Конспект образовательной деятельности на тему: в рамках проектной деятельности по экологическому воспитанию «Войди в природу другом»


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Конспект образовательной деятельности на тему:

в рамках проектной деятельности по экологическому воспитанию
«Войди в природу другом»

Выполнила: воспитатель группы «Гномики»
Аболмасова М.В.
09 апреля 2013года г. Шигры.
Программные задачи:
Расширить представление детей о жизни насекомых;
Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида;
Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
Обогащение словаря: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.
Материалы: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, какое время года сейчас?
Дети. Весна.
Воспитатель. В это время появляются насекомые, и сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям полянки. Согласны? Как нужно вести себя в гостях?
Дети отвечают.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?
Подходят к полянке-столу, накрытому зелёной скатертью.
Ну, вот мы и пришли на полянку! Ребята, да здесь никого нет.
- Ой, а что это такое лежит на полянке?
- Это конверт с письмом.
- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.
Письмо.
Помогите! Помогите!
Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.
Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.
(подпись) Насекомые.
- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)
1. У нас четыре крыла.
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют её ……(Стрекоза)
(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)
2. Погляди на молодцов,
Веселы и бойки.
Волокут со всех сторон
Материал для стройки,
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может….(муравей)
3. Этот маленький скрипач,
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик)
4. Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
На спине кружочки,
Черненькие точки. (божья коровка)
5.Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок,
Пьёт коготком душистый сок. (бабочка)
Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Ребята, нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелиться куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель держит в руках игрушечную бабочку на палочке.
Воспитатель. Следите глазами за бабочкой.
Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз…и назад спешит.
А теперь давайте ещё раз назовём этапы развития бабочки, используя схему.
Что сначала откладывает бабочка?
Дети. Яйца.
Воспитатель. Кто появляется из яйца?
Дети. Гусеница.
Воспитатель. В кого она превращается?
Дети. В куколку.
Воспитатель. Кто выходит из куколки?
Дети. Бабочка.
Воспитатель. - Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.
- Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.
У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.
(показывает плакат с насекомым нарисованным по частям)
- А теперь чуть-чуть отдохнем.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
Воспитатель. Ребята, есть ли у насекомых враги?
Дети. Есть.
Воспитатель. Кто?
Дети. Птицы, люди.
Воспитатель. Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый?
Дети. Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев.
Воспитатель. Зачем им нужна такая окраска?
Дети. Защищаться от врагов, прятаться.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка. Даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?
Дети. Они живые.
Воспитатель. Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять. Но ими можно любоваться. Как вы думаете как?
Дети. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.Воспитатель. А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки. Поиграем в кузнечика, как он прыгает, а теперь в пчёлок, бабочек.
(Дети изображают насекомых).
Воспитатель. Ну вот, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с насекомыми.
Рефлексия. Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы ещё занимались?
Ребята, я думаю, насекомым было приятно с вами познакомиться, как-нибудь мы ещё сходим к ним в гости.