня?
- Что можно организовать на следующих уроках?
VII. Итоги урока
Домашнее задание:
1. § 31, ответить на вопросы.
2. Решить упражнение 12 (задачи 1, 2, 3).
3. Составить условие интересной задачи и решить ее (по желанию).