Урок истории в 5 классе ФГОС на тему: Египет — государство на берегах Нила.
МБОУ СОШ №1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова
Учитель истории и обществознания: Булгакова В. Н.
Тема урока: «Египет - государство на берегах Нила».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: Коллективная, групповая.
Задачи:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Образовательная среда урока:
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». Просвещение, 2013; карта Древний Восток; раздаточный материал для работы в группах; рабочая тетрадь по истории Древнего мира часть 1. Г.И. Годер.
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД.
Действия учителя: Приветствие. Дорогие ребята и уважаемые гости у нас с вами сегодня необычный урок-это путешествие в далёкую, непохожую на нашу страну. А вот какую попробуйте угадать по тому, что сейчас увидите и услышите. Итак, я вас приглашаю!
Анастасия Северинова читает стих:
Сфинкс
Лёг отдохнуть усталый сфинкс
У вечных пирамид.
Свирепый страж седых гробниц
Задумался – молчит...
Молчит и томно смотрит вдаль –
Куда-то на Восток.
Что в взгляде том? Тоска? Печаль?
А может быть упрёк?
А может вспоминает он,
Как много лет тому
Могучий, грозный фараон
Вёл войско на войну.
Иль вдруг привиделось ему,
Как тысячи рабов
Влачат гранитную плиту
Для храмов и дворцов.
А может мыслит он о том,
Что мир в грядущем ждёт,
О том, как вдруг восстанет он,
Когда черёд придёт
Лежит себе огромный сфинкс
У вечных пирамид,
Свирепый страж седых гробниц
Устал и тихо спит
Слайд 1.
Видео о Египте, его достопримечательностях.
Танец гостей (ребята - гости, прибывшие из прошлого в костюмах древних египтян танцуют).
2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?
Варианты ответов: Древний Египет.
Ш. Актуализация знаний.
Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план. Ваши предложения
В результате совместных действий на доске записывается план урока.
1.Географическое положение Египта.
2.Природно - климатические особенности Египта.
3.Объединение государства.
Как Вы считаете, с какими трудностями мы можем столкнуться при рассмотрении материала?
Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана
Что нам поможет в преодолении этих затруднений? текст параграфа, алгоритмы работы для групп, атлас, раздаточный материал.
Слайд 2. (тема, план урока и средства получения знаний).
Да, ребята, сегодня мы с вами совершим уникальное путешествие в одно из первых государств, появившихся на нашей планете – государство на берегах Нила, то есть Древний Египет. Вместе со мной нашими гидами-проводниками по незнакомому государству будут наши друзья: гид – Владислав Шакин расскажет о том, где было расположено государство Древний Египет, Кардюк Юлия – объяснит происхождение названия этой загадочной страны. гид –Екатерина Березникова покажет и расскажет нам о природе Древнего Египта, гид-Юлия Терещенко поведает нам о занятиях древних египтян, Болдин Александр – наш гид в историю объединения Древнего Египта, а Савельев Александр – расскажет нам об исследователях Древнего Египта.
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет. Тема показывается на доске и записывается в тетради учеников.
Уважаемые туристы и исследователи! За вашей работой наблюдают эксперты – гости, прибывшие к нам из Египта. Они-то и дадут оценку вашей работе сегодня и в случае нашего общего успеха будут делиться с нами своими секретами и сюрпризами, приготовленными для любознательных путешественников и исследователей.
Слайд 3
Итак, более 5 тысяч лет назад на нашей планете появились первые государства. Сходным было то, что все они зародились на берегах великих рек вдоль берегов Тигра и Евфрата в Западной Азии обосновалось государство древних шумеров - Междуречье, а на берегах Нила в Северо-Восточной Африке – Древний Египет. Древние царства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием людей.
Во главе государства стоял царь, свою власть он передавал по наследству-сыну. Ему служило войск, огромная армия чиновников. На территории государств строились города, а главный и самый могущественный, богатый город, в котором жил царь, становился столицей – общим центром.
Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.
Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Слово нашему гиду: Владик расскажет нам о месторасположении государства Древний Египет.
Слайд 4
Ученик – гид: Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта.
Река Нил берет начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю. Перед впадением в море Нил образует разветвленную дельту. Климат в той части Африки, где протекает Нил, сухой и жаркий. Дожди бывают очень редко. Большая часть земель представляет собой каменистую пустыню. Каждый год в июле Нил разливается. Во время разлива воды реки затопляют широкую полосу земли вдоль ее берегов. Сюда воды Нила приносят ил, делающий почву очень плодородной.
Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи, считая свою землю даром этого бога. Древние греки дали стране на берerax Нила имя Египет, так мы называем ее и теперь.
Учитель: Итак, а теперь мы возьмём наши тетради, откроем задание № 26 на странице 20, а в учебнике карту Древнего восток на странице 33 и обозначим на контурной карте:
1. Нил и 1-ый порог Нила;
2. зелёным цветом закрасим районы земледелия в Египте;
3.пунктиром обозначим границы районов земледелия;
4.напишем названия двух морей – с Севера – Средиземное, а с востока – Красное, которыми омывается Древний Египет;
5. напишем название древней столице – Мемфис;
6. обозначим треугольным знаком район пирамид.
Слайд 5
Проверяем по образцу. У кого возникли трудности поднимите руку.
Учитель: Так бывает, что одно и тоже государство или город и в древности и сейчас называются абсолютно одинаково, но есть и исключения. Что же с названием Египет? Менялось ли оно или возникло изначально? Расскажет Юля Кардюк.
Ученик – гид: Название страны – «Египет» произошло от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах – «дом Ка Птаха» , греч. - Мемфис) . Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» . Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
Сами египтяне называли свою страну Кемет или Та-кемет, что в переводе на русский означает «чёрный» или «чёрная земля», а точнее - «чернозём», -в честь плодородной чёрной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.
Проводим физминутку!
Уважаемые гости вам понравилась работа ребят?
Гости: Да и мы решили с ними разучить несколько движений египетского танца.
Учитель: Немножко размялись и снова в путь! Ребята, Египет – жаркая страна и её животный и растительный мир имеет свои особенности, о которых нам расскажет Березникова Катя.
Слайд 6
Ученик – гид: На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Это тростник. Египтяне очень рано научились строить лодки из тростника, а затем и корабли. По реке переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы. Из специально обработанных стеблей папируса люди получали прекрасный материал для письма, который тоже называли папирусом. По берегам Нила обитало много разных животных: бегемоты, жирафы, львы, фламинго и даже крокодилы. Поэтому, не случайно, один из древних египетских богов изображался с головой крокодила. Это бог Себек - бог воды и разлива Нила. Считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей.
Учитель: Итак, ребята в своих тетрадях для того, чтобы запомнить кем и чем представлен животный и растительный мир Древнего, да и современного Египта выполним задание аппликация: возьмите и приклейте растения и животных рядом с картой, а дома можете их раскрасить и подписать.
Слайд 7
Гости: ребята, а мне хотелось бы рассказать, что такое оазис.
Оа
·зис расположенный около естественного водоёма островок растительности в пустыне. Оазисы могут существенно различаться по величине и характеру. Оазисы образуются благодаря подземным рекам или водоемам, вода в которых способна достичь поверхности земли вследствие достаточного собственного давления или при помощи источников, организованных человеком.
Учитель: А мы продолжаем наше путешествие. Как я уже говорила древние государства возникали там, где основным занятием людей становилось земледелие. О том, как это произошло в Египте нам расскажет Терещенко Юлия.
Слайд 8
Ученик – гид: Египтяне были трудолюбивыми и искусными земледельцами. Год земледельца делился на три сезона. Сезон разлива Нила приходился на июль - ноябрь. К этому времени должны были быть вырыты каналы. Поля окружали специальными насыпями, чтобы там задерживалась вода. В эти же месяцы, когда не было сельскохозяйственных работ, власти призывали крестьян на государственные работы - строительство храмов, гробниц, дорог или на разработку полезных ископаемых в рудниках.
С середины ноября наступал период пахоты. Землю вспахивали сохой или деревянным плугом с бронзовым лемехом. В плуг впрягали волов. В Древнем Египте очень долго не знали о существовании лошадей. Они появились здесь вместе с кочевниками-завоевателями только через полторы тысячи лет после возникновения древнеегипетской цивилизации. Египтяне выращивали пшеницу и ячмень. На их огородах росли разные овощи - фасоль, горох, огурцы, лук, чеснок. Урожай собирали в марте - апреле. Пшеницу и ячмень жали серпами с лезвиями из заостренных кусочков кремня. Древние египтяне были искусными садоводами. В их садах зрели финики, инжир, гранаты, а в виноградниках - разные сорта винограда. Коровы, овцы, козы давали молоко, мясо, шкуры. В водоемах плавали домашние гуси и утки. Рыбу египтяне ловили сетями, на крючок или ловушками. Для производства тканей выращивали лен. Древний Египет считался житницей Древнего мира. Он продавал зерно и продукты питания в другие страны.
Учитель: Спасибо нашему гиду, а мы с вами постараемся выполнить задание №23 в рабочей тетради, а поможет нам в этом учебник и текст параграфа на странице 35 пункт 2.(земледелие, ноябрь).
Слайд 9
Гость: В Древнем Египте жили не только земледельцы, но и ремесленники, богатые вельможи, писцы, которые вели строгий учёт всем богатствам Египта. Люди были разные, а вот одежда древних египтян почти одинаковая. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялась очень медленно; долгое время одежда разных сословий отличалась только по качеству ткани и по отделке. В эпоху [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (3000 2400 гг. до н. э.) единственной одеждой мужчин была набедренная повязка схенти, представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания схенти, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе со схенти (а иногда и без неё) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный по форме. Никакой другой одежды даже цари долгое время не употребляли. Только [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при совершении священных обрядов набрасывали на плечи шкуру леопарда. У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис своеобразный узкий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.
Самыми распространёнными из всех видов украшений были всевозможные ожерелья, особенно т. н. ускх большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце. Оно делалось в форме разомкнутого круга, с завязками или застёжками на спине.
Учитель: Интересное дополнение от нашего гостя, а мне бы хотелось предоставить слово нашему следующему гиду – Болдину Александру.
Слайд 10
Ученик – гид: Поселения на берегах Нила сначала объединились в небольшие города-государства - номы.Их было более сорока. Номы воевали между собой, так как каждый из них хотел присвоить себе земли другого. Наконец образовались два царства: в верхнем течении Нила - южное царство - Верхний Египет; в нижнем течении Нила - северное царство - Нижний Египет. Войны между двумя царствами закончились победой Верхнего Египта. Его царь Мина объединил страну и короновался сразу двумя коронами - белой и красной. Это произошло примерно в 3000 году до н. э. Столицей государства стал город Мемфис. Впоследствии правители Египта неоднократно переносили свои столицы в другие города. Царя Древнего Египта называли фараоном.
Учитель: Итак, объединение Древнего Египта произошло около 3 тысяч лет назад до нашей эры. Единым правителем Египта стал фараон. В тетрадях на странице 21 в задании №27 сделайте необходимые записи.
Изучением древностей занимается множество наук, но главная из них – археология. Как же этот процесс развивался в отношении Египта расскажет Савельев Александр.
Слайд 10
Ученик – гид: Историей Древнего Египта интересовались ученые Древней Греции и Рима. За Древним Египтом закрепилась слава хранителя древнейшнх знаний человечества, страны тайн. В 19 веке в Египте начались археологические раскопки.
Французский ученый О. Мариет, английкий ученый Ф. Петри и их коллеги изучалн гробницы, мумии, сохранившиеся сооружения, настенные росписи, расшифровывали древние рукописи на папирусе. Русский ученый Б. Тураев написал первую научную историю Древнего Египта на русском языке.
Французский ученый Шампольон доказал, что египетские иероглифы это знаки письма и расшифровал их.
Египетские пирамиды, таинственный Сфинкс считаются одним из чудес света, дошедшим до наших дней. Эти и другие исторические источники рассказывают нам об истории Древнего Египта.
V. Первичная проверка понимания.
А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы и нашего путешествия соединить в единое целое .
Слайд11.
Найдите карту Древнего Египта
Слайд 12.
Найдите древнего египтянина.
Слайд13.
Что означает выражение Египет – дар Нила.
Первичное закрепление.
А теперь попробуйте чётко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Где и почему возникли древние государства? Почему Египет называли даром Нила?»
Информация о домашнем задании.
( Варианты)
1 уровень: Параграф 6, вопросы 1-4
2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25.
3 уровень: подготовить презентацию о тайнах, загадках или достопримечательностях Египта.
Рефлексия.
Для того, чтобы выяснить как вы усвоили материал урока, вам предлагается ответить на вопросы:
1.Где расположено государство Египет? (Северо-Восточная Африка)
2.Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземное)
3.Какой рельеф имеет страна? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
4. Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава)
А сейчас мы с вами составим цепочку Ваших ассоциаций по теме нашего урока. Итак Сегодня мы очень многое выяснили о своеобразии государства Египет. Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. Подвести учащихся к осознанию целостности мира, необходимости изучения истории и особенностей развития государств, для дальнейшего построения взаимодействия и взаимоотношений между народами.
Саморефлексия.
Оценивание своей работы и работы класса.
Оценки.
Все работали отлично, всем спасибо. Особая благодарность гостям и гидам! До свидания!
15