Урок истории в 5 классе тема: Государство на берегах Нила
Технологическая карта урока. Учитель: Хайбуллина Э.Ф.
1.Предмет: История
2.Класс: 5 класс
3.Тема урока: Египет- дар Нила.
4.Цель урока: Формирование представлений обучающихсяо древнеегипетской цивилизации.
-личностные результаты:Продолжить формирование познавательного интереса к истории; осознание роли труда народных масс в создании цивилизаций; воспитание уважения к культурному наследию древнейших цивилизаций.
-метапредметные результаты:
-регулятивные УУД:Умение формулировать учебные цели, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения; умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы, навыки самооценки и самоанализа.
-коммуникативные УУД :Умение представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать и отвечать на вопросы; умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе.
-познавательные УУД:Умение давать определения понятиям; устанавливать причинно- следственные связи перехода от первобытности к цивилизации, делать выводы; умение работать с фрагментом исторического документа, с картой, с иллюстрациями, с таблицей.
-предметные результаты:Знание особенностей местоположения и природных условиях Египта; знать, где находится река Нил; дать определения понятиям (пороги, дельта, папирус, оазис, рельеф, фараон, дамба); оценивать последствия перехода от первобытности к цивилизации; устанавливать взаимосвязь между изменениями в хозяйственной деятельности и образованием неравенства среди людей; сравнить власть фараона и вождя племени; рассказывать о жизни жителей древнего Египта; выделение основных признаков цивилизации на примере Египта.
5.Тип урока:Урок открытия новых знаний.
6.Основные понятия:папирус, рельеф, дамба, фараон, иероглиф, дельта, пороги, оазис.
7.Учебно-методическое обеспечение:
1.Учебник МихайловскогоВсеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Ф.А.Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард- Левина.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.
2. Атлас по истории Древнего мира. Ф.А.Михайловский «История Древнего мира».
3. Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
4. Ф.А.Михайловский Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.
8.Образовательные интернет-ресурсы:
История Древнего мира 5 класс Тема: Древний Египет http://distedu.ruПрезентации по истории «Древний Египет» 5 класс http://uchpotal/ruКомплект тестов по истории Древнего мира в 5 классе http://uchkoplka/ru
9.Используемые на уроке гуманитарные, образовательные технологии:
– анализировать и обобщать,
доказывать, делать выводы, определять понятия;
– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную
информацию, необходимую для решения учебных задач;
– представлять информацию в разных формах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
время Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапред-метныерезультаты
1мин 1.Организационный этап.
Цель этапа: организовать обучающихся на основную учебную деятельность.
Проверка и помощь учащимся в
подготовке к уроку. Создает благоприятную обстановку.
Приветствует учащихся.
Отмечает отсутствующих.
Настрой на урок. Готовятся к началу урока.
Уметь самостоятельно контролировать собственное время и управлять им.
Коммуникативные УУД
Планирование учебного сотрудничества.
5мин 2.Актуализация изученного материала.
Цель этапа: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в изученном материале. -Ребята, давайте вспомним, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
-А как вы думаете для чего мы выполняли контрольную работу?
- Давайте, мы с вами обратимся к вашим работам и выясним , где же вы допустили ошибки.
-Сейчас каждый получает свой рабочий лист с проверенными тестами, в заданиях, с которыми вы не справились, не указан верный ответ. Опираясь на материал учебника стр. 11-36, вам предстоит в течении 3-х минут найти правильные ответы.
Учитель контролирует.
-Согласны ли вы с теми оценками, которые получили за контрольную работу?
Ответы обучающихся.
Учащиеся изучают задания с которыми не справились в контрольной работе, опираясь на материал учебника стр. 11-36, исправляют ошибки.
Ответы обучающихся с аргументацией своего мнения.
Самоопределение, смыслообразование. Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний. Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Регулятивные УУД
Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД
Анализ, синтез, сравнение.
3мин 3.Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД; организовать анализ учащимися возникшей ситуации на этом этапе, подвести к выявлению места и причины затруднения.
1 слайд- Заставка 1.
Учитель показывает обучающимся геометрическую фигуру- пирамиду.
-Что вы видите перед собой?
-Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?
-Посмотрите внимательно на слайд, что вы здесь видите?
2 слайд- Заставка 2.
- Давайте определим тему нашего урока.
Учитель конкретизирует, что начинаем изучать Древний Египет, и его называют государством пирамид, и по этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в мире- Нил.
3 слайд- Тема урока.
-Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении нового материала.
-Какая будет стоять перед нами цель?
4 слайд-Цель урока.
-Что нужно нам узнать, чтобы достичь поставленной цели?
-Изучать тему нашего урока мы будем по следующему плану:
1.Географическое положение и природно - климатические особенности Египта.
2.Возникновение неравенства между людьми.
3.Объединение Египта.
4. Письменность египтян.
5 слайд-План урока.
-Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на четыре группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана, распределяя по группам учитель использует метод «зигзаг» (однопорядковые номера образуют свою группу), раздает задания для каждой группы «Дорожные карты».
- Что нам поможет преодолеть затруднения, с которыми мы можем столкнуться при работе в группах?
(Учитель рекомендует при работе в группах пользоваться учебником параграф 7 и дорожными картами, которые заранее подготовлены учителем и лежат на партах учеников).
Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.
Учащиеся предполагают, что тема урока будет связана с государством, в котором можно встретить пирамиды, где протекает одна из самых больших рек в мире- Нил.
Отвечают: «Египет- дар Нила».
Варианты ответов учащихся:
недостаточностьимеющихся знаний, новые понятия.
Ответы учащихся: получить новые знания, построить проект выхода из затруднения и реализовать этот проект, восполнить недостающие знания по этой теме.
Ответы обучающихся.
Распределение по группам, выполнение заданий в группе.
Варианты ответов учащихся:
текст параграфа, дорожные карты для групп.
Формирование основ социально-критического мышления;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого. Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Регулятивные УУД
Саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД
Анализ обьектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.
19
мин 4.Изучение новой темы.
Цельэтапа:построить проект выхода из затруднения и реализовать построенный проект; получить новые знания.
Работа в группах (7 мин).
Приложение № 1-4
-А теперь выберите выступающего от своей группы и давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.
6-10 слайды- 1 группа
11-12 слайды- 2 группа
13 слайд- 3 группа
Участники групп работают с дорожными картами по алгоритму, организуя свою деятельность.
Выступают от группы по одному представителю (время на выступление каждого 3 мин, сопровождается демонстрацией слайдов презентации), остальные внимательно слушают друг друга. Осознанное построение индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Овладение базовыми знаниями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах. Коммуникативные УУД
Учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Регулятивные УУД
Саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД
Поиск, выделение информации, синтез как составление целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
6мин 5.Первичное закрепление.
Цель этапа:организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
- Для того, чтобы выяснить как вы внимательно слушали друг друга, устроим «Блиц- турнир».
1.Какое государство мы начали изучать сегодня на уроке?( Египет)
2.Где расположено государство Египет?(Северо- Восточная Африка)
3.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
4. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)
По карте вопросы (стр.45)
5.Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное)
6.Какая река протекает по территории Египта? (Нил)
7.Назовите столицу Египта? (Мемфис)
- Ребята, формирование на берегах Нила египетского государства способствовало появлению первых цивилизаций. На доске слова-подсказки, попробуйте из них сложить определение термина «Цивилизация».
Приложение № 5
Слова-подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.
- Работа в парах. Составьте синквейн к слову «Цивилизация». Обучающиеся отвечают на вопросы.
Формулируют определение термина «Цивилизация».
Цивилизация- это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
В парах составляютсинквейн к слову «Цивилизация», затем один ученик отвечает. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений. Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Регулятивные УУД
Контроль, коррекция, оценка.
Познавательные УУД
Поиск, выделение информации, синтез как составление целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
1мин 6.Динамическая пауза.
Цель этапа:психологическая и физическая разгрузка. -Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Покружились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. Выполняют задания физминутки. 6мин 7.Практикум.
Цель этапа: организовать взаимопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых. -Ребята, а теперь вам предстоит каждому выполнить в рабочих листах индивидуальные задания, после выполнения взаимопроверка.
Приложение № 6
Самостоятельно работают в рабочих листах, затем осуществляют взаимопроверку по эталону в презентации. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей. Регулятивные УУД
Контроль, коррекция, оценка.
Познавательные УУД
Составление целого из частей и их обоснование.
2мин 8. Рефлексия.
Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. Вернемся к цели нашего урока. Всего ли нам удалось достичь на уроке?
Приём «Поговорки – зеркало настроения».
Ответы учащихся с аргументацией своего мнения.
Варианты ответов обучающихся: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
« Труд- кормит, а лень- портит» и др. Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия. Коммуникативные УУД
Выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения.
Познавательные УУД
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2мин 9.Домашнее задание.
Цель этапа:
Учащимся дается инструкция по выполнению домашнего задания.
Учитель записывает домашнее задание на доске.
1 уровень: Параграф 7, вопросы 1-4
2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.
3 уровень: Сочинить стихотворение по теме урока. Обучающиеся записывают домашнее задание. Приложение № 1
Дорожная карта для работы в группе № 1 «Географическое положение и природно-климатические особенности Египта».
№ План действий, способов достижения поставленной задачи. Решения поставленной задачи.
1 Откройте в учебнике параграф 7 пункт 1. Внимательно прочитайте материал пункта 1, выпишите новые термины и определения. 2 Внимательно изучите карту Древний Восток стр.45 и найдите на ней те области и географические понятия, о которых идёт речь в тексте учебника. Приложение № 2
Дорожная карта для работы в группе № 2 «Возникновение неравенства между людьми».
№ План действий, способов достижения поставленной задачи. Решения поставленной задачи.
1 Откройте параграф 7. Внимательно прочитайте материал пункта 2 .
На основании изученного материала заполните таблицу.
Причины появления неравенства Последствия появления неравенства
2 Внимательно прочитате дополнительную информацию и используя материал учебника заполните пропуски в тексте.
«Истоки Нила находятся в Центральной-------------.С каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние. Каждый год в---------------начинался разлив Нила. Ежегодно разливаясь, река наносит частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород, которые называются-------------. Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Лишь в-------------Нил возвращался в свои берега. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Почва в долине Нила была мягкая и плодородная и давала высокий----------------».
Диодор Сицилийский.
Приложение № 3
Дорожная карта для работы в группе № 3 «Объединение Египта».
№ План действий, способов достижения поставленной задачи. Решения поставленной задачи.
1 Откройте учебник на стр.36-37. Внимательно прочитайте материал пункта 3и ответьте на вопросы:
1.Назовите на какие два больших царства оказалась поделенной долина Нила и обозначьте отличие царей этих царств?
2.Почему одному из царей удалось носить двойную корону?
3.Назовите столицу египетского государства?
1.
2.
3.
2 Дайте определение терминам. Рельеф-
Фараон-
Приложение № 4
Дорожная карта для работы в группе № 4 «Письменность египтян».
№ План действий, способов достижения поставленной задачи. Решения поставленной задачи.
1 Откройте в учебнике параграф 7 пункт 1. Внимательно прочитайте материал пункта 4, выпишите новые термины и определения. 2 Составьте синквейн к слову иероглиф. Приложение № 5
Слова-подсказки:
Объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура.
Цивилизация- это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
Приложение № 6
Рабочий лист ученика (цы) 5 класса:
1 Вариант
Задание 1 Решите тест.
1. Египет расположен:
1) между третьим и четвертым порогами Нила
2) вдоль побережья Красного моря
3) по берегам рек Нил и Евфрат
4) в Северо-Восточной Африке
2. Земледелие в Египте стало главным занятием, т.к.:
1) в Египте часто шли дожди
2) в Египте протекало много полноводных рек
3) в долина Нила земля была мягкой и плодородной
4) по берегам реки находилось много свободных, пригодных для земледелия полей
Задание 2 Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие
а) Папирус
Б) Дельта
в) ил
Г) пороги Определение
высокий тростник, из которого делали материал для письма
место впадения реки в море
каменистая преграда на дне реки
осадок, образующийся на дне водоемов или после разлива реки
А- Б- В- Г-
Задание 3 Вставьте пропущенные слова в текст.
В Северо- Восточной Африке простирается государство-------------------. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта окончательно подчинил-----------------------.Он стал носить------------------корону. Повелителей стали называть ------------------. Столицей египетского государства стал город-------------------------.
Рабочий лист ученика (цы) 5 класса:
2 Вариант
Задание 1 Решите тест.
1. Египет расположен:
1) в Западной Азии
2) от истоков Нила до дельты
3) вдоль побережья Средиземного моря
4) на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря
2. Греческий ученый Геродот называл Египет «даром Нила», потому что:
1) во время разливов Нила почва становилась плодородной
2) река была главной достопримечательностью Египта
3) первые жители Египта прибыли в страну по реке
4) основным занятием египтян было рыболовство
Задание 2 Установите соответствие между понятием и определением. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Понятие
а) Папирус
Б) рельеф
в) оазис
Г) пороги Определение
островок растительности, расположенный около естественного водоема посреди пустыни
высокий тростник, из которого делалиматериал для письма
каменистая преграда на дне реки
выпуклое изображение на камне
А- Б- В-
Задание 3 Вставьте пропущенные слова в текст.
В Северо- Восточной Африке простирается государство-------------------. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта окончательно подчинил-----------------------.Он стал носить------------------корону. Повелителей стали называть ------------------. Столицей египетского государства стал город-------------------------.