Конспект урока Понятие композиции в интерьере жилого дома.
МОУ «Медведицкая средняя
образовательная школа»
Литвиненко Лариса Борисовна
учитель технологии
I квалификационная категория
Тема урока: « Понятие композиции в интерьере жилого дома».
Раздел: Интерьер жилого дома
Класс: 6
Цели урока:
- Познакомить учащихся с основными правилами композиции; стилями и видами интерьера.
- Воспитывать эстетический вкус, чувство меры и гармонии.
- Развивать логическое мышление.
Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический
МТО урока: учебник, цветные карандаши, иллюстрации из журналов, карточки – задания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник технологии § 2, материалы для выполнения практической работы.
Формируемые УУД: личностные - проявлять интерес к теме урока, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, уметь осуществлять поиск необходимой информации;
предметные – знать основные правила создания интерьера жилого помещения, уметь выполнять макет интерьера комнаты
метапредметные - уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам, слушать учителя и вести диалог.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа).
Межпредметные связи: изо, русский язык, история, экология
Организация пространства: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия : интерьер, декор, композиция.
Профориентационные задачи: Развивать представления учащихся о профессиях, связанных с дизайном интерьера: “дизайнер”, “стилист”
Технологическая карта урока.
(№п/п)
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационная часть
(2 мин) 1. Приветствие учителя.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.
Настрой учащихся на работу
Вы улыбаетесь, и я улыбаюсь, значит, все будет хорошо!
Чтобы снять напряжение, на доске нарисовано «Дерево ожидания».
- Что вы ждете от этого урока?
- Я рада, что у вас хорошее настроение, значит, мы будем работать продуктивно.
За окном осень, и у нас осень. Продуктивно работать человек должен в любое время года. Желаю вам успехов на сегодняшнем уроке!
Как много в жизни значит Дом! Как много жизненности в нём! Начало, цель, причал и завершенье.
Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
Выбирают себе листочек, пишут на нем свои ожидания + выбирают смайлик настроения, приклепляют на нарисованное дерево.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (10 мин) Вначале был человек. Огляделся он вокруг себя, и чужой и опасной показалась ему Мать - Природа. И решил тогда человек огородиться от неё в своем мирке.
Так появился первый ДОМ.
Но неуютно было в доме. Тогда снова пришел человек к Природе, взял у неё материал и стал его для своего удобства кроить. Где ветка - обрежет, где сучок -сгладит. И дикая “неотесанная” Природа превращалась в услужливые вещи.
Так появилась МЕБЕЛЬ и много чего другого.
Уютно стало в доме, но как-то уныло. Стал тогда человек свой дом украшать: то, цветы на стол поставит, то картинку на стене нарисует, то узор на ножке стола вырежет.
Так и первый ДЕКОР появился.
Красивы стали вещи, но как-то беспорядочны. Решил тогда человек, все расставит, одно с другим согласовать, чтоб и удобно и красиво было.
Так возник первый ДИЗАЙН.
Пошёл после трудов своих человек к соседям, и видит: у того - кровать удобней сделана, у того - занавеска красивей расшита. Тогда стали люди друг у друга лучшее перенимать, и вскоре дома соседей приобрели что-то общее, похожее.
Так появился СТИЛЬ.
Безусловно, что ИНТЕРЬЕР наших домов - это как бы наше “второе я”. Заходя в дом, мы тут же чувствуем свою особую атмосферу и можем многое сказать о его хозяевах, их вкусах, склонностях.
-Вы уже догадались, какая тема нашего урока?
-Что такое дом?
- Давайте сформулируем цель нашего урока?
- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся, и какой вид творческой работы нам предстоит выполнить?
Предложите план нашего урока.
План урока.
Что такое интерьер.
Композиция интерьера
Стили интерьера.
Цвет в интерьере.
Практическая работа.
Защита. Опорные слова урока
Определяют тему урока: «Интерьер жилого дома»
Записывают тему урока.
Дают определение.
(Дом-это уют, радость, хорошее настроение, теплая атмосфера, создающая душевный комфорт)
Ставят цель урока: рассмотреть, что такое интерьер, композиция, стиль и создать свой вариант жилой комнаты.
Предлагают разные варианты плана.
3. Актуализация знаний учащихся (5 мин)
Фронтальная работа по вопросам:
Сталкивались ли вы с понятием интерьер?
Приходилось ли вам выбирать что - то для своей комнаты, квартиры, дома?
Как вы это делали?
Скажите, пожалуйста, а вам эти знания пригодятся в повседневной жизни? Слушают учителя и отвечают на вопросы.
4. Формирование новых знаний (10 мин)
С давних времен в народе говорят: “ Дом вести – не лапти плести”.
- Ребята, какие еще пословицы и поговорки о доме вы знаете?
А ведь существует целая наука о том, как вести дом – домоводство.
В толковом словаре В.И.Даля это слово объясняется как “домохозяйство, то есть забота о добром порядке всего домашнего обихода”.
Сегодня же на уроке мы поговорим об одном из этих слагаемых – качествах и особенностях интерьера.
Что такое интерьер?
Интерьер – это внутреннее пространство здания или помещения в здании; обстановка внутри помещения.
Что же такое композиция?
Композиция интерьера – это особое расположение и соотношение его составных частей: мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных зон.
Самостоятельная работа.
При создании интерьера учитывают общие правила композиции.
Я предлагаю вам, поработать в парах, из текста учебника найдите и запишите в свои тетради правила композиции.
Проверка самостоятельной работы.
Вывод: при создании интерьера, надо знать и учитывать правила композиции.
- Что такое стиль?
Стиль — совокупность признаков, художественного оформления.
- Перечислите, какие стили интерьера вы знаете?
Рассмотрим более подробно некоторые стили.
Античный ( Древняя Греция, Рим)
Барокко (Конец 16-середина 18 вв.)
Хай – тек. Кон.20- нач.21вв.
Что относится к декаративному оформлению интерьера?
Ткани в интерьере.
Среди предметов, которыми люди украшают своё жилище, ткани, и изделия из них занимают первое место.
Декоративные ткани – это все виды текстильных изделий, используемых для отделки и оформления квартиры. Это обивка мягкой мебели, ковры и дорожки, занавеси на окна и двери, покрывала и скатерти. Декоративные ткани могут быть фоном для отдельных предметов мебели и убранства. Ткани придают интерьеру неповторимый характер, создают атмосферу уюта и теплоты.
В интерьере квартиры большую роль играет оформление оконных проёмов. Оформлением оконных проемов могут служить шторы и гардины, а дверных – портьеры.
Шторы – это занавес из непросвечивающих тканей. Они бывают раздвижными и подъёмными. Раздвижные шторы навешиваются прямыми ровными складками. Верхнюю их часть, если позволяет высота помещения, можно декорировать ламбрекеном, который закрывает систему крепления занавесей. Шторы светлых тонов способствуют зрительному увеличению маленькой комнаты, а тёмные – уменьшают и делают уютнее большую.
Гардины – это занавес на окне из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, кружева, сетки, которые разнообразно и свободно драпируются. Служат они для защиты от избыточного света и пыли, рассеивания прямых солнечных лучей.
Портьеры – занавес на дверные проёмы из непросвечивающей плотной ткани, используемые для изоляции от света и шума соседних помещений, маскировки дверного проёма.
В последнее время широкое распространение получил такой вид оформления окон, как жалюзи - ряд пластин, соединённых между собой так, что они способны открываться, пропуская солнечный свет, и закрываться, изолируя комнату от улицы.
Жалюзи бывают с горизонтально и вертикально расположенными пластинами.
Задание на опережение.
Приводят примеры
«Мой дом – моя крепость»
«Дома и стены помогают»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Домой и ноги веселей бегут»
«Мило тому, у кого много всего в дому».
«В добром жилье сами кудри вьются, в худом секутся».
Вспоминают ранее изученное.
Высказывают по знанию или незнанию понятия.
Правила композиции:
Симметричная композиция – чаще всего имеет ярко выраженый центр, а предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси.
Ассиметричная композиция – обязательное условие – выделение центра композиции, привлекающего к себе внимание, - картины, растения или группы светильников.
Ритм – задается повторением элементов интерьера.
Доминанта - это визуальный центр композиции, который сразу притягивает взгляд.
Статичная композиция – преобладание в интерьерепрямоуголных горизонтальных элементов.Чаще всего это помещения в классическом стиле.
Динамичная композиция – достигается внесением в оформление диагональных и вертикальных линий.
Обучающиеся зачитывают свои записи.
Высказывают свое мнение.
Записывают в тетрадь.
Кантри, классический, минимализм, модерн.
Записывают основные характеристики:
Античный - Триумфальные арки, колонны. Цвета: белый, оливковый, слоновой кости.
Барокко - Нарочитая усложненность, скругленные углы, много зеркал. Пышность, величие. Цвета: золотые, желтые, белые, все оттенки теплых тонов.
Хай – тек - Строгость, лаконизм форм, отсутствие декора, используется много металла, стекла, дерева. Цвета: в идеале кричащих тонов
Высказавают свое мнение.
Записывают в тетрадь.
Сообщения обучающихся на тему: «Профессия дизайнер», «Профессия стилист».
4. Практическая работа (25 мин.) Практика
На основе полученных знаний об интерьере жилого помещения выполните в группах проект - кластер (квейлинг) комнаты.
1 гр. - гостинная
2 гр. - спальная
3 гр. - детская.
Подготовьте защиту своего проекта по вопросам:
1. Что мы учитывали при создании интерьера своей комнаты
2. Какие качества мы использовали для создания интерьера своей комнаты?
3. Чем руководствовались при расстановке мебели? Работают в группах
- распределение ролей в группе (ищет информацию, работает над проектом, готовит защиту)
5. Защита проектов.
( 15 мин)
Защита проектов.
Итак, вы создали свои проекты.
Оцените свою работу.
Защищают проект
6. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(5 мин) Вы сами увидели, что также необходимы зонирование помещения, декорирование и стиль.
Зонирование – это распределение пространства на отдельные зоны (при помощи мебели – зона для сна, рабочая зона, зоны отдыха и др.)
Декорирование -это выбор и размещение в интерьере различных предметов декора, аксессуаров. Записывают в тетрадях понятия: Зонирование, Декорирование.
7. Итоговая часть.
(3 мин). Что изучали на уроках?
Что узнали для себя нового?
Как можно применить в своей жизни эти знания?
Скажите, а ваши ожидания сбылись, которые вы написали в начале урока?
Участвуют в обсуждении результатов работы.
Домашняя работа (2 мин) Задание по выбору: найти в Интернете сообщения: «Виды штор», «Разные стили в интерьере жилых помещений», презентации к ним.
Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.
8. Рефлексия
(3 мин) Если вам все понятно было на уроке и все получилось, то покажите ладошку (все пять пальцев)
Если вам несовсем все понятно и не все получилось, разведите руки.
А если совсем ничего непонятно и ничего не получилось, сложите руки перед грудью.
Обучающиеся показывают свое отношение к уроке.